Философский словарь

Анти-психологизм

- парадигмальная установка, постулируемая модернизмом (см. Модернизм) и в особенности постмодернизмом (см. Постмодернизм), которая заключается в программной элиминации субъективного фактора при интерпретации феноменов культуры. Традиция А.-П. исходно конституируется в сфере методологии и теории познания. В отличие от классической философии, фундированной презумпцией объективности содержания адекватного знания о мире, основанного на эмпирических данных чувственного опыта (идея "отражения"), философия 20 в. подвергает этот "психологизм" радикальному сомнению - по меньшей мере, по трем основаниям: 1) трансцендентализм семантически сопрягает психологизм с когнитивным натурализмом, в силу чего теория познания, отвечающая требованиям анти-натурализма, мыслится как базирующаяся на парадигме А.-П. (от Марбургской школы неокантианства в модернизме - до "трансцендентального эмпиризма" Делеза); 2) принцип А.-П. ставится во главу угла в программно не(анти)-психологической концепции субъективности Гуссерля (гуссерлианская программа де-натурализации и де-психологизации не только познания, но и культуры в целом); 3) неопозитивистский эмпиризм (парадигма sense data) также преодолевает психологизм эмпириокритицизма (программа дистанцирования методологии от "психологии научного открытия" у Г.Рейхенбаха и др.). Традиция А.-П. в современной ее артикуляции программной ориентации и художественной практики модернизма в искусстве, например, позднего экспрессионизма, осуществившего радикальную переориентацию с презумпции выражения субъективного состояния художника на презумпцию выражения сущности объекта "как он есть" (Э.Л.Кирхнер) - вплоть до стратегии "деформации формы" как средства проникновения за феноменологическую видимость к ноуменальной сущности объекта (от Дж.Энсора - к Э.Хеккелю, Э.Х.Нольде, В.Кандинскому и К.Шмидту-Ротлуффу). Классическими произведениями А.-П. этого периода могут рассматриваться: серия "Портреты городов" О.Кокошки, визуальный ряд которой фундирован не презумпцией чувственно-эмоционального их восприятия, но, напротив, рациональным знанием о специфике их истории, культуры и традиций; офорты М.Бекмана, понятые как "наборы визуальных шифров" и др. Тенденция А.-П. находит свое содержательное развитие в контексте кубизма, опирающегося на определенные идеи Платона, Канта и Гегеля (по оценке Рейнгардта, "сын пармского крестьянина Жюль Брак усвоил философию в застольных разговорах начала века") и программно ставящего своей целью моделирование возможных миров: искусство предстает не как изобразительная, но как конструктивная деятельность. В рефлексивной самооценке Х.Гриса, "кубизм есть только новый способ представления вещей", и, согласно "Манифесту кубизма" (1912), кубистское произведение есть концепция мира, созданная посредством знаковых кодов. (В этом отношении эволюция художественной программы кубизма претерпевает ту же эволюцию, что и экспрессионистская: от "бунта против вещей" и презумпции "выразить то, что было в нас самих" у раннего П.Пикассо - до его же программного требования "слиться с объектом", т.е. "скорее изображать вещи такими, какими их знают, чем такими, какими их видят".) В контексте данной установки интенция кубизма на А.-П. объективируется в программе антивизуализма: принципиальное "отрицание наивного реализма" предполагало в кубизме "отказ от зрения" как традиционной основы живописи с ее презумпцией перспективы и ракурса видения объекта. Призыв П.Пикассо "уважайте объект!" предполагает восприятие последнего вне каких бы то ни было сиюминутных ассоциаций, имеющих субъективно-психологическую подоплеку. Согласно кубистской концепции творчества, художник должен быть "чист" и независим от собственного, личного и личностного видения объекта, - в позднем кубизме конституируется так называемая "секта чистых" или "пуризм" (не случайно А.Сальмон сравнивал кубизм с религией гугенотов). В контексте развития А.-П. кубистская "война против зрения" (П.Пикассо) может быть рассмотрена как выражение идеи элиминации субъекта - в данном случае субъективной точки зрения - в предельно простом, оптико-топографическом ее понимании. По оценке Г.Аполлинера, в кубизме "художники, не будучи более ограниченными чем-то человеческим, представляют нам произведения более умозрительные, нежели чувственные". Своего апогея в рамках модернизма стратегия А.-П. достигает в таком направлении, как футуризм с его сформулированным Маринетти программным требованием "заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материалом". Традиционный психологизм не просто отрицается в футуризме, но заменяется пафосным механицистским объективизмом - вплоть до сформулированной в "Манифесте футуристической живописи" (1910) идеи "создания механического человека с заменимыми частями". Следует, однако, заметить, что в полемике кубизма с футуризмом в 1912 кубизм обвинял последний в сюжетности и литературности, а тем самым - в уступке психологизму, конкретно имея в виду такие направления футуристической живописи, как динамизм и симультанизм, могущие быть отнесенными к неоимпрессионизму (например, тезис Дж.Баллы о том, что "у бегущих лошадей не по четыре ноги, а по двадцать"). Финальная дискредитация психологизма осуществляется в дадаизме: по признанию М.Дюшана, относящемуся к дадаистскому периоду его творчества, "я ... стремился изобретать, вместо того, чтобы выражать себя" (см. Дадаизм). Своего апогея в рамках модернизма традиция А.-П. достигает в контексте эстетической концепции "невозможного искусства", фокусирующего внимание не на эмоциональной сфере человека, но на "свойствах материалов" и пафосно провозгласившего программу конституирования "микроэмоционального искусства". В неклассической философии А.-П. Находит свое развитие не только в философии искусства (например, в анализе "дегуманизации искусства" у Ортеги-и-Гассета), но и во многих иных предметных областях. Так, например, в контексте проблемы интерпретации А.-П. проявляет себя как ориентация на отказ от традиционного видения интерпретации текста (понимания) как реконструкции исходного авторского замысла (эволюционное движение от "биографического анализа" Г.Миша к структурализму, ориентированному на трактовку интерпретационной процедуры как основанной на выявлении объективных гештально-организационных характеристик текста - см. Интерпретация). В структурном психоанализе субъект характеризуется как "децентрированный", растворенный в формах языкового порядка (см. Лакан). В целом, современная философия констатирует парадигмальный поворот в интерпретации самого феномена субъекта: не только психологически артикулированный (так называемый "вожделеющий") субъект фрейдистского типа, но и рациональный субъект типа декартовского уступают место деперсонифицированной презентации культурных смыслов (языка): по оценке Деррида, неклассическая философия практически осуществила деструкцию таких фундирующих саму идею субъективности феноменов, как "самодостаточность и самоналичие". Идущая от философского и художественного модернизма (от структурного анализа и дадаизма - прежде всего), линия А.-П. как растворения субъективности в семиотическом пространстве языка находит свое развитие в философии постмодернизма. Свою цель в данной сфере постмодернизм формулирует следующим образом: "взломать ... пока еще столь герметическую преграду, которой удерживает вопрос о письме ... под опекой психоанализа" (Деррида). Согласно постмодернистскому видению дискурсивных практик письма и чтения, последние задают семиотическое пространство, в рамках которого "производимое действие совпадает с переживаемым воздействием; пишущий пребывает внутри письма, причем не как психологическая личность... а как непосредственный участник действия" (Р.Барт). Утрата субъектом психологической артикуляции приводит к тому, что он не только теряет личностные качества и деперсонифицируется (становится "кодом, не-личностью, анонимом"), но и исчезает в целом - как явление: "он - ничто и никто ... он становится ... зиянием, пробелом" (Кристева). (См. также "Смерть субъекта", "Смерть Автора", "Трансцендентальный эмпиризм".)


Смотреть значение Анти-психологизм в других словарях

Анти — (греч. anti - вместо, против). Приставка, употр. при многих сущ. и прил. для выражения противоположности или враждебности, соответствует приставке "против", напр. антиалкогольный,........
Толковый словарь Ушакова

Анти-1 Префикс — 1. Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением противоположности, противодействия или враждебности тому, что названо мотивирующим........
Толковый словарь Ефремовой

Анти-2 Префикс — 1. Словообразовательная единица, образующая имена прилагательные со значением признака, который характеризуется противоположностью по отношению к качеству, названному........
Толковый словарь Ефремовой

Анти... — [от греч. anti - против]. Первая часть сложных слов.
1. Обозначает направленность против чего-либо, борьбу с чем-либо. Антигуманность, антидарвинизм, антикризисный, антиреалистический,........
Толковый словарь Кузнецова

Анти... — Начальная часть сложного слова, означающая противоположность или враждебность чему-либо, напр. антимилитаризм, антифашизм.
Политический словарь

Анти-выбор — В страховых операциях: неблагоприятное влияние на результаты деятельности страховщика, оказываемое выбором страхователями только тех видов страховой защиты, по которым........
Экономический словарь

Психологизм — -а; м.
Толковый словарь Кузнецова

Агглютинины Анти-р — а. к одной или нескольким разновидностям антигена Р эритроцитов человека.
Большой медицинский словарь

Агглютинины Анти-т — а. к антигену Томсена-Фриденрейха, появляющиеся в эритроцитах и других клетках под действием нейраминидазы бактерий и вирусов.
Большой медицинский словарь

Анти- — (ант-; греч. anti-) приставка, означающая "против", "противоположное положение, состояние, действие, свойство".
Большой медицинский словарь

Анти — в египетской мифологии бог-покровитель 12-го нома, божество пустынии караванных путей.
Большой энциклопедический словарь

Анти... — (греч. anti- - против) - приставка, означающая противоположность,направленность против чего-нибудь (напр., антифашистский).
Большой энциклопедический словарь

Психологизм — в социологии - методологический подход, свойственныйнекоторым направлениям социологии (Г. Тард, Ч. Кули, Дж. Мид, неофрейдизм,структурно-функциональная школа и др.), стремящимся........
Большой энциклопедический словарь

Анти — (греч. anti- — против), часть сложных слов, означающая противоположность, противодействие, враждебность (напр., антигены).
Биологический энциклопедический словарь

Анти Мутагены — (от анти... и мутагены), факторы, снижающие частоту мутаций.. К А. .поддерживающим определённый уровень спонтанных мутаций, относят ферментные системы, осуществляющие........
Биологический энциклопедический словарь

Анти — Префикс, означающий "против, напротив, противодействие, обратный".
Психологическая энциклопедия

Маргусте, Анти Александрович — род. 5 авг. 1931 в Пярнуском р-не, Эстония. Композитор. В 1960 окончил Таллинскую конс. по кл. композиции А. Г. Гаршнека. В 1953—1956 рук. эстр. орк. Таллинского политехнического........
Большая биографическая энциклопедия

Анти-токсин 7 Лайф Формула — АНТИ-ТОКСИН 7 Лайф формулаЛатинское название
Медицинские препараты

Анти-э — Анти-ЭФармакологическая группа: Средства для коррекции нарушений при алкоголизме, токсико- и наркоманиях
Медицинские препараты

Анти- — (Ант-; греч. anti-)
приставка, означающая «против», «противоположное положение, состояние, действие, свойство».
Медицинская энциклопедия

Противо- (ant-), Анти- — (аnti-) - приставка, указывающая на расположение напротив, противодействие, уменьшение чего-либо. Например: противоартритный (antarthritic) - уменьшающий про явления артрита;........
Психологическая энциклопедия

Психологизм — Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение. Категория. Система мировоззренческих представлений. Специфика. В соответствии с ним в основу анализа........
Психологическая энциклопедия

Психологизм Социологический — - направление социологии, принимающее за основную предпосылку исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых........
Психологическая энциклопедия

Противо- (ant-), Анти- (аnti-) — приставка, указывающая на расположение напротив, противодействие, уменьшение чего-либо. Например: противоартритный (antarthritic) - уменьшающий про явления артрита; антибактериальный........
Медицинский словарь

Психологизм — (от греч. psyche - душам logos -слово,учение)  -англ. psychologism; нем. Psychologismus. Методол. подход  (Г. Тард, Л. Уорд, У. Мак-Дугалл, Ч. Кули и др.), стремящийся объяснить соц. отношения........
Социологический словарь

Социологический Психологизм — - плюралистическое направление социологии, принимающее в качестве основной предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие  и взаимодействие........
Социологический словарь

АНТИ... — АНТИ..., приставка. Образует существительные и прилагательные со знач. противоположности, враждебности, направленности против кого-чего-н., то же, что про-тиво..., напр.........
Толковый словарь Ожегова

ПСИХОЛОГИЗМ — ПСИХОЛОГИЗМ, -а, м. Углубленное изображение психических, душевных переживаний. П. в литературе.
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть еще слова :