Философский словарь

Натурфилософия Джордано Бруно

Впечатляющие и глубокие результаты натурфилософия Возрождения получила в творчестве итальянского философа, ученого и поэта Джордано Бруно (1548-1600). Жизнь этого горячего, искреннего и бескомпромиссного поборника истины стала предметом многочисленных философских осмыслений и художественных изображений. Родившись в местечке Нола (недалеко от Неаполя, отсюда его самоименование — Ноланец), в семье мелкого дворянина, он еще юношей стал монахом доминиканского монастыря. Богословское образование оказалось бессильным перед идеями гуманизма, философии и науки, почерпнутыми Бруно в личных контактах и в книгах богатой монастырской библиотеки. Конфликт с начальством закончился бегством Бруно из монастыря. Начались годы скитаний молодого философа по городам Италии, затем Франции. Лекции в университетах Тулузы и Парижа сопровождались диспутами с носителями схоластической рутины и конфликтами с ними. Примерно то же самое происходило и в Англии (в Лондоне и Оксфорде). Контакты же с гуманистами и учеными, напротив, были .весьма плодотворными. Бруно — плодовитый писатель. В 1584-1585 гг. в Лондоне он опубликовал шесть диалогов на итальянском языке, где изложил систему своего мировоззрения. Важнейшие из них для истории философии — «О причине, начале и едином» и «О бесконечности, вселенной и мирах». Едкое сатирическое изображение схоластического педантизма и богословской учености в некоторых из этих диалогов стало одной из главных причин отъезда Бруно из Англии. Вскоре уже из Франции Бруно перебирается в Германию. Он читает лекции в университетах Виттенберга и других городов империи. К концу 1590 г. философ завершает новый цикл своих работ — «О безмерном и неисчислимых», «О монаде, числе и фигуре», «О тройном наименьшем и мере» (напечатаны во Франкфурте в 1591 г.). Все эти сочинения — латинские поэмы, содержащие, однако, и прозаические тексты. (Мы назвали отнюдь не все произведения Бруно, имеющие значительное философское содержание.) Приезд Бруно в Венецию (он рассчитывал получить кафедру математики в знаменитом Падуанском университете) оказался роковым. Философ был предательски выдан местной инквизиции в мае 1952 г., а примерно через год по требованию римской инквизиции и самого папы он оказался в ее застенках. Несколько лет инквизиторы Добивались у Бруно отречения от его "еретических" философских идей. Раскаяние спасло бы ему жизнь. Но Бруно проявил бескомпромиссность, не отрекся ни от одной из своих идей. Инквизиционное судилище приговорило его к сожжению на костре. Источники донесли до нас гордые слова изможденного и измученного философа: "Быть может, вы с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю!" Основным естественнонаучным источником натурфилософской доктрины Ноланца стала гелиоцентрическая астрономия Коперника. Её он прежде всего и защищал в своих многочисленных диспутах и спорах со сторонниками традиционной аристотелевско-схоластической системы мира. Космологическая доктрина — одна из главных компонент натурфилософии Бруно. Он утверждает, что "природа есть Бог в вещах" (Deus in rebus, Dio helle cose), божественная сила, скрытая в них же. У Бруно весьма редки богословско-креационистские выражения, а внеприродное понимание безличного Богар общем уловить довольно трудно. Природа в понимании Бруно фактически приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится как синоним ее единства. Соответственно вещи и явления природы — не символы "сокрытого Бога", из которого соткано покрывало таинственности, окутывающее ее, несмотря на все успехи познающего человека, а самостоятельные и полноценные реальности, в мире которых он живет и действует. Конечно, актуально-бесконечный ("целокупно-бесконечный") Бог "в свернутом виде и целиком" не может быть отождествлен с потенциально бесконечным универсумом, существующим в развернутом виде и не целиком" Однако максимальное приближение такого Бога к миру природы и человека толкало Бруно к их отождествлению во множестве конкретных случаев") Именно многочисленностью таких отождествлений Бога то с природой, то с ее различными вещами и процессами, а иногда прямо с материей делает пантеизм Бруно не только натуралистическим, но в ряде аспектов и материалистическим Особенно показательны здесь заключительные главы его поэмы «О безмерном и неисчислимых». Максимальное сближение Бога и природы у Бруно имело для его натурфилософской доктрины другое важнейшее следствие, которое можно назвать реабилитацией материи. Для Ноланца материя есть не что иное, как "божественное бытие в вещах"(essere divino nelle cose), которое означает тесное объединение материи и формы") отрицание самостоятельности последней, многократно усиленное в схоластической философии, признававшей вопреки Аристотелю множество форм, не связанных с материей. Наиболее общий вывод, сформулированный в этом контексте Ноланцем, состоял в том, что он объявлял материю тем началом, которое "все производит из собственного лона" (proprio e gremio). Источником форм, всего бесконечного качественного многообразия бытия оказывается в этом контексте уже не Бог, а материя. Ho на реабилитации материи Бруно не останавливается. Трактовка природы в произведениях Бруно почти всегда органистическая — чувственные и интеллектуальные свойства микрокосма переносятся на всю природу. Важнейший результат такой аналогии — гилозоистическое и панпсихическое истолкование всего и всякого бытия. "Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа — "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи". Вместе с тем она выступает и в качестве всеобъемлющей духовной субстанции — платоновско-неоплатонической мировой души, к понятию которой многократно обращались многие средневековые, чаще всего, неортодоксальные философы, и которая стала одним из главных онтологическо-гносеологических понятий ренессансной философии. В столь важном произведении Бруно, как диалог «О причине, начале и едином», понятие самого Бога фактически подменяется понятием мировой души. Такого люда подмена во многом объясняется тем, что важнейшим атрибутом мировой души признается некий "всеобщий ум", универсальный интеллект. Правда, Ноланец говорит о трех разновидностях интеллекта — божественном, мировом и множестве частных, но решающую роль приписывает именно мировому - центральному, связующему звену этой платоновской триады. Телеологическая трактовка бытия у Бруно тесно связана и с не раз отмечавшимся нами сближением природы и искусства у ряда ренессансных философов. Гармония и красота природы, невозможные без уяснения ее целесообразности в большом и малом, могут быть объяснены, согласно Ноланцу, лишь тем, что всеобщий ум выступает как тот художественный интеллект, который изнутри семенной материи сплачивает кости, протягивает хрящи, выдалбливает артерии, вздувает поры, сплетает фибры, разветвляет нервы и со столь великим мастерством располагает целое". Природа полна бессознательного творчества (что утверждал и Аристотель), и человеческое — только уподобление ей. Космология Бруно уравнивала Землю со всеми другими планетами Солнечной системы, а последнюю — со всеми бесчисленными звездными системами. Натурфилософской основой такого уравнивания стало убеждение Бруно в том, что земля, вода, воздух и огонь образуют не только наш земной мир, но и все остальные планеты Солнечной системы, как и все звезды с их спутниками. Так был сделан важнейший шаг к преодолению аристотелевско-схоластического дуализма земного и небесного и к утверждению их физической однородности. При этом эфир отнюдь не отбрасывался Ноланцем, а признавался тем началом, которое распространено по необозримому пространству универсума. Органистический принцип своей натурфилософии Бруно распространял на весь космос. Мировая душа в качестве особой интеллигенции проникает и в каждое небесное светило, каждую планету, образуя ее внутренний деятельный принцип, без которого была бы совершенно непонятна причина их движения. При всей фантастичности этих воззрений нельзя забывать, что в эпоху, когда еще только начинала складываться небесная механика, с одной стороны, а философы стремились найти источник самодвижения планет и тем более звезд, не прибегая к помощи божественного всемогущества, — с другой, обращение к их неким внутренним духовным движущим началам было необходимой формой динамического объяснения космических явлений. Другим не менее важным проявлением космического органицизма, гилозоизма и панпсихизма было убеждение Бруно не только в одушевленности, но и в населенности бесчисленных миров. В силу такого убеждения Универсум поистине превращался во Вселенную. При этом Бруно предполагал существование разных форм жизни, чувственной и разумной, отличных от тех, которые имеют место на Земле. Разумеется, эта идея Ноланца была совершенно умозрительной, ибо до сих пор она не подучила никакого научно-эмпирического подтверждения. Тем не менее ее значение для утверждения принципиального единства Универсума-Вселенной было колоссальным и стало одним из главных пунктов обвинения автора в еретичности со стороны римской инквизиции. Кардинальную проблему веры и разума Бруно решал в духе полного разделения, их предметов, не допускавшего никакого вмешательства носителей религиозного знания в истину философии и науки. Он считал, что "вера требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы", в то время как философские доказательства, имеющие в виду раскрытие "истины относительно природы и превосходства творца ее", адресованы "не простому народу, а только мудрецам, которые способны понять наши рассуждения". Поскольку же в реальной жизни, для которой каноны религиозной "истины" оставались еще официально-повелительными, а их носители — весьма агрессивными, философская истина непрерывно страдала и попиралась, горячий и искренний Ноланец не стеснялся в выражениях: "Священная осляность, святое отупенье. О, глупость пресвятая, блаженное незнание". Официальной догматической религиозности, стремящейся подчинить себе все души без изъятия и переполненной множеством суеверий, Бруно противопоставлял религиозность философскую, к которой настойчиво стремились многие гуманисты. "Мы иным образом, — писал он в латинском произведении «О безмерном и неисчислимых», — нежели негодяи и глупцы, определяем волю Бога... Нечестиво искать его в крови клопа, в трупе, в пене припадочного, под топчущими ногами палачей и в мрачных мистериях презренных колдунов. Мы же ищем его в неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство". Такая "религиозность" не могла получить никакого признания католических церковников, пославших на костер ее восторженного поклонника. Современников более всего поражало мужество Ноланца, освободившегося от веры в бессмертие индивидуальной души, а следовательно, и своей собственной и несмотря на это бесстрашно шедшего навстречу своей смерти. Однако все недоумевавшие и удивлявшиеся не постигали силы убежденности философа, который верил в принципиальное бессмертие человека как частицы мировой целостности. Он был убежден в том, что жизнь во Вселенной вовсе не ограничивается ее земными формами, а вечно продолжается в каких-то других формах в бесчисленных звездных мирах. Такое убеждение переживалось Ноланцем как радостное освобождение человека) от множества неприятностей, огорчений и мучений, которые часто превращают его в раба этой жизни. Соответствующее умонастроение выражалось у восторженного искателя истины в призывах к максимально активной деятельности, способной преодолеть столь повелительное для человека стремление к самосохранению, в котором с наибольшей силой и проявляется его рабство перед жизнью. А умонастроение, им защищаемое, сам философ называл героическим энтузиазмом (озаглавив так один из своих итальянских диалогов). Героический энтузиазм Ноланца стал одной из ярких и впечатляющих форм гуманистической морали, резко антагонистичной к официально господствовавшей религиозно-догматической и схоластической морали.


Смотреть значение Натурфилософия Джордано Бруно в других словарях

Натурфилософия Ж. — 1. Философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности; философия природы.
Толковый словарь Ефремовой

Натурфилософия — натурфилософии, мн. нет, ж. (филос.). Идеалистическая философия, рассматривающая материальный мир, как связное целое, на основе метафизических предпосылок (гл. обр. в нач.........
Толковый словарь Ушакова

Лопатин-барт Бруно Германович — (6 февраля 1877, Лондон, – 18 июня 1938, Ленинград). Сын революционного деятеля Г.А. Лопатина, по конспиративным соображениям временно проживавшего по документам английского........
Политический словарь

Натурфилософия — -и; ж. Общее название существовавших с древности до 19 в. философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественнонаучные знания.
◁ Натурфилосо́фский, -ая, -ое.
Толковый словарь Кузнецова

Гильдебранд (hildebrand) Бруно (1812-1878) — немецкий экономист и статистик. Один из основателей исторической школы в политэкономии. Основная работа «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848). В 1863 г. основал........
Экономический словарь

Бруно — (Bruno) Джордано (1548-1600) - итальянский философ-пантеист и поэт.Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. В гилозоистической (см.Гилозоизм) натурфилософии , направленной........
Большой энциклопедический словарь

Натурфилософия — (нем. Naturphilosophie) - философия природы, умозрительноеистолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняядревнегреческая натурфилософия досократовского периода........
Большой энциклопедический словарь

Бруно — - смотрите Рицци.
Исторический словарь

Бруно Джордано — (1548- 1600 гг.) - итальянский философ. Обучался в монастырской школе доминиканского ордена, получил сан священника и степень доктора философии. Обвинённый в ереси в 1574 г.........
Исторический словарь

Вальтер, Бруно — (Walter), (1876-1962), немецкий дирижер. Родился 15 сентября 1876 в Берлине. В молодые годы испытал сильное влияние композитора Густава Малера. 1913-22 Вальтер был музыкальным руководителем........
Исторический словарь

Винавер, Бруно — [Winawer, 1883—] — современный польский писатель. В прошлом — автор ряда боевых и сатирических песен, очень популярных и в настоящее время среди рабочих. Его комедии в жанре........
Большая биографическая энциклопедия

Гернет, Бруно Фон — статистик, секр. торг.-стат. отд. Рижск. бирж. комит. 1900
Большая биографическая энциклопедия

Натурфилософия — — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Первая историческая форма философии вообще.
Исторический словарь

Бруно — (Bruno), Джордано (Филиппо) (1548 - 17.II.1600) - итал. мыслитель, борец против схоластики и католич. церкви, страстный пропагандист материалистич. мировоззрения (в форме пантеизма).........
Советская историческая энциклопедия

Бруно Саксонский — (Bruno) - нем. хронист 11 в. Клирик магдебургского архиепископства. Его "Книга о саксонской войне" ("De bello saxonico liber", 1082), охватывающая 1056-1081, - важный источник по политич. истории........
Советская историческая энциклопедия

Досс, Бруно — (Bruno Doss) — геолог, профессор Рижского политехникума; род. в 1861 г. в Саксонии, изучал естественные науки в Мюнхене и Лейпциге, доктор с 1886 г., ассистент политехникума в Дрездене,........
Большая биографическая энциклопедия

Досс, Бруно Карлович — минералог., р. 1861, проф. рижск.
Большая биографическая энциклопедия

Рицци, Бруно — (Rizzi, Bruno) - итальянский коммунист-оппозиционер. В 1939 году Рицци опубликовал во Франции брошюру "Бюрократизация мира", в которой он обсуждал тенденцию правительств принимать........
Исторический словарь

Кальмейер, Бруно Мих. — д-р мед., дир. част. лечебн. в СПб., р.
Большая биографическая энциклопедия

Вальтер Бруно — (наст. имя и фам. Бруно Вальтер Шлезингер; 1876–1962) – нем. дирижер. Работал в оперных т-рах Вены, Мюнхена, Лондона, Берлина, с орк. Гевандхауза в Лейпциге. В 1933 эмигрировал,........
Энциклопедический словарь псевдонимов

Травен Бруно — (наст. имя Торсван Травен; 1890?—1969) – нем. писатель. Скрывал свое имя и происхождение, что породило многочисл. литер. догадки и легенды. В 1917—20 издатель и автор (под именем........
Энциклопедический словарь псевдонимов

Фрей Бруно — (наст. имя и фам. Бенедикт Фрейштадт; р.1897) – австр. журналист, писатель. Выходец из мелкобурж. семьи. Учился в Венском ун-те, доктор философии. В 1917 начал журналистскую........
Энциклопедический словарь псевдонимов

Ясенский Бруно — (наст. имя и фам. Артур Зисман, по др. данным Виктор Яковлевич Зискинд; 1901—между 1938/41) – польский и рус. писатель, драматург. Род. в семье врача. Окончил Краковский ун-т.........
Энциклопедический словарь псевдонимов

Клер, Бруно Джан. — автор брош. о мостах, р. 1863, инж. п. с., ст.
Большая биографическая энциклопедия

Кнотте, Бруно Станисл. — психиатр, р. 1870, ордин. Одесс. гор.
Большая биографическая энциклопедия

Кольбе, Бруно Юльевич — физик, р. 19 июня 1850, препод. уч. св. Анны в
Большая биографическая энциклопедия

Джордано У. — (Giordano) Умберто (28 VIII 1867, Фоджа, Апулия - 12 XI 1948, Милан) - итал. композитор. Чл. Итал. академии (1929). В 1882-90 учился в консерватории в Неаполе у П. Серрао (контрапункт и композиция),........
Музыкальная энциклопедия

Готтшальдт (gottschaldt) Курт Бруно — (род. 25.4.1902) - немецкий психолог, исследователь проблем общей и генетической психологии. Биография. Образование по психологии, философии, физике и химии получил........
Психологическая энциклопедия

Клопфер Бруно | Klopfer, Bruno (1900-1971) — Главная работа Клопфера - The Rorschach techniqu ("Методика Роршаха") - стала самым авторитетным источником по тесту Роршаха.
Психологическая энциклопедия

Махин, Бруно Эдуардович — (род. в Вильно) — арт. оперы (лирич. тенор) и конц. певец, в 1898 дебютировал в партии Баяна на сцене петерб. Мариинского т-ра. В 1897—1900 выступал в моск. Товариществе рус. оперы........
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :