Философский словарь

Антиномии Чистого Разума

- в "Критике чистого разума" Канта - противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме как высшей познавательной способности доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) - идей трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума" представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета. Однако "драма" человеческого разума, его "судьба", по мысли Канта, состоит в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения, "иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие при этом, с одной стороны паралогизмы (или, по Канту, "односторонние видимости", когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное, а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и антитезис - в контексте неправомерного применения космологических идей. В соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу суждений, касающихся: 1) величины мира, 2) его деления, 3) возникновения и 4) зависимости существования. Они сформулированы им следующим образом: 1) "Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве". 2) "Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого". 3) "Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы". 4) "К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности - ни в мире, ни вне мира - как его причины". Важно отметить, что антиномиями Кант считает отнюдь не любые, уже противоречащие друг другу суждения. К их числу могут быть отнесены только те, истинность которых не может быть проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, "воспаряющие над опытом знания", касающиеся мироздания в целом, а также обязательно доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем последовательно доказывает тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при этом так называемой логикой от противного. Лишь после этого он разрешает антиномии. При этом сама процедура "разрешения космологической диалектики" понимается им как ее радикальное устранение из "метафизики", прошедшей через горнило "критического исследования". В отношении первых двух антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и антитезисов ("Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни как само по себе бесконечное целое, ни как само по себе конечное целое"). Устранение второй антиномии осуществлялось аналогичным образом. Что же касается третьей и четвертой антиномий (динамических), то, по мысли Канта, и тезисы и антитезисы здесь могут быть одновременно истинными, хотя и в разных отношениях, так как они представляют собой "синтез разнородного" - феноменов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляющая собой учение о противоречиях человеческого разума и их роли в познании, сыграла большую роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем перед его непосредственными последователями, и явившись, таким образом, мощным импульсом для собственно диалектических размышлений всех представителей немецкой философии. [См. также "Критика чистого разума" (Кант).]


Смотреть значение Антиномии Чистого Разума в других словарях

Концепция Чистого Прироста — - принцип, согласно которому на счете нераспределенной прибыли должны отражаться только чистая прибыль и дивиденды; эта концепция вписывается в общепринятые бухгалтерские принципы.
Экономический словарь

Получение Чистого Дохода (суммы) — Получать или приносить в виде чистой суммы; приносить (получать)
чистый
доход.
Экономический словарь

Страховая Защита От Чистого Финансового Убытка — В международных страховых
операциях и в страховании ответственности:
форма страховой защиты ответственности, применяемая в Германии, Франции и Испании, аналогичная........
Экономический словарь

Разума Культ — во Франции в период якобинской диктатуры рационалистич. культ, насаждавшийся взамен христ. культа участниками дехристианизации (инициаторы: Шометт, Эбер, Клоотс, Марешаль).........
Советская историческая энциклопедия

Действие Чистого Стимула — Термин, предложенный Кларком Халлом для обозначения любого поведения, которое явно не ведет организм к достижению цели. вызывает проприоцептивные стимулы, необходимые........
Психологическая энциклопедия

Проблема Тела И Разума — См. Дуализм.
Психологическая энциклопедия

Теория Разума — Признание того факта, что другие люди обладают мыслительными процессами, идеями и взглядами на мир, отличающимися от наших. Дети обычно развивают теорию разума в возрасте........
Психологическая энциклопедия

Характера Антиномии — (характер + греч. antinomia - противоречие в законе). Наличие противоречивых тенденций, влечений, реакций, обусловленных сочетанием в характере индивида противоположных........
Психологическая энциклопедия

Чистого Стимула, Действие — См. действие чистого стимула.
Психологическая энциклопедия

Чистого, Алмаз (аникий) Иванович — — дьяк при Алексее Михайловиче, родом из ярославских купцов, упоминается впервые в 1647 году, как дьяк приказа Большой Казны, где пробыл до 1652 года, пользуясь некоторое........
Большая биографическая энциклопедия

Чистого, Назар Иванович — (брат Чистого Алмаза Ивановича) — думный дьяк при Алексее Михайловиче, происходил из рода ярославских купцов и сам сперва был купцом, вел обширную торговлю с иностранными........
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :