Философский словарь

Арабская Философия

- рациональное философское осмысление мусульманского богословия, религиозной философии ислама, исторически развивающееся с начала VII в. и вплоть до современности в пределах арабоязычного (мусульманского, или арабо-исламского) мира. Для А. ф. характерны следующие черты: 1) опора на коранические концепции картины мира и человека в исламе; 2) критический анализ христианской и иудейской религиозной философии; 3) развитие идей перипатетиков (аристотелизм). Опора на Коран как священный текст объединяет различные направления А. ф.: даже в мистических ее течениях существует понимание текстовой реальности мусульманского мира (концепция вселенной как Корана). А. ф. во многом восприняла идеи аристотелизма и неоплатонизма. Безличный мировой ум (нус) в аристотелевском понимании рассматривается А. ф. как единая субстанция, общая для всего человечества и влияющая на отдельные души людей извне. Тесно связана с этим теория "единства интеллекта", привлекающая внимание современной западной философии: разум, будучи множествен и индивидуален в своих проявлениях, является в своей основе единой нематериальной субстанцией. Направление Фалсафа представляет собой восточный перипатетизм в средневековой А. ф., в более общем смысле являясь философией средневекового ислама, основанной на античной философии. Арабский аристотелизм (как комментарии к Аристотелю и развитие его философских идей применительно к своеобразию религиозно-философской мысли ислама) создавался в учениях Ал-Кинди (800 - предположительно до 879), АльФараби (878 - 950), Бируни (973 - 1048), Ибн Рушда (латинизиров. произношение - Аверроэс, 1126 - 1198) и в аверроизме. Аверроизм - направление арабской, а затем и западноевропейской средневековой философии, разрабатывавшее идеи Аверроэса (Ибн Рушда), арабского мыслителя XII в. В более общем смысле аверроизм развил материалистические тенденции аристотелизма Ибн-Рушда и его последователей. Идеи арабских философов о смертности души, о вечности и, как следствие, несотворенности материального мира, разработанные Ибн Рушдом, и его теория двойственной истины были материалистически осмыслены аверроэсовской школой. Знание истины противопоставлялось вере, тем самым философия отделялась от теологии. Это наметило создание основы антитеологических тенденций в аверроизме, отдельные тезисы которого противостояли религиозной философии католицизма, и побудило Ф. Энгельса в "Диалектике природы" отметить "перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII в." (Энгельс Ф. "Диалектика природы" // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 346). Рационалистическое направление в религиозно-философских учениях ислама - калам (термин средневековой мусульманской литературы, первоначально обозначавший любое логическое рассуждение на религиозно-философскую тему, в т. ч. и рассуждения христианских и иудейских теологов) - отражалось в религиозно-философских учениях мутакаллимов, мутазилитов и ашаритов (последователей Ал-Ащари) как распространенных течениях национальной средневековой А. ф. Мистическое направление средневековой и современной А. ф. представляет суфизм, выделившийся из религиозной философии мусульманской духовной культуры благодаря работам Аль-Газали (1058 - 1111) и Ибн Араби (1165 1240) и благодаря разветвленной структуре суфийских орденов и братств распространенный во всем исламском мире. Суфизм является течением А. ф., учением о трансцендентном единении с Богом, мистическим направлением мусульманского богословия, развивающимся в духе аскезы и иррационального самопознания как познания Бога. Существует две версии относительно происхождения этого слова. Одна версия связывает его с араб. словом "суф" - шерсть, грубая шерстяная ткань (суфи - букв. означает "носящий шерстяные одежды", отсюда власяница как атрибут аскета). Вторая версия называет греч. "софию" - мудрость (в частности, так считал Бируни). Существуют предположения, что еще до возникновения ислама на Ближнем Востоке суфиями называли странствующих христианских монахов, сказителей и проповедников различных сект. Основными понятиями суфизма являются: таухчд - аскетическая жизнь суфия в признании строгого единобожия и в трансцендентном единстве с Богом; тарикат - суфийский мистический путь до момента слияния с Богом; хакикат - мистическое постижение Истины в Боге (в отличие от словесного доказательства единственности Бога в мусульманском богословии как строгом монотеизме); зикр - постоянное ритмичное поминание Бога для достижения состояния духовной сосредоточенности, иногда практикуемое в мистическом танце или физических упражнениях с использованием психотехники и аутотренинга; зухд - аскетическое воздержание, самоотречение, отречение от всего земного. Отличием философской мысли суфизма от абстрактных мусульманских богословских рассуждений являются антропоцентризм, концепция "совершенного человека", сотворенного "по образу и подобию Бога", анализ духовного мира человека, морально-этических норм и духовных структур. В трактовках общества суфизм тяготеет к идеям социального и имущественного равенства А. ф., что ярко проявлялось во влиянии социально-философских суфистских идей на сознание беднейших масс арабского Востока. В рамках А. ф. философия истории разрабатывалась в работах Ибн Хальдуна (1332 - 1406), идеи которого о циклическом характере социального развития государств и обществ развивались как в А. ф., так и в европейской философии (существует близость его идей об историческом развитии исламского мира идеям О. Шпенглера о развитии европейской цивилизации). Кроме того, учение Ибн Хальдуна о распределении мульк (т. е. собственности - араб.) развивалось в мусульманской философии права (Фикх), а его общефилософские работы - "Пролегомены" - многократно переиздавались в арабском мире. Кроме историкофилософского и социологического учения Ибн Хальдуна можно отметить труды Ат-Табари по истории, а также Улугбека (труды по истории и астрономии), Ибн Сины (латинизиров. Авиценна, 980 - 1037) и Ал-Хорезми (780 847), заложивших основы арабской натурфилософии и философии арабской науки как предшественницы современных теории алгоритмов (от Ал-Хорезми) и алгебры. Например, задолго до европейских ученых Омар Хайям (1040 - 1123) в алгебраическом трактате описал полную теорию решения уравнений и, в особенности, кубических уравнений. Именно естественнонаучные труды формировали основу пантеистической философии и поэзии Хайяма; как разрушителя веры, материалиста и пантеиста характеризовали его в XIX в. такие известные европейские исследователи, как Ренан и Мюллер. Западноарабские философы ИбнБаджжа (ум. в 1138 г.), Ибн Туфайль (1110 - 1185) и Ибн Рушд (1126 - 1198) являются представителями рационалистической философии арабской Испании, оказавшей влияние на развитие западноевропейской философии (см. "Аверроизм") и еврейской философии (в частности, влияние Ибн Туфайля испытывал известный еврейский философ Моисей Маймонид). Столица арабо-исламской Испании - Кордова - "уже в ? в. была одним из величайших и богатейших городов Европы, с полумиллионным населением. роскошными дворцами и библиотеками, со знаменитым университетом и большим количеством школ" (Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М-, 1966, с.252; Г. Лей. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962, с. 77). Университет Кордовы с ? в. был важнейшим центром развития А. ф. в ее полемике с иудейской философией и с религиозной философией католицизма соседних западноевропейских стран. С XI в. арабоисламский университет Кордовы, а также переводчики Гренады, Малаги, Толедо стали распространять переводы древнегреческих, персидских, сирийских, арабских и среднеазиатских философов с арабского языка на латинский в Западной Европе. Английский арабист X. Гибб отмечал, что влияние А. ф. из Кордовы "распространилось далеко за пределы Испании и, вероятно, гораздо глубже затронуло европейскую мысль" (X. Гибб. Арабская литература. М., 1960, с. 96; Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966, с. 254 - 255). Направления А. ф. отражают деление духовной структуры исламского мира на три основных течения, различающихся по составу и роли признаваемых ими нормативных источников мусульманского права (Фикх) и, прежде всего, по подходу к наследованию имама как духовного (иногда и социально-политического) руководителя мусульманской общины. Эти направления - суннизм, шиизм и хариджизм. Суннизм является ортодоксальным (и наиболее распространенным) течением мусульманского богословия; для него характерно признание источником для решения религиозно-философских проблем, наряду с Кораном, "обычая пророка" - сунны. Религиозно-правовая основа суннитского направления ислама - шариат - сложилась к IX - ? вв. "Фундаменталистский" суннизм противостоит социальным нововведениям и ломке традиций, считая следование сунне и нормам шариата главным содержанием общественной жизни в исламе. Отличие суннитского направления от шиитского проявляется в отношении к наследованию духовной власти: имама-халифа (преемника Мухаммеда) как светского и духовного главу мусульман должны избирать члены исламской общины. При этом, в отличие от социальных уравнительных тенденций хариджизма, в суннизме права имама намного шире как в духовной, так и в светской сфере. Источником права в суннизме, наряду с Кораном, является сунна. Шиизм - направление мусульманского богословия, религиозно-философское и социально-политическое движение в мире ислама, название которого происходит от "шиат Али" (араб. "партия Али" - родственника и преемника пророка Мухаммада, - религиозно-политическая группировка, образовавшаяся в середине VII в.). Уступая ортодоксальному суннизму во влиянии, шиизм обладает более широкими возможностями в плане духовных поисков новых идей в религиозной философии ислама. Шиизм развивает мистические представления о верховной власти и о духовном наследовании в роде Али и Мухаммада, преемничестве имамов как носителей "божественной субстанции" - в противоположность суннитам и хариджитам, провозгласившим выборность главы мусульманской общины. Наиболее распространенные направления шиизма - различающиеся по признанию седьмого "скрытого" имама имамиты и исмаилиты (карматы) - последователи Исмаила. Их общей основой служит шиитская идея пришествия махди, что роднит их с бабитами ("баб" - "врата" скрытого имама) и бахаизмом. Хариджизм (от араб. "хаваридж" - вышедший, отделившийся) отличается отношением к духовной власти (в т. ч. и в социальной структуре) только как к выборной и требованием соблюдения интересов общины с возможностью смещения (и даже лишения жизни) имамахалифа. Современная А. ф. во многом восприняла идеи панисламизма конца XIX - начала XX в., развивавшегося в учении Ал-Афгани, в стремлении найти собственный путь и сохранить своеобразие единой духовной культуры ислама в отличие от технократического индивидуализма Запада. При этом предпринимаются многочисленные попытки модернизировать религиозную философию ислама в А. ф. с использованием последних научных открытий и концепций. В частности, в описании возникновения Вселенной проводится креационистский анализ концепций "первовзрыва"; используются пробелы в научном описании возникновения и развития жизни на Земле, сложности создания искусственного интеллекта и т. д., и т. п. Причинами возникновения и развития религиозно-философских тенденций, формировавшихся в А. ф., являются углубленные духовные и идейные искания, взаимообмен с другими религиозно-философскими системами (с зороастризмом в Иране, с индуизмом в Индии и буддизмом в Индокитае, Малайзии и на Филиппинах и, прежде всего, с христианством и иудаизмом), социально-политические проблемы арабо-исламского мира, приведшие к возникновению эскапистских настроений, уходу человека во внутренний духовный мир. (Лит.: Философская энциклопедия, т. 1. M., 1960; Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903; Игнатенко А. А. Ибн Хальдун. М., 1980, 160 с.; Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966, 352 с.; Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973, 207 с.; Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories of Human Intellect. New York: Oxford University Press, 1992, 363 p.) И. А. Латыпов


Смотреть значение Арабская Философия в других словарях

Философия — ж. греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. - камень, у алхимиков: мнимое искусство делать золото.
Толковый словарь Даля

Философия — философии, мн. нет, ж. (греч. philosophia). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс,........
Толковый словарь Ушакова

Политическая Философия — (POLITICAL PHILOSOPHY) - область интеллектуальных изысканий, где дело имеют с идеями, относящимися к политике, особенно к политическим ценностям, к сущности политической действительности........
Политический словарь

Философия Политики — (греч. philosophia от phileo и sophia - мудрость) - философский, теоретико-методологический способ исследования политики. Философский подход к анализу проблем политики находится........
Политический словарь

Философия Политическая — - одна из наук о политике, изучающая взаимоотношения между личностью, обществом государственной властью, выявляющая смысл политических явлений и разрабатывающая идеалы........
Политический словарь

Арабская Страховая Группа — страховая компания, созданная Кувейтом, Ливией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Действует с 1980 г. Штаб-квартира в Бахрейне. Проводит операции по страхованию и перестрахованию........
Экономический словарь

Инвестиционная Философия — Направление инвестиций, выбираемое частным инвестором или менеджером в управлении денежными средствами. Например, некоторые инвесторы придерживаются "философии роста",........
Экономический словарь

Миссия (деловое Кредо, Философия) Конкретного Бизнеса — -
совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль данного
бизнеса и входящих в его состав предприятий в обществе, взаимоотношения........
Экономический словарь

Миссия (деловое Кредо, Философия) Предприятия — -
совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами.
Экономический словарь

Философия Права — - наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная
часть философских........
Экономический словарь

Философия — -и; ж. [от греч. phileō - люблю и sophia - мудрость]
1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная ф. // кого-чего. Учение о наиболее........
Толковый словарь Кузнецова

Философия — Название науки о мироустройстве образовано по тому же принципу, что и ; во второй части этого слова – греческое существительное со значением "мудрость" (женское имя........
Этимологический словарь Крылова

Египет (арабская Республика Египет) — - государство в Северной Африке. Столица - г. Каир. Административное деление - 27 губернаторств (мухафаз). Губернаторства делятся на округа (марказы), округа - на районы........
Юридический словарь

Западная Сахара (сахарская Арабская Демократическая Республика, Бывшая Испанская Сахара) — - государственное образование в западной части пустыни Сахара, на побережье Атлантического океана. Принадлежность 3. С. к своей территории оспаривали Марокко и Мавритания.........
Юридический словарь

Ливия (социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. До 1969 Г. - Королевство Ливия, Зате — - государство в Северной Африке. Независимость провозглашена 24 декабря 1951 г. Столица - г. Триполи. Административное деление: 13 муниципалитетов. 1 сентября 1969........
Юридический словарь

Сирия (сирийская Арабская Республика) — - государство в Юго-Западной Азии. Независимость достигнута в 1943 г. 17 апреля 1946 г. завершен вывод иностранных (французских) войск (17 апреля - национальный праздник День........
Юридический словарь

Философия — - дисциплина, которая включает систему знаний о развитии мировой философской мысли, фундаментальных проблемах человеческого бытия, общества и познания, способствующих........
Юридический словарь

Философия Права — - наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.........
Юридический словарь

Аналитическая Философия — направление западной, главным образомангло-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализупреимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма.Основные........
Большой энциклопедический словарь

Арабская Порода — лошадей - верховая, выведена в 1-м тыс. н. э. наАравийском п-ове. Животные среднего роста, гармонично сложены, с легкимидвижениями, резвы, выносливы. Использовались при........
Большой энциклопедический словарь

Здравого Смысла Философия — идеалистическая школа в шотландскойфилософии 18 - нач. 19 вв. См. Шотландская школа.
Большой энциклопедический словарь

Имманентная Философия — течение в немецкой философии кон. 19 - нач. 20вв., утверждавшее, что познаваемая реальность находится в сфере сознания,т. е. имманентна ему. единственной реальностьюсчитала........
Большой энциклопедический словарь

Лингвистическая Философия — (философия лингвистического анализа - философияобыденного языка), направление аналитической философии. В духенеопозитивизма считает традиционные философские проблемы........
Большой энциклопедический словарь

Философия — (от фил... и греч. sophia - мудрость) - форма общественногосознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в немчеловека; исследует познавательное, социально-политическое,........
Большой энциклопедический словарь

Философия Жизни — философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее изпонятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостностии творческой динамики бытия. В различных........
Большой энциклопедический словарь

Философия Истории — раздел философии, занимающийся проблемами смыслаистории, ее закономерностями, основным направлением развития человечестваи историческим познанием. Представители........
Большой энциклопедический словарь

Греческая Культура Vii-iv Вв. До Н.э. Философия И Наука — Развитие торговли и общегреческих связей привело к появлению письменности, что было важным этапом в развитии греческой культурьт. Микенское линейное письмо повсюду........
Исторический словарь

Египет (арабская Республика Египет) — - государство в Северо-Восточной Африке и на Синайском полуострове в Азии. Площадь 1001,4 тыс. км2. Население 57,2 млн. чел. Столица - Каир.
Исторический словарь

Итальянская Философия Xvi И Первой Половины Xvii В. — Античное наследие
К началу XVI в. новая светская философия имела уже свою традицию, связанную с именами Лоренцо Валла, Пикоделла Мирандола, Марсилио Фичино. Она развивалась........
Исторический словарь

Культура Ранней Римской Империи.литература, Философия И Наука — Центральной идеей, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся........
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :