Философский словарь

А.швейцер: Этика - Основа Культуры

Европейская культура, по мнению А. Швейцера, находится в глубоком кризисе. Основные формы проявления этого кризиса - господство материального над духовным, общества над индивидом. Материальный прогресс, считает Швейцер, не вдохновляется более идеалами разума, а общество обезличивающим, деморализующим образом подчинило индивида своим целям и институтам. Кризис культуры в конечном счете обусловлен кризисом мировоззрения. Европейцам кажется, замечает Швейцер, что стремление к прогрессу - это нечто естественное и само собой разумеющееся. А между тем это не так. До того и для того чтобы в людях пробудилась жажда деятельности, в них должен сформироваться оптимистический взгляд на мир. Народы, находящиеся на примитивной стадии развития и не выработавшие цельного мировоззрения, не обнаруживают ясно выраженной воли к прогрессу. Кроме того, существуют мировоззрения, утверждающие отрицательное отношение к миру: так, индийская мысль ориентировала людей на практическую бездеятельность, жизненную пассивность. Пессимизм мышления закрывает путь оптимизму действия. Да и в истории европейской культуры миро- и жизнеутверждающее мировоззрение возникает в новое время, во времена античности и средневековья оно существует в лучшем случае в зачаточном виде. Только Возрождение окончательно повернулось к миро- и жизнеутверждению, и, что особенно важно, оплодотворило его христианской этикой любви, освободившейся от пессимистического мировоззрения. Так возникает идеал преобразования действительности на этических началах. Проснувшийся в людях нового времени дух преобразования, воля к прогрессу восходят именно к этому миро- и жизнеутверждающему мировоззрению. Только новое отношение к человеку и к миру порождает потребность в создании материальной и духовной реальности, отвечающей высокому назначению человека и человечества. Оптимистическое мировоззрение трансформируется в волю к прогрессу. Это и порождает культуру нового времени. Однако судьба европейского мышления сложилась трагически. Суть трагедии Швейцер видит в утрате первоначальной связи миро- и жизнеутверждения с этическими идеалами. В результате этого воля к прогрессу ограничилась стремлением лишь к внешним успехам, росту благосостояния, простому накоплению знаний и умений. Культура лишилась своего исконного и самого глубокого предназначения - способствовать духовному и нравственному возвышению человека и человечества. Это очень важный момент в философии культуры Швейцера: мировоззрение миро- и жизнеутверждения только тогда становится подлинной культуротворящей силой, когда оно соединено с этикой. Оптимистическое мировоззрение европейского человека потеряло связь с этикой, лишилось смысла. Почему это произошло? Основная причина, по мнению Швейцера, состоит в том, что этический идеал не был глубоко обоснован. В новое время он был усвоен поверхностно. Задача состоит в том, чтобы преодолеть этот недостаток - обосновать зависимость мировоззрения от этики. Швейцер это сделал. Вот собственный неторопливый рассказ самого Швейцера о том, как произошло открытие, составившее основу его учения. "Решаемо ли вообще то, что до сих пор не удавалось решить? Или, быть может, мировоззрение, благодаря которому только и возможна культура, следует рассматривать как иллюзию, никогда не оставляющую нас, но и никогда не получающую действительного господства? Предлагать его нашему поколению в качестве предмета веры казалось мне делом бессмысленным и безнадежным. Оно может стать его духовной собственностью только тогда, когда явится перед ним как нечто, проистекающее из мышления. В глубине души я был убежден в истинности того, что миро- и жизнеутверждение соотнесено с этикой и именно это является мировоззрением культуры. И стоило предпринять попытку, чтобы в новом, безыскусственном и истинном мышлении с необходимостью постичь эту истину, которая до сих пор оставалась предметом веры и предчувствия, хотя часто и выдавалась за доказанную. В этом деле я был подобен тому, кто на место прогнившей лодки, в которой он больше не может выходить в море, должен построить новую, лучшую, но не знает, с чего начать. Месяцами находился я в постоянном внутреннем напряжении. Без всякого успеха концентрировал я свою мысль на сущности миро- и жизнеутверждения и на том общем, что они имеют между собой, и даже ежедневная работа в госпитале не могла меня отвлечь. Я блуждал в чаще, не находя дорогу. Я упирался в железную дверь, которая не поддавалась моим усилиям. Все знания по этике, какими вооружила меня философия, представления о добре оказались непригодными. Выработанные ею представления о добре были столь нежизненны, неэлементарны, столь узки, бессодержательны, что их невозможно было привести в соответствие с миро- и жизнеутверждением. Она, в сущности, вовсе не затрагивала проблему связи между культурой и мировоззрением. Миро- и жизнеутверждение нового времени было для нее настолько самоочевидными, что у нее не возникало никакой потребности составить себе о нем ясное представление. К своему удивлению, я должен был констатировать, что та область философии, куда завели меня размышления о культуре и мировоззрении, оставалась неведомой страной. То с одной, то с другой стороны пытался я проникнуть внутрь нее. И каждый раз вынужден был отступать. Я уже потерял мужество и был измотан. Пожалуй, я уже видел перед собой то самое знание, о котором идет речь, но не мог схватить его и выразить. : В этом состоянии я предпринимал длительную поездку по реке. По пути в Карл-Лопес на море, куда я в сентябре 1915 года отправился вместе с женой, обеспокоенный состоянием ее здоровья, меня пригласили к больной даме из миссии госпоже Пелот в местечко Нкомо, находившееся в двухстах километрах вверх по течению. Единственным средством передвижения оказался готовый к отправлению пароход, тащивший на буксире перегруженную баржу. Кроме меня на борту были только негры. Среди них также мой друг из Ламбарене Эмиль Огома. Поскольку я в спешке не запасся достаточным количеством провианта, они позволили мне есть из их котелка. Медленно продвигались мы против течения, с трудом лавируя между песчаными отмелями - то было сухое время года. Углубившись в себя, сидел я на палубе баржи, размышляя о проблеме элементарного и универсального этического, которого я не нашел ни в одной философии. Страницу за страницей исписывал я бессвязными фразами только для того, чтобы сосредоточиться на проблеме. Вечером третьего дня, когда на заходе солнца мы проезжали сквозь стадо бегемотов, передо мной мгновенно возникло слово, которого я в тот момент не искал и не ждал - "благоговение перед жизнью". Железная дверь подалась, тропинка в чаще обозначилась. И вот я пришел к идее, содержащей вместе миро-и жизнеутверждение и этику! Теперь я знал, что мировоззрение этического миро- и жизнеутверждения и его идеалы культуры обоснованы в мышлении". Что за необычная сила сокрыта в этих трех словах: "благоговение пред жизнью"? Почему они стали решением мучившей Швейцера загадки мировоззрения и этики? Последуем за ходом его мысли. Сознательное, или, как говорит Швейцер, "мыслящее", мировоззрение характеризуется тем, что дает себе ясный отчет о своей собственной исходной точке и элементарной основе. Мыслящим можно считать лишь то мировоззрение, которое способно выдержать проверку мыслью, является своего рода мыслью о мысли. Как здание долговечно тогда, когда возведено на фундаменте более прочном, чем все другие используемые при его строительстве материалы, так и мировоззрение, чтобы приобрести необходимую устойчивость, должно покоиться на мысли, которая является мыслью в большей мере, чем все прочие входящие в его состав мыслительные конструкции. Размышляя над аксиоматическим основанием научного метода, обозначая "фундамент", на котором можно возвести здание мировоззрения, Декарт сформулировал свой знаменитый тезис "Я мыслю, следовательно, существую". Такое начало, считает Швейцер, обрекает Декарта на то, чтобы оставаться пленником царства абстракций. И в самом деле, все, что следует из этого "я мыслю", не выводит человека за пределы самой мысли. Декартово решение проблемы не удовлетворяет Швейцера. Мысль всегда есть мысль о чем-то. И Швейцер пытается выявить первичную и постоянную определенность мысли, ее специфическую объектность. Таким элементарным, непосредственным, постоянно пребывающим фактом является воля к жизни. Швейцер формулирует свою аксиому: "Я - жизнь, которая хочет жить, я - жизнь среди жизни, которая хочет жить" Всегда, когда человек думает о себе и своем месте в мире, он утверждает себя как волю к жизни среди таких же воль к жизни. В сущности Швейцер перевернул формулу Декарта, положив в основу самоидентификации человека не факт мысли, в факт существования. Его принцип, если пользоваться терминами Декарта, можно было бы выразить так: "Я существую, следовательно, мыслю". Существование, выраженное в воле к жизни и утверждающее себя положительно как удовольствие и отрицательно как страдание, он рассматривает в качестве последней реальности и действительного предмета мысли. Когда человек мыслит в чистом виде, он находит в себе не мысль, а волю к жизни, выраженную в мысли. Воля к жизни в учении Швейцера - в отличие от "я мыслю" Декарта - говорит о том, что делать, позволяет, и более того, требует от человек выявить отношение к себе и к окружающему миру. Воля к жизни приводит человека в деятельное состояние, вынуждает его тем или иным образом к ней отнестись. Это отношение может быть негативно с позиции отрицания воли к жизни, как, скажем, у Шопенгауэра. И тогда мысль не может состояться, развернуть себя с логической необходимостью, ибо она приходит в противоречие сама с собой. Последовательное отрицание воли к жизни не может окончиться ничем иным, кроме как ее фактическим уничтожением. Самоубийство оказывается той точкой, которая логически завершает предложение, формулирующее отрицание воли к жизни. Отрицание воли к жизни противоестественно и - самое главное - не может быть обосновано в логически последовательном мышлении. Человек действует естественно и истинно только тогда, когда он утверждает волю к жизни. Жизнеспособна только мысль, утверждающая волю к жизни. Человек не просто осознает то, что движет им инстинктивно, неосознанно, Он вместе с тем выявляет особое, сугубо человеческое - благоговейное! - отношение к жизни. Адекватное познание воли к жизни есть вместе с тем ее углубление и возвышение. Воля к жизни утверждает себя как таковая и становится началом мышления, лишь осознавая свою идентичность во всех своих многообразных проявлениях. В мыслящем человеке воля к жизни приходит в согласие с собой и такое согласие достигается деятельностью, направляемой благоговением перед жизнью. Тогда мыслящий человек становится этической личностью, а утверждение его воли к жизни перерастает в нравственную задачу. "Этика заключается, следовательно, в том, что я испытываю побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой. В этом и состоит основной принцип нравственного. Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей" (с. 218).


Смотреть значение А.швейцер: Этика - Основа Культуры в других словарях

Основа — кровли (архит.). 4. Лестничная клетка в зданиях, вертикальное пространство в высоту здания для устройства лестниц, печей (архит.). 5. мн. и (разг.) ед. Плата за проезд на почтовых........
Толковый словарь Ушакова

Доминанта Эстонской Культуры — - неопределенное понятие, на практике выражающееся в поддерживаемом государством гнете (доминировании над другими языками населения) эстонского языка, который понимается........
Политический словарь

Культуртрегер (буквально: Носитель Культуры) — Ироническое название колонизаторов, прикрывающих порабощение колониальных народов утверждениями и декларациями о насаждении среди них культуры и просвещения.
Политический словарь

Мораль (от Лат. Mos – Нрав) Или Этика — – учение об основных принципах нравственности. Мораль сводится к учению о добродетелях, совести или сознании долга. Поскольку моральное определяется теми или иными........
Политический словарь

Организация Объединенных Наций По Вопросам Образования, Науки И Культуры (юнеско) — (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization - UNESCO) - международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Учреждена в ноябре 1945 Членами ЮНЕСКО........
Политический словарь

Агентская Основа (основа Агентских Отношений) — Способ оплаты услуг
брокера, работающего в электронной системе торгов, исключительно на основе комиссии, определяемой посредством предложений, вынесенных различными........
Экономический словарь

Агентства, Оказывающие Услуги Для Организаций Культуры (arts Services) — Организации, компании или консалтинговые агенства, предоставляющие
услуги по художественному
маркетингу, общественным связям, администрированию или другим........
Экономический словарь

Всеобъемлющая Основа Бухгалтерского Учета — (Comprehensive basis of accounting) - состоит из ряда критериев, используемых при подготовке финансовой отчетности, которые применяются в отношении всех существенных статей и имеют под собой прочную основу.
Экономический словарь

Госбюджетное Финансирование Деятельности Организаций Культуры (public Sector Revenue Support) — Поддержка программной деятельности организаций культуры, осуществляемая в форме годовых или проектных грантов, выделяемых такими агентствами как Советы по искусству,........
Экономический словарь

Деловая Этика — правила и нормы служебного поведения.
Экономический словарь

Депутатская (парламентская) Этика — (греч. ethika, от ethos -
привычка, нрав) -
совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения депутатов. Соблюдение норм Д.э. - не только моральная,........
Экономический словарь

Дисконтная Основа — Продажа на дисконтной основе означает, что ценная
бумага продается по цене ниже той стоимости, которую она будет иметь на дату погашения. Таким образом, эта
разница........
Экономический словарь

Защита Интересов Культуры (advocacy) — Будучи по происхождению юридическим термином, это выражение сейчас получает все большее распространение для обозначения общественной или частной поддержки какой-либо........
Экономический словарь

Зерновые Культуры — GRAINЗАКОН О ТОВАРНЫХ
БИРЖАХ включает в
понятие `
зерно` пшеницу, кукурузу,
овес, ячмень,
рожь, сорго и соевые бобы.
Торговля зерновыми фьючерсами........
Экономический словарь

Основа — -ы; ж.
1. Опорная часть какого-л. предмета, на который укрепляются остальные его части; каркас, остов. Металлическая о. байдарки. Деревянная о. дивана. Прочная о. здания.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Золотая Основа — GOLD BASISСм. ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА; ДЕНЬГИ СТАНДАРТНЫЕ; ЗАКОН О ЗОЛОТОМ РЕЗЕРВЕ 1934 г.; ЗАКОН О ЗОЛОТОМ СТАНДАРТЕ 1900 г.; ЗОЛОТАЯ ОГОВОРКА; МЕРА СТОИМОСТИ
Экономический словарь

Инструментальная Культурная Политика / Социальное И Экономическое Значение Культуры (instrumental Ar — См.: Искусство для искусства.
Экономический словарь

Организационные Культуры — - способы фиксации и воспроизведения социального опыта в организациях, позволяющие ее членам идентифицировать себя с определенной совокупностью социальных норм и........
Экономический словарь

Организация Культуры — в РФ могут создаваться и действовать в предусмотренных
законодательством организационно-правовых
формах
ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ, основанные на федеральной........
Экономический словарь

Организация Объединенных Наций По Вопросам Образования, Науки И Культуры (юнеско) — - специализированное
учреждение системы Объединенных Наций. Основана в 1946 г. после ратификации ее
Устава.
Цели ЮНЕСКО:
вклад в
обеспечение мира и........
Экономический словарь

Основа Выборки — -
совокупность единиц, подлежащих изучению, и
система ее определения -
описание вида единицы, из которых состоит совокупность, и изложение правил включения........
Экономический словарь

Основа Наличная — вид бухгалтерского учета, при котором фиксируется поступление и расход только наличных денег.
Экономический словарь

Основа, Базис; База (экономическая, Техническая) — В общем значении:
первоначальная стоимость
плюс
накладные расходы,
данные о которых должны передаваться в
Налоговое
управление США (Internal Revenue........
Экономический словарь

Основа, Наличная — -
метод бухгалтерского
учета, который признает
поступления при получении наличных денег и
расходы при выплате наличных.
Экономический словарь

Предельная Производительность Труда Как Основа Распределения Дохода — MARGINAL PRODUCTIVITY THEORY OF INCOME DISTRIBUTIONТеория, к-рую изложил Джон Бейтс Кларк (1847-1938) в своем труде `Распределение богатства` (J. B. Clark. The Distribution of Wealth). По теории Кларка, все производственные........
Экономический словарь

Сегментация По Признаку Культуры — - учет влияния культурных различий (стереотипа потребления, предпочитаемого дизайнерского стиля, потребительского поведения) покупателей. Особое значение этот признак........
Экономический словарь

Уровень Организационной Культуры — - комплексная
характеристика развитости той или иной социально-экономической структуры, присущих ей типа и формы
организации жизни и деятельности людей, уровня........
Экономический словарь

Услуги Организаций Культуры Для Бизнеса (arts Services Within Business) — Деятельность
организации культуры, осуществляемая по
заказу и на территории компании или
спонсора. Например,
выставка, проходящая в офисном пространстве,........
Экономический словарь

Учет Доходов От Услуг Культуры — -
учет, включающий оплату
населением входных билетов (абонементов) на демонстрацию кинофильмов, видеопрограмм, спектаклей, концертов, цирковых представлений,........
Экономический словарь

Учет Доходов От Услуг Физической Культуры И Спорта — -
учет, включающий:
стоимость билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на........
Экономический словарь

Посмотреть еще слова :