Философский словарь

А.бергсон: Материя И Восприятие. Материя И Память

В книге "Материя и память" Бергсон выступил против как материалистических, так и идеалистических традиций. И материализм, и идеализм он считал "одинаково крайними, избыточными положениями." Ошибка идеализма — в сведении материи к представлению, заблуждение материализма — в превращении материи в вещь, "производящую в нас представления, но отличную от них по своей природе" (С. 160). Какая же позиция была заявлена Бергсоном в противовес и материалистическому, и идеалистическому монизму? "Эта книга, — Разъяснял Бергсон в Предисловии к седьмому изданию "Материи и памяти", — утверждает реальность духа, реальность материи, и в ней делается попытка определить отношение между первым и вторым на ясном примере — примере памяти. Книга, следовательно, очевидно дуалистичная. Но, с другой стороны, она обрисовывает тело и дух таким образом, что появляется надежда если и не упразднить, то значительно смягчить те трудности, которые всегда возникают в связи с дуализмом..." (там же). Чтобы объединить материю и дух, Бергсон пытался найти точку их соприкосновения. Но, поскольку в истории мысли подобные попытки уже предпринимались, в "Материи и памяти" была предложена их критическая оценка. Под обстрел критики попали натуралистические концепции, не просто сближающие материю и дух, но по сути сводящие сознание, психику, дух к простому детерминистическому следствию материальных, прежде всего церебральных (мозговых) процессов. Философ весьма обстоятельно и профессионально разобрал (особенно во второй главе "Материи и памяти") достижения тогдашней физиологии мозга. Согласно Бергсону, они говорят о действительно важной роли церебральных процессов в совокупной человеческой жизни, но не подтверждают крайней натуралистической идеи, согласно которой психическую деятельность можно однозначно "материализовать", сводя к локализуемой деятельности центров и клеток мозга. Бергсон был уверен, что накопление в будущем новой, сколь угодно обширной информации о деятельности мозга и нервной системы вряд ли изменит это положение в принципе. Значительную роль в объяснении единства материальных (здесь: физиологических) и духовных (здесь: психических) процессов традиционно играл анализ восприятия. Это и понятно. Ведь восприятие обычно рассматривалось и еще сегодня рассматривается как один из "ближайших" к внешнему миру, к материи и наиболее элементарных актов познания. Материалисты и идеалисты, казалось бы, по-разному интерпретировали восприятие. Но Бергсон указал на принципиальную общность их позиций в данном вопросе: "и для тех, и для других воспринимать — значит прежде всего познавать"; "...они неизменно пренебрегают отношением восприятия к действию и воспоминания к поведению" . Бергсонианская интерпретация восприятия — как, впрочем, и других форм, структур, элементов сознания, психики — является разновидностью активизма: восприятие и психика в целом ставятся в зависимость от целостного, актуального человеческого действия. Восприятие, согласно Бергсону, лишь измеряет способность человеческого существа к действию. В своей приспособленности к действию, на службе которого и стоит восприятие, человеческое тело органически вписывается в мир природы. "Мы сказали, что материальный мир состоит из объектов, или, если угодно, из образов, в которых все части действуют и реагируют одна на другую, совершая движение. Наше чистое восприятие конституировано в среде этих образов наброском нашего зарождающегося действия. Актуальность нашего восприятия состоит, стало быть, в его активности, в движениях, которые его продолжают, а не в относительно большей интенсивности... Но этого-то упорно и не хотят видеть, смотря на восприятие как на разновидность созерцания, приписывая ему чисто спекулятивную цель и направленность на некое неведомое бескорыстное познание: как будто отделяя его от действия, обрывая таким образом его связи с реальным, его не делают сразу и необъяснимым, и бесполезным!" . Другая ошибка традиционной теории восприятия состоит в том, что "устраняется всякое различие между восприятием и воспоминанием". Из восприятия, напоминает Бергсон, обычно не выделяют составляющее его органическую часть воспоминание. При анализе восприятия также чаще всего не принимают в расчет, что оно есть не простой единовременный акт, а сложный и длительный процесс. В исследованиях и материи, и восприятия, и их связи Бергсону важно вскрыть некую непрерывность действия и сознания, при которой восприятие объединено, синтезировано не только с воспоминаниями, но и со всей гаммой чувств. "Воспринимать сознательно — значит выбирать, и сознание состоит прежде всего в этом практическом различении. Различные восприятия одного и того же предмета, даваемые различными органами чувств, не восстановят, следовательно, полного образа предмета; между ними будут пробелы, интервалы, некоторым образом соразмерные пробелам в моих потребностях; образование чувств необходимо именно для заполнения этих интервалов. Это образование имеет целью гармонизировать мои чувства, восстановить между их данными непрерывность, которая была нарушена прерывностью потребностей моего тела, наконец, приблизительно восстановить материальный предмет в целом". Как ни парадоксально, все эти рассуждения о синтетическом единстве сознания нужны были Бергсону для того, чтобы отделить память от восприятия и именно память, а не восприятие сделать образцом и моделью исследования духовных процессов. Память, в свою очередь, разделяется у Бергсона на два подвида — "механические" и "независимые" воспоминания. Если моторно-механические процессы во многом обусловлены материей, то память в собственном смысле в тенденции проявляет независимость от материи. Эта независимость и делает память специфически духовным процессом. Известные медикам и психологам расстройства памяти (их Бергсон изучал весьма основательно) философ связывает с нарушением "механических" функций, которые суть скорее привычка, чем собственно память. Однако оба подвида памяти взаимосвязаны. И снова же, "чтобы воспоминание вновь появилось в сознании, необходимо, чтобы оно спустилось с высот чистой памяти — к той же строго определенной точке, где совершается действие".


Смотреть значение А.бергсон: Материя И Восприятие. Материя И Память в других словарях

Материя — ж. вещество; все весомое, все занимающее пространство или все земное (камень, дерево, воздух и пр.); общее отвлеченное понятие вещественности, телесности, всего, что подлежит........
Толковый словарь Даля

Материя — материи, ж. (латин. materia). 1. только ед. Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им (филос.).... есть то, что, действуя на........
Толковый словарь Ушакова

Память — памяти, мн. нет, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая память. Рыцари хотят послушать твоих песен, оли страх не отшиб у тебя........
Толковый словарь Ушакова

Память — ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. , относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и воображенье,........
Толковый словарь Даля

Память — 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления; запас хранимых впечатлений.
О хорошей памяти.
Баснословная, бесподобная, блестящая,........
Словарь эпитетов

В Память Предлог — 1. с род. пад. Употр. при указании на что-л., являющееся памятным событием для кого-л.
Толковый словарь Ефремовой

Восприятие Ср. — 1. Способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира; усвоение, осознание. 2. Психический процесс отражения действующих в данное время на органы........
Толковый словарь Ефремовой

На Память Нареч. — 1. С целью не забывать кого-л., что-л. 2. разг. Не обращаясь к тексту, оригиналу; по памяти, наизусть (говорить, читать и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Память Ж. — 1. Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. 2. Запас впечатлений, хранящихся в сознании и могущих быть воспроизведенными. 3.........
Толковый словарь Ефремовой

Восприятие — восприятия, ср. (псих.). Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражении от внешней среды).
Толковый словарь Ушакова

Восприятие — -я; ср.
1. Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. Целостное в. Детское в. Поэтическое в. действительности. В. природы, красоты. Быстрота........
Толковый словарь Кузнецова

Бергсон Анри — (1859-1941) – французский философ, создатель теории «философии жизни», «витализма» (лат. «vita», «жизнь»). Резко критиковал современную цивилизацию за механицизм, утрату «жизненного........
Политический словарь

Материя — - "...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими........
Политический словарь

Материя — -и; ж. [лат. māteria]
1. Вещество, из которого состоят все тела. Строение материи. Закон сохранения материи.
2. Филос. То, что существует вне и независимо от человеческого........
Толковый словарь Кузнецова

Бергсон, Абрам — (1914-2003) Абрам Бергсон сделал себе
имя в
возрасте двадцати четырех лет, еще будучи аспирантом. Он написал классическую статью по экономике благосостояния "Переосмысление........
Экономический словарь

Восприятие Нового Товара Рынком — во многом, если не в решающей степени, зависит от характера новинки. Некоторые товары завоевывают популярность буквально в один день (летающие диски "Фрисбис" в США),........
Экономический словарь

Память — -и; ж.
1. Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Хорошая п. на числа. Зрительная п. П. на людей. П. на лица. Потерять память.........
Толковый словарь Кузнецова

Восприятие — — отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.
Юридический словарь

Оперативная Память — основное место хранения данных или инструкций для быстрого доступа из центрального процессора. Состоит из внутренней памяти цифрового компьютера и любых средств ее........
Юридический словарь

Память — - [др.-рус.] - кроме некоторых разновидностей актов и документов, означало также имущество, отказываемое "на помин души".
Юридический словарь

Память Иммунологическая — способность иммунной системы быстрее и интенсивнее отвечать на повторную встречу с Аг. Обусловлена образованием при первичной встрече с Аг (примировании) долгоживущих,........
Словарь микробиологии

Восприятие — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира.
Большой медицинский словарь

Восприятие Бредовое — нарушенное В. у психически больного, при котором лица, предметы и события приобретают для него новый неясный смысл.
Большой медицинский словарь

Компьютерная Память — , часть КОМПЬЮТЕРА, в которой хранятся данные в виде «слов» или «БИТОВ», у каждого из которых есть идентификационное число (адрес), служащее для обнаружения его ПРОЦЕССОРОМ.........
Научно-технический энциклопедический словарь

Материя — , в разговорном языке - наименование ТЕКСТИЛЬНЫХ тканей. В физике и др. науках - см. ВЕЩЕСТВО.
Научно-технический энциклопедический словарь

Бергсон — (Bergson) Анри (1859-1941) - французский философ, представительинтуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, поу, - жизнь как метафизически-космический........
Большой энциклопедический словарь

Виртуальная Память — (кажущаяся память ЭВМ) - система запоминающихустройств, организованных таким образом, что программист можетрассматривать их как одну большую оперативную память, что........
Большой энциклопедический словарь

Внешняя Память Эвм — запоминающие устройства большой (до нескольких Гбайт)емкости (преимущественно на магнитных лентах, дисках, барабанах,оптических дисках), из которых необходимая информация........
Большой энциклопедический словарь

Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации,обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку вокружающем мире. Как форма чувственного отражения........
Большой энциклопедический словарь

Память — способность индивидуума запечатлевать, сохранять и воспроизводить данные прошлого опыта.
Большой медицинский словарь

Посмотреть еще слова :