Философский словарь

П.и. Новгородцев: Кризис Современной Культуры, Современного Правосознания И Общественный Идеал

В начале XX в. не только в России, но и в других странах Европы и Азии одной из самых популярных, как уже отмечалось, была идея кризиса культуры, кризиса цивилизации. На русской почве эта идея привилась тем сильнее, что философы форсировали обсуждение этой идеи с особой страстью, подчас перераставшей в не лишенную истеричности полемику. К числу теоретиков кризиса принадлежал также и Новгородцев. Он глубоко обосновал идею кризиса. В отличие от многих современников он анализировал явление кризиса спокойно и объективно. Меньше всего его можно причислить к тем, — а их было немало, кто поистине наслаждался речами о кризисе, о потрясении основ духа и культуры. Для Новгородцева кризис — его боль и забота. В чем кризис культуры и цивилизации начала века состоит и как его можно преодолеть? Ответу на эти вопросы посвящена книга "Кризис современного правосознания" (1909). Новгородцев видел значение своей книги в том, чтобы показать: потеряна вера в такое правовое государство, которое будет совершенным, абсолютным, став неким подобием царства Божия на земле. Другая книга — "Об общественном идеале" — по собственному признанию автора, тесно связана с первым трудом. Выход из кризиса Новгородцев усматривал в том, чтобы снять печать абсолютной значимости с временных исторических идеалов и в то же время обратить мысль к подлинным законам и задачам исторического развития. Что же за идеалы, претендовавшие на абсолютное совершенство, он имеет в виду, и почему эти идеалы потерпели крушение? С точки зрения Новгородцева, европейская философия долгие века исходила из идеи, провозглашающей: на земле можно создать некое подобие рая. В этой идее, писал Новгородцев, прежняя общественная философия видела свой высший предел. Но в особенности тесно с этой верой он связывает философию нового времени, главным образом, философию конца XVIII и XIX в., философию, которая опиралась, с одной стороны, на Руссо, Канта, Гегеля, а с другой — на Конта, Спенсера и Маркса. Новгородцев писал: "Все это признанные и руководящие вожди своего времени, имевшие огромное, редкое влияние на умы. Представители весьма различных и часто противоположных направлений, все они сходились в общем ожидании грядущего земного рая. Они были убеждены: 1) что человечество, по крайней мере в лучшей своей части, приближается к блаженной поре своего существования; 2) что они знают то разрешительное слово, ту единственную истину, которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории. Каждый из великих мыслителей по-своему выражал ту истину, которая должна была спасти людей, но все думали одинаково, что такая истина есть и что они знают ее". Правда, включая в этот перечень Руссо и Канта, Новгородцев, хорошо знавший их концепции, должен был сделать оговорки. Руссо не так-то легко назвать проповедником земного рая — тому противоречат многие тексты. Столь же спорно причисление к этой когорте и Канта. Новгородцев признает, что Кант мог остаться в стороне от основной линии развития эпохи: ведь он обосновал этику категорического императива, а она сурово отклоняла вопросы о будущем счастье, выступая за исполнение долга ради самого долга. Но дух времени, по глубокому убеждению Новгородцева, коснулся и Канта. В политике Кант воспринял от Руссо веру в народовластие. Кроме того, он все-таки видел перед собой некий идеал абсолютного правового состояния и надеялся на вечный мир. Гегель считал, что человечество переживет свою старость и достигнет зрелости духа: зрелость проявится в примирении божественного и человеческого, абсолютного и субъективного начал. Новгородцев добавляет: "Говоря здесь об эпохе, которую я считаю с конца XVIII столетия, я не хочу утверждать, что и ранее, в предшествующие века не была распространена вера в земной рай. Мечта о золотом веке, относимом или к отдаленному прошлому, или к ожидаемому будущему, есть одно из самых старых человеческих убеждений и одно из самых старых человеческих утешений". Однако он полагает, что именно в новое время прежние прорицания, неясные ожидания философы довели до уровня теории со сложными умозаключениями и доказательствами. И вот тогда-то вера в золотой век получила огромную действенную силу в обществе. Для Новгородцева проблема общественного идеала очень важна в свете вопроса о бесконечности. Вопрос очень сложен. Он имеет поистине жизненное значение для отдельного человека, человеческой личности. В начале XX в. русские мыслители много спорили на эти темы. Борьба шла вокруг существенной проблемы: либо личность и сегодняшний день самоценны, либо личность — вечный данник некоторого светлого будущего, которое, по идее, когда-то должно наступить; и, значит, вся жизнь человека сегодня, завтра, послезавтра — только серая действительность, которую надо перетерпеть во имя движения к светлому будущему. Согласно Новгородцеву, теория личности и самоценности личности должна выставить барьер на пути такой хилиастической, т.е. переносящей все в светлое будущее, концепции. В центр ставится конкретная личность, ей придается безусловное значение; нынешнее бытие личности всегда остается той основой, которая должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса. В книге "Об общественном идеале" Новгородцев в высшей степени скрупулезно, на многих страницах разбирает различные сочинения, которые документируют марксистскую доктрину в ее эволюции. Речь идет о восприятии марксизма на русской почве, о внутренних спорах, которые адепты этого учения стали вести друг с другом. Как философа права Новгородцева принципиальным образом интересовали противоречия марксистской концепции государства. Новгородцев показывает, что марксистская доктрина, особенно на раннем этапе развития, покоилась на разрушении самой идеи государственности. В этом пункте Новгородцев продемонстрировал коренное различие между марксизмом как антигосударственной доктриной и той теорией правового государства, которую он, несмотря на многие оговорки, считал важнейшим достоянием интеллектуальной истории России. "Теория правового государства, — говорил он, — принципиально исключает утопию безгосударственного состояния". Она учит, что правильно организованное государство может стать воплощением начал справедливости, что в хорошо устроенном государственном порядке справедливость способна найти для себя твердую опору. Таким образом, теория обязана устранить вражду по отношению к идее государства. Связь между марксистско-анархистскими идеями отрицания государства, которые были так распространены в России, и периодами слабой государственной власти — вот что беспокоит "государственника" Новгородцева. Но дело не только в этом. Новгородцев справедливо отмечает, что марксистская концепция не могла удержаться на анархистской антигосударственной идее. В тех случаях, когда марксистам нужно было ставить вопросы о завоевании власти, о борьбе со своими противниками, их учение не могло не становиться прогосударственным. Вот слова Новгородцева: "Представляя собой по своему конечному идеалу доктрину утопическую, марксизм хотел быть в то же время и учением реалистическим, развивающимся на почве действительного рабочего движения в связи с его конкретными нуждами и задачами. Но реальные задачи и нужды не могут быть отложены до наступления социалистического строя; уже теперь, в рамках современного государства, они требуют своего удовлетворения, а это не может быть достигнуто иначе, как на почве соглашения с другими классами". И далее Новгородцев предсказывает, что марксизму, когда он станет доктриной правящего класса, нужно будет выбирать одно из двух: "Или идти в ногу с другими классами, совершать с ними общую историческую работу и добиваться своих целей путем компромисса", или же, "отрываясь от общей исторической почвы, резко противопоставлять себя другим классам, отрицать современное общество и государство и стремиться к их разрушению". Это противоречие, пророчествует Новгородцев, послужит одним из оснований последующей гибели и разрушения социализма. "Высказывая взгляд на будущее нереформистского социализма, — пишет Новгородцев, — мы должны с не оставляющей сомнения резкостью подчеркнуть, что историческое осуществление социалистических начал явится вместе с тем и полным крушением марксизма. Не следует забывать, что классический марксизм верит не в реформы, а в реформу — единый, всесторонний, безусловный переворот всех общественных отношений, полную, совершенную, всеисцеляющую рационализацию всей человеческой жизни". Неспособность марксизма положиться на частичные и постепенные реформы, надежда только на "последний и решительный" переворот и должны в конце концов привести его к краху.


Смотреть значение П.и. Новгородцев: Кризис Современной Культуры, Современного Правосознания И Общественный Идеал в других словарях

Общественный 1 — социальный
Словарь синонимов

Общественный 2 — коллективный
общий
Словарь синонимов

Идеал — идеала, м. (от греч. idea - идея) (книжн.). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-н., мыслимый предел стремлений, желаний. красоты. человека. В идеале не то, что........
Толковый словарь Ушакова

Кризис — м. лат. *перелом, псреворот, решительная пора переходного состоянья. или перелом болезни; кризис или переворот денежный. Врачи зовут кризисом внезапный переворот в болезни,........
Толковый словарь Даля

Общественный — общественная, общественное. 1. Прил. к общество (в 1 знач.). Основной признак различия между классами - их ме в общественном производстве, а следовательно, их отношение........
Толковый словарь Ушакова

Идеал М. — 1. То, что составляет высшую цель деятельности, устремлений. 2. Совершенное воплощение чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Кризис М. — 1. Резкий поворот в каком-л. положении, состоянии. 2. Переломный момент в течение болезни, ведущий к улучшению или ухудшению состояния больного. 3. Тяжелое состояние общества,........
Толковый словарь Ефремовой

Общественный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: общество (1), связанный с ним. 2. Порождаемый, создаваемый обществом (1), осуществляемый в нем. // Связанный с добровольным обслуживанием политических,........
Толковый словарь Ефремовой

Кризис — кризиса, м. (греч. krisis - решение). 1. Резкое изменение, крутой перелом. 2. Периодически наступающее в капиталистической экономике явление перепроизводства товаров, ведущее........
Толковый словарь Ушакова

Идеал — -а; м. [франц. idéal]
1. Высшая цель, к которой стремятся люди; то, что составляет высший смысл их деятельности, духовных устремлений. Жизненный и. Возвышенные, гуманистические........
Толковый словарь Кузнецова

Договор Общественный — - теория, утверждающая, что законная власть возникает в результате добровольного соглашения свободных и добродетельных людей.
Политический словарь

Доминанта Эстонской Культуры — - неопределенное понятие, на практике выражающееся в поддерживаемом государством гнете (доминировании над другими языками населения) эстонского языка, который понимается........
Политический словарь

Идеал — (фр. ideal гр. idea идея, понятие, представление) - образец, высшая конечная цель стремлений, деятельности.
Политический словарь

Идеал Политический — - совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического........
Политический словарь

Кризис — (‹ гр. krisis решение, поворотный пункт, исход) - тяжёлое, переходное состояние; резкий, крутой перелом. (Словарь, с. 124)
Политический словарь

Кризис (в Общественном Развитии) — Резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития человеческого общества (напр., политический К., экономический К.).
Политический словарь

Кризис Идентичности — - возникает, когда социально-структурные разделения и этнические или другие субнациональные идентификации препятствуют общенациональному объединению и идентификации........
Политический словарь

Кризис Конституционный — - фактическое прекращения действия основного закона страны.
Политический словарь

Кризис Легитимности — - развал конституционных структур и деятельности правительства, вытекающий из отсутствия в обществе согласия относительно природы и методов деятельности политической власти.
Политический словарь

Кризис Парламентский — - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте.
Политический словарь

Кризис Политический — - состояние политической системы, когда нарушается стабильность, обостряются политические конфликты. Он возникает в ситуациях, когда конфликты не могут быть разрешены путем компромисса.
Политический словарь

Кризис Политический И Конфликт — Политический кризис - это глубокое расстройство политической системы, нарушение ее нормального функционирования, заключающееся в том, что значительная часть граждан........
Политический словарь

Кризис Правительственный — - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами.
Политический словарь

Кризис Проникновения — - снижение способности государственного управления проводить свои директивы в разнообразных социальных группах и уровнях социального пространства (регионы, этнические........
Политический словарь

Кризис Распределения — - неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной........
Политический словарь

Кризис Участия — - создание правящей элитой искусственных препятствий для включения в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострение........
Политический словарь

Кризис Экономический — Резкое сокращение или прекращение производства товаров и сокращение платежеспособного спроса на них, что ведет к массовой безработице, снижению заработной платы,........
Политический словарь

Культуртрегер (буквально: Носитель Культуры) — Ироническое название колонизаторов, прикрывающих порабощение колониальных народов утверждениями и декларациями о насаждении среди них культуры и просвещения.
Политический словарь

Новгородцев Павел Иванович — (28 февраля 1866, Бахмут Екатеринославской губернии, – 23 апреля 1924, Прага). Родился в семье харьковского 2-й гильдии купца. Окончил в 1884 с золотой медалью Екатеринославскую........
Политический словарь

Новгородцев Павел Иванович (1866-1924) — - выдающийся русский философ, правовед, историк права, один из наиболее видных представителей либерализма. Новгородцев обосновывал подчиненность государства........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :