Философский словарь

М. Хайдеггер:бытие И Ничто. Бытие И Ужас

Неклассический характер хайдеггеровской метафизики и, соответственно, онтологии, а также отход от направленной против психологизма феноменологии Гуссерля наиболее отчетливо воплотился в том, что в "аналитику бытия" оказались включенными такие понятия, которые раньше по принципиальным соображениям исключались из философской онтологии и отдавались на откуп психологии эмоций или поэзии - страх, забота, ужас, покинутость, смерть и т.д. Между тем Хайдеггер придал им и другим родственным понятиям метафизический, онтологический статус. Сколь нестандартно Хайдеггер это делает, можно видеть из текста упомянутого ранее доклада "Что такое метафизика?" - доклада, который Хайдеггер дерзнул прочитать 24 июля 1929 г. на общем собрании естественнонаучных и гуманитарных факультетов Фрейбургского университета. К вопросу о метафизике, вынесенному в заголовок, Хайдеггер поначалу движется обходным путем. Он начинает с выяснения предназначения наук: научная теория обращена к сущему. "Исследованию подлежит сущее и более - ничто, одно сущее и кроме него - ничто; единственно сущее и сверх того - ничто". И тут же Хайдеггер, как бы забыв о науке и даже привычных темах метафизики, переходит к проблеме Ничто. "Где нам искать Ничто? Как нам найти Ничто? ...Как бы ни обстояло дело, Ничто нам известно, хотя бы просто потому, что мы ежечасно походя и бездумно говорим о нем... Ничто есть полное отрицание савоху.пности..сущего". Когда мы нападая? на" след Ничто? Когда насохватывает глубокая тоска, "бродящая в безднах нашего бытия". "Бывает ли в нашем бытии такая настроенность, которая способна приблизить его к самому Ничто? Это может происходить и происходит - хотя достаточно редко, только на мгновения - в фундаментальном настроении ужаса. Под "ужасом" мы понимаем здесь не ту слишком частую способность ужасаться, которая по сути дела сродни избытку боязливости. Ужас в корне отличен от боязни... Ужасом приоткрывается Ничто". Сущее впервые приоткрывается благодаря сопоставлению с Ничто: оно раскрывается именно как Сущее, а не как Ничто. "Только на основе изначальной явленности Ничто человеческое присутствие способно подойти к сущему и вникнуть в него... Человеческое присутствие означает выдвинутость в Ничто". И лишь после таких живописаний роли Ничто Хайдеггер переходит к коренному для него вопросу о метафизике. Но теперь проблемы метафизики приобретают новое измерение: "Выдвинутость нашего бытия в Ничто на основе потаенного ужаса есть перешагивание за сущее в целом: трансценденция. Наше вопрошание о Ничто призвано продемонстрировать нам метафизику саму по себе". Связывая категории бытия и ничто, Хайдеггер по праву вспоминает о гегелевской диалектике бытия. Но именно здесь высвечивается и отличие хайдеггеровской экзистенциальной аналитики от диалектики категорий Гегеля. Последнему не требуется прибегать ни к человеческому бытию, ни к "экзистенциалам" вроде ужаса, чтобы постулировать диалектическое тождество и различие бытия и ничто. Для Хайдеггера же диалектика бытийных категорий опосредуется Dasein, т.е. человеческим бытием-вопрошанием, бытием-экзистенцией и, как мы теперь установили, погружением в Ужас, без которого, как полагает Хайдеггер, невозможна метафизика - независимо от того, задумываются ли об этом и отдают ли себе в этом отчет люди, рассуждающие метафизически. Кроме того, если у Гегеля чистое бытие и чисто ничто - быстро проходимая логической мыслью ступенька большой лестницы, то у Хайдеггера Бытие, скрепленное теперь с Ничто, помещены в самом центре метафизики. Не только метафизика, но и наука, подчеркивает Хайдеггер, имеет отношение к Ничто: "наше научное бытие возможно только в том случае, если оно заранее уже выдвинуто в Ничто... Только благодаря открытости Ничто наука способна сделать сущее как таковое предметом исследования. Только когда наука экстатирует, отталкиваясь от метафизики, она способна снова и снова отстаивать свою сущностную задачу, которая не в собирании и упорядочении знаний, а в размыкании, каждый раз заново достигаемом, всего пространства истины и истории". Наука, согласно Хайдеггеру, рождается только тогда, когда человека захватывает "отчуждающая странность сущего", когда она пробуждает в человеке удивление. "Только на основе удивления - т.е. открытости Ничто - возникает вопрос "почему?"... Только благодаря нашей способности спрашивать и обосновывать для нашей экзистенции становится доступна судьба исследователя". Для философии же особенно существенна эта способность человека и человечества к "своеобразному скачку", в котором наша собственная экзистенция посвящается сущностным возможностям человеческого бытия в целом. Основной вопрос метафизики получает новую формулировку: "почему вообще есть сущее, а не, наоборот, Ничто?" Таковы основные аспекты учения Хайдеггера о бытии и ничто, как оно было сформулировано уже в ранних сочинениях. В более поздних работах Хайдеггера на первый план выдвигается проблематика целостного Бытия, по отношению к которому человек - лишь несамостоятельная, зависимая часть. Здесь - суть того поворота (Kehre), который обозначился в раздумьях Хайдеггера военного времени и получил свое выражение в произведениях послевоенного периода.


Смотреть значение М. Хайдеггер:бытие И Ничто. Бытие И Ужас в других словарях

Ужас — ужаса, м. 1. только ед. Чувство сильного страха, испуга, приводящее в состояние подавленности, оцепенения, трепета. Стеня от ужаса, после долгих усилий проснулась Валерия.........
Толковый словарь Ушакова

Ничто — местоим. отриц. для предметов неживых, неодушевленных, безличных, как никто для личных; никакая вещь, никоторый предмет, ни одно дело. Сколько добра на ничто извел, ни........
Толковый словарь Даля

Ужас — Безграничный, безмерный, безотчетный, безумный, безысходный, беспредельный, благоговейный, благочестивый, великий, внезапный, глубокий, глухой, дикий, жгучий, животный,........
Словарь эпитетов

Бытие — (бытиё разг.), бытия, мн. нет, ср. 1. существование, реальность. определяет сознание. Движение - форма бытия материи. Ленин. 2. Жизнь, существование (устар., теперь ирон.). Скоро........
Толковый словарь Ушакова

Бытие — (разг.) БЫТИЁ, -я́; ср.
1. Филос. только: бытие́. Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от сознания человека. Объективное, реальное б.
2. Совокупность........
Толковый словарь Кузнецова

Ничто — (что), Ничего, ничему, ничем, ни о чём (см. 72), ср., местоим. отриц. 1. Ни один (предмет, дело, явление). Из Ничего не выйдет Ничего. Пословица. не трогало его. Пушкин. Уж если........
Толковый словарь Ушакова

Хайдеггер Мартин — (1889–1976)– великий немецкий философ, создатель «новой онтологии». Утверждал, что современная европейская цивилизация упустила из внимания главный вопрос – «вопрос........
Политический словарь

Ничто — [шт], ничего́, ничему́, ниче́м, ни о чём (в сочет. с предлогами пишется раздельно: ни за что, ни для чего, ни у чего, ни с чем, ни при чём и т.п.); местоим. сущ. (в отрицат. предл.).........
Толковый словарь Кузнецова

Ужас — -а; м.
1. Чувство, состояние очень сильного испуга, страха перед чем-л. необыкновенно страшным. Смертельный, безотчётный, леденящий у. Объятый ужасом. Закричать в ужасе.........
Толковый словарь Кузнецова

Бытие — философская категория, обозначающая реальность, существующуюобъективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладаетразличными уровнями: органическая........
Большой энциклопедический словарь

Ничто — категория ряда философских систем, означающая отсутствие, небытиеконкретного сущего или же отсутствие бытия вообще.
Большой энциклопедический словарь

Хайдеггер — (Heidegger) Мартин (1889-1976) - немецкий философ, один изосновоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии("фундаментальная онтология"), в основе которого противопоставлениеподлинного........
Большой энциклопедический словарь

Бытие — - первая книга Пятикнижия, повествующая о сотворении мира и человечества. Особое место в повествовании занимает история еврейского народа, его патриархов и их семей.
Исторический словарь

Бытие, Книга — -первая книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книги в русском переводе несколько отличается от греческого, данного ей 70ю перевод­чиками-«Генезис», что........
Исторический словарь

Бытие-в-мире — Этот термин – общепринятый перевод термина Хай-дегера Dasein. Эта неуклюжая, пишущаяся через тире фраза используется, прежде всего, в рамках экзистенциализма, где она........
Психологическая энциклопедия

Бытие-вне-мира — В экзистенциализме – представление о том, что каждый несет ответственность за возможность выйти за пределы ограниченной реальности своего бытия. Неспособность реализовать........
Психологическая энциклопедия

Хайдеггер Мартин | Heidegger, Martin (1889-1976) — Хайдеггера считают связующим звеном между экзистенциальной философией и экзистенциальной психологией. Он полагал, что люди должны примириться с тем, что смерть неизбежна........
Психологическая энциклопедия

Бытие — - англ. being/eodstence; нем. Sein. Понятие,  обозначающее существующее; противоположность  небытию.
Социологический словарь

Бытие Материальное — - англ. being, material; нем. Sein, materielles. Независимо от сознания существующий объективный  мир, материя. 
Социологический словарь

Бытие Общественное — - англ. being, social; нем. Sein, gesellschaftliches. Совокупность  материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от сознания и в конечном счете его определяющих.........
Социологический словарь

Хайдеггер Мартин — (Heidegger, Martin) (1889-1976) - немецкий философ и ведущий разработчик феноменологии и экзистенциализма.  Его философия  повлияла на современную социологическую теорию в........
Социологический словарь

БЫТИЕ — БЫТИЕ, -я, ср. (книжн.). 1. Жизнь, существование. Радость бытия. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Б. определяет сознание. || прил. бытийный, -ая, -ое (к 1 знач.;........
Толковый словарь Ожегова

НИЧТО — НИЧТО, ничего, ничему, ничем, ни для чего, ни у чего, ни с чем, ни о чем. 1. мест. отриц., с последующим отрицанием. Ни один предмет, ни одно явление. Его н. не волнует. 2. ничто,........
Толковый словарь Ожегова

УЖАС — УЖАС, -а, м. 1. Чувство сильного страха, доходящее до подавленности, оцепенения. Наводить у. на кого-н. Охватил у. 2. обычно мн. Явление, положение, вызывающее такое чувство.........
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть еще слова :