Философский словарь

Антропология Политическая

— раздел политической науки, предметом которой является “человек политический”. Сложились две традиции в истолковании А.п.: с одной стороны, ее понимают как исследование специфики управленческих и властных отношений в архаических обществах, с другой — как исследование человека политического как особой ипостаси, отличной от “экономического человека” и др. функционально-ролевых проявлений общественной сути современного человека. Первая традиция наследует установки культурной антропологии (этнологии) и делает акцент на сравнительных методах. Предметом ее внимания и одновременно ценностью, которую она отстаивает, является культурный плюрализм мира и культурная специфика. В ней используется культуроцентристский метод, приписывающий духовно-религиозному ядру культуры статус своего рода “базиса”, или смыслообразующего начала, которое предопределяет скрытое единство всех видов практики данного общества (холизм). Этот вид А.п. интересует специфический для данного культурного региона тип культуры властных отношений, пронизывающей все проявления общественной жизни. Все архаические общества объединяются двумя особенностями: отсутствием строгой специализации и дифференциации ролей, подчиненных единой властно-патриархальной вертикали, и приматом “естественного” начала над договорным. Власть здесь выступает как “досоциологическая” категория, имеющая либо космологическую основу всеобщей вселенской иерархии, либо мистическо-религиозный смысл. Поэтому ни легитимность власти, ни ее место в системе общественных отношений в этих культурах не проблематизируются и не выступают в форме дискурса или предмета торга. А.п. первого типа, вышедшая из культурной антропологии, наследует трудности и парадоксы последней. С одной стороны, предполагается, что все политические культуры, отличающиеся от современного зап. эталона, являются архаическими и в этом качестве неадаптированными к современности и подлежащими модернизации. С др. стороны, проповедуется принцип культурного многообразия мира, что требует ценностной реабилитации незападных культур. Модернизационная парадигма строится на двух дихотомиях: делении мира на ведущих и ведомых, и праве “авангарда” указывать остальным и направлять их; делении культур (“ментальностей”) на передовые и отсталые, подлежащие преобразованию и “чистке”. Оба эти постулата оспариваются современной демократической системой ценностей. Наделение целых социальных групп, стран и народов статусом воспиту-емых и ведомых оскорбляет их достоинство и не может быть принято. В свою очередь, ценности культурного плюрализма создали основу для реабилитации незападных культур, все более признаваемых уже в качестве не отстающих, а отличных, своеобразие которых обогащает человечество альтернативными моделями развития. А.п. первого типа одновременно и тяготеет к этой новой системе ценностей, и все еще сохраняет европоцентристское сомнение относительно приспособляемости незападных культур к современности. По-видимому, это противоречие вообще не может быть разрешено в рамках одной только политической теории. Требуются прорыв в области философии истории, качественно новая интерпретация перехода от индустриального общества к постиндустриальному, раскрытие на этой основе новой затребованности культурного разнообразия и новых возможностей реабилитации архаики. Эти проблемы не получили разрешения в концепциях А.п. указанного культурно-антропологического направления (Ж.В. Лапьера, Э. Морена, С. Московичи). Всех их роднит критика социо-центризма в понимании политики и власти; они полагают, что власть — феномен не только социальный, относящийся к человеческому обществу, что он коренится в более общем “порядке природы”, в первую очередь живой. Поэтому А.п. в данной традиции понимается как междисциплинарное течение, объединяющее усилия экологов, биологов, этологов, географов, культурологов. А.п. этого типа выступает в рамках современного политического сообщества как субкультура, взбунтовавшаяся против социологического редукционизма. Она предпринимает усилие, обратное тому, которое совершила социология: возвращает человеку политическому чувство причастности более общему природ-но-космическому порядку. В этой традиции снова резко повышается методологический статус категории пространства: пространственная (географическая) принадлежность рассматривается как отнюдь не меньший фактор дифференциации политических систем и типов поведения, чем такие факторы, как уровень экономического развития, степень урбанизации, индустриализации, секуляризации. Эта новая “привязанность к пространству” сближает А.п. первого типа с др. заново активизирующимся направлением — геополитикой. Вторая традиция в рамках А.п. роднит ее с такими течениями, как социальная феноменология, понимающее знание и теория жизненного мира, защищающими человека от наступления “постчеловеческого” мира “больших систем” и организаций. В центре внимания данного направления находится проблема несоответствия и несводимости двух измерений политики: функциональной эффективности и ценностной аутентичности. В первом измерении главной теоретической проблемой является эффективность политической системы и, в первую очередь, эффективность власти. Этот тип озабоченности олицетворяет фигура Н. Макиавелли. Общие и специальные вопросы политической теории, касающиеся эффективности политической интеграции и легитимизации власти, системы “сдержек и противовесов”, систем принятия решений, административно-государственного управления и т.п. в целом наследуют данную парадигму политического функционализма. А.п. второго типа противопоставляет этому др. ряд критериев, исходящих из важной проблемы: насколько институциональные и функциональные особенности и устремления политики соответствуют человеческой природе и человеческому благу. А.п. в данном случае по-своему требует уступок от социологического детерминизма, поскольку подчеркивает природное достоинство человека и его неотчуждаемые права. Т.о., посягательствам общества на личность ставятся пределы, в основе которых лежит надсоциологический статус человека. Хотя этот статус не всегда проявляется в онтологическом плане (Бог или Природа наделяет человеческую личность высшими прерогативами), он является основой гуманистического пафоса А.п. второго типа. Параллельно такому повышению статуса человека соответственно понижается статус различного рода политических систем и ин-тов — оспариваются их видимая самодостаточность и способность функционировать в автоматическом режиме, т.е. помимо тех творческих интерпретаций и волевых усилий, которые некому совершить, кроме свободной личности. Если человек не одушевит “живой водой” своего неподдельного участия ин-ты и учреждения, они засохнут на корню. Как пишут П. Бергер и Т. Лукман, “социальный порядок является продуктом прошлой человеческой деятельности и существует до тех пор и постольку, поскольку человеческая активность продолжает его продуцировать. Никакого другого онтологического статуса ему приписать нельзя”. Т.о., А.п. второго типа разоблачает институционалистский фетишизм системной политологии, ориентирующейся на создание “самоналаживающихся” систем, а значит на то, чтобы впредь обходиться “без человека”. Этим фетишизмом отчасти охвачено и современное либеральное сознание, слишком полагающееся на рынок как панацею от всех бед. В своей декадентской стадии либерализм порождает теории, призванные ответить, как устроить мир, чтобы впредь он обходился без человеческого энтузиазма, не требовал веры и воли, напряженных усилий и творчества. Это выдает “рациональное сомнение” в человеке, которым классический либерализм никогда не страдал. А.п. второго типа осуществляет реабилитацию человека и доказывает, что в принципе невозможно найти форму общественного устройства, независимую от человеческих качеств. Несмотря на свою “архаическую” ценностную приверженность, эта ветвь А.п. доказала аналитическую и прогностическую эффективность и способность конкурировать по этому критерию с системно-функциональной школой в политологии. Это ярко проявилось в прогнозировании судеб тоталитарного режима. Аналитики системно-функциональной ориентации говорили о необычайной стабильности этого режима в условиях отсутствия какой бы то ни было оппозиции, всесилия машины сыска и устрашения, тотальности системы манипулирования сознанием. Хрупкости демократических режимов они противопоставляли устрашающую монументальность тоталитаризма. Напротив, аналитики политико-антропологического направления строили свои прогнозы на том, что тоталитарный режим противоречит “природе человека”, посягает на его природное достоинство, стремление к счастью, самовыражению и свободе. На этом основании они и выносили свой приговор тоталитаризму. Как известно, история рассудила спор в их пользу. Этот пример свидетельствует о том, что “ценностныйуклон” А.п. не является фатальным препятствием для ее аналитической зоркости. Гаджиев К.С. Политическая наука. М, 1996; Панарин А.С. Философия политики. М., 1996; Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997; Ивин А.А. Философия истории. М., 2000. А. С. Панарин


Смотреть значение Антропология Политическая в других словарях

Антропология — ж. греч. наука о человеке; человековедение; учение о человеке, как о животном и о духе; по плоти человека, это анатомия и физиология; по духу его, психология, наука о теле........
Толковый словарь Даля

Антропология — антропологии, мн. нет, ж. (от греч. anthropos - человек и logos - учение). Наука о человеке, как явлении природы, естественной истории.
Толковый словарь Ушакова

Антропология Ж. — 1. Комплексная научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения человека.
Толковый словарь Ефремовой

Политическая Ж. Устар. — 1. Женск. к сущ.: политический (1*).
Толковый словарь Ефремовой

Антропология — -и; ж. [от греч. anthrōpos - человек и logos - учение]. Наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.........
Толковый словарь Кузнецова

Автаркия Политическая — (от греч.autarkia - самоудовлетворение) - совокупность мер и средств, используемых государственными и политико-негосударственными субъектами, направленных на обособление........
Политический словарь

Агитация Политическая — - побуждение отдельного человека или больших групп людей к политическому действию с помощью призывов, лозунгов, обращений. Опирается на эмоциональные состояния людей,........
Политический словарь

Адаптация Политическая — - приспособление политической системы, политических структур к требованиям окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке........
Политический словарь

Активность Политическая — - понятие, раскрывающее совокупность действий, выход энергии индивидов и социальных групп, направленные на изменение своего политического статуса и окружения. А. п.........
Политический словарь

Акция Политическая — - действие, направленное на достижение политической цели (например, митинг, демонстрация).
Политический словарь

Аномия Политическая — - отрицательное отношение индивидов к политическим нормам и ценностям; состояние политической апатии и беспомощности членов общества.
Политический словарь

Антропология Политическая — - раздел политической науки, изучающий механизмы и институты власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных обществах. Синонимы: потестарно-политическая........
Политический словарь

Апатия Политическая — ( гр. араtheia бесчувственность) - состояние безразличия, отсутствие интереса к политической жизни, равнодушие (см. Абсентеизм).
Политический словарь

Борьба Политическая — - состояние противопоставления интересов политических субъектов с целью достижения определенных политических результатов. Виды политической борьбы многообразны.........
Политический словарь

Власть Политическая — - центральное понятие становящейся политологии как отрасли знания, учебной дисциплины. Оно фиксирует совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия........
Политический словарь

Воля Политическая — - совокупность внутренних свойств и состояний политического субъекта, выражающая способность к последовательной реализации поставленных целей в сфере политической власти.
Политический словарь

География Политическая — - отрасль науки, изучающая взаимосвязь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, физико-климатическими и другими природными факторами.
Политический словарь

Глобалистика Политическая — - направление современной глобалистики. Т.п., возникшая в начале 90-х гг., изучает политические аспекты глобальной проблематики, политические причины возникновения........
Политический словарь

Дестабилизация Политическая — - процесс, и результате которого происходит разрушение устойчивости политической системы.
Политический словарь

Деятельность Политическая — - действие субъектов политики по достижению политических целей, характеризуемое целостным единством составляющих его элементов (цели, объекта, субъекта, средств).
Политический словарь

Деятельность Политическая Как Структурный Элемент Политики — - социальная активность субъектов политики по реализации ими своих политических статусов и интересов.
Политический словарь

Диагностика Политическая — (от греч.diagnostikos - способность распознавать) - учение о политологических методах и принципах познания политических явлений и процессов, ведущих к "постановке диагноза",........
Политический словарь

Дискриминация Социально-политическая — (от лат. discriminatio - различение) - линия идеологии, политики и практики, направленная на нарушение социально-политического статуса и соответствующей роли членов........
Политический словарь

Дискриминация Политическая — - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по политическим, расовым, религиозным, социальным основаниям.
Политический словарь

Жизнь Политическая — - одна из форм общественной жизни, совокупность политических действий, устанавливающих политические связи между людьми и направленных на завоевывание или удержание власти.
Политический словарь

Идеология Политическая — - совокупность преимуществу систематизированных представлений топ или иной группы граждан, выражающая и призванная защищать их интересы и цели, с помощью политической........
Политический словарь

Институциализация Политическая — - процесс образования, закрепления и признания основными политическими факторами политических норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения, а также........
Политический словарь

Интеграция Политическая — (от лат. integratio - восстановление, восполнение целого) - объединение, слияние политических сил в рамках государственных или межгосударственных структур, политических........
Политический словарь

Интрига Политическая — наиболее отчетливо механизмы И.п. проявляются в такой ее разновидности как заговор политический. Как правило И.п. является плодом целенаправленных усилий, игры политических........
Политический словарь

Информация Политическая — - 1) сведения о деятельности политических партий, институтов, организаций, политических лидеров; 2) сведения, используемые при выработке и принятии политических решений;........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :