Философский словарь

Кронер Рихард (1884-1974)

- немецкий философ. Преподавал в различных университетах Германии: с 1919 - во Фрейбурге, с 1924 - в Дрездене, с 1929 - в Киле, с 1934 - во Франкфурте-на-Майне. В 1935 лишен права преподавания. С 1938 преподавал в Оксфорде (Великобритания), с 1940 - в Канаде, затем в США. В 1949-1952 преподавал в Объединенной телеологической семинарии (Нью-Йорк), с 1953 - в Темпльском университете (Филадельфия). В 1910 вместе с Г. Мелисом, Степуном и Гессеном основал международный журнал "Логос", возглавлял его немецкую редакцию до 1933. В своей философской эволюции прошел три этапа. Начинал как неокантианец (баденской ориентации); затем через проблематику философии жизни пришел к неогегельянству, одним из основных представителей которого в Германии и являлся; в эмигрантский период жизни переосмыслил свою позицию через призму религиозной проблематики. Его идеи этого периода близки философии Паскаля и Кьеркегора, диалектической теологии. Основные работы: "От Канта до Гегеля" (т. 1-2, 1921-1924); "Самоосуществление духа. Пролегомены к культур-философий" (1928); "Культур-философское обоснование политики" (1931); "Примат веры" (1943); "Культура и вера" (1951); "Спекуляция и откровение в истории философии" (т. 1-3, 1956-1961); "Между верой и мышлением" (1966) и др. Путь бесконечного божественного духа к самому себе осмысливается К. через диалектику движения мышления и "самодвижения живого духа" ("мыслящей себя жизни"), сознания и самосознания (рефлексирующего себя духа), т.е. через диалектику конечного и бесконечного. Абсолют не может быть выражен иначе, как в бесконечной последовательности суждений, он сам утверждает себя в каждой высказанной о нем мысли. Однако он никогда полностью не выразим ни в одном суждении, ни в их совокупности, так как он не может быть полностью помыслен в мысли, будучи сам мыслью. "Жизнь" ("жизненное начало") не выразима до конца рационально, внешним для себя образом. Она предполагает обращение духа к самому себе, т.е. философскую спекуляцию (как разрушение рационального рациональным же образом). Согласно К., философия имеет своим предметом сверхрациональное, обращена не вовне, а на самое себя, но стремится выразить себя вовне рациональным образом, рефлексируя над предметными областями, т.е. спекулятивное мышление принципиально противоречиво. Отсюда определение К. диалектики как превращенного в метод, сделанного рациональным - иррационализма. В отличие от философии наука познает внешнее ей содержание, в ней нет подлинной рефлексии, свойственной только самопознающей себя мысли, поэтому в ней не может быть и противоречий. Здесь противоречие - свидетельство ошибочности мысли, примирение сознания с самим собой происходит в культуре как "теле" сознания. Философия есть философия культуры, в которой сознание сознает себя как само себя осуществляющее, как посредством самого себя для самого себя становящееся. Культура как целостность своих частей (понятийных областей) суть завершение для-себя-становления, самоосуществления сознания. Философия же, в свою очередь, есть культура, постигшая самое себя, а тем самым задающая тотальность себя и своих частей (понятийных областей). Но это тотальность Я, а не предметного мира. В философии культура выходит за пределы самой себя, осмысливает и постигает себя, а тем самым объединяется с самой собой, становится для себя самой понятием и действительностью. Без философии культура, по К., суть неосознанное самим собой самоосуществление сознания. Части культуры сами по себе есть лишь вовне спроецированные, замкнутые в себе предметности, не способные примирить сознание с самим собой. Экономика (хозяйство) и техника, представляющие собой опредмечивание витальной (жизненной) и целеполагающей сторон культуры, суть ее цивилизационная составляющая (как "преддверие" культуры). Наука и политика (направлены соответственно на природу и государство) задают рациональную составляющую культуры, которая никогда не может быть завершена, всегда пребывая в процессе бесконечного становления. Субъективное сознание всегда отделено от форм рациональной культуры, неизменно внешней по отношению к нему. Оно входит в смысловую действительность рациональной культуры как абстрактно-рациональное, а не как конкретно-индивидуальное. Эти ограничения преодолеваются в интуитивной составляющей культуры: в искусстве, а особенно в религии (первое направлено на творимый самим же искусством мир, вторая - на Бога). Эти части (формы) культуры глубоко индивидуализированы, предполагают смысловое постижение, слитность субъективного духа с внешними формами. Однако и они не способны адекватно отрефлексировать сами себя. Это возможно лишь в сфере рефлексий находящихся по ту сторону науки, политики, искусства и религии: только в философии, сознании, становящемся в рефлексии самосознанием, они становятся для себя тем, что они суть в себе, т.е. вне философии. Части могут проявить себя, становясь понятийными областями целого. Постигнутые, они становятся частью философии, будучи вне ее. "Целое есть для себя становящееся истинное, ибо истинное есть для себя становящаяся самость". Рефлексия самосознания есть осмысление смысла границ. Постигать - значит ограничивать, но одновременно - это значит переступать границу (постигать часть через целое, культуру через понятие культуры). Философская рефлексия как вневременная (постижение духом самого себя) дополняется временной исторической рефлексией, схватывающей "дух эпохи". Таким образом "непосредственное осуществление сознания" всегда развертывается в противопоставлении, предметно воплощенного сознания и самосознания Я, конечного и бесконечного. В последних работах К. заменил антитезу научного (метафизического, эмпирического) и спекулятивного антитезой спекуляции и откровения. Спекуляция, направленная на постижение Абсолюта, знает все же безличную и отделенную от субъекта истину. Откровение, в отличие от спекуляции, не зависит от человека, являясь всецело делом Бога, и способно непосредственно передать человеку "практическую" истину. Последняя не требует доказательств и воспринимается как сугубо личностная. Спекуляция ограничена извне (без чего невозможна). Бог же недоступен познанию (являясь субъектом, имеет личностный характер и бесконечную природу). Истины спекуляции и истины откровения отражают один и тот же Абсолют, но и те и другие - предельны, следовательно, между ними лежит пропасть.


Смотреть значение Кронер Рихард (1884-1974) в других словарях

Вагнер Рихард — (1813-1883) – знаменитый композитор, теоретик «артократии», «власти искусства». Придерживался консервативных взглядов, был сторонником германского возрождения.
Политический словарь

Бааде (baade) Фриц (1893-1974) — немецкий
экономист, социал-демократ. Исследования Бааде, в основном, посвящены проблемам мирового хозяйства, в частности мирового продовольственного обеспечения,........
Экономический словарь

Басманов, И. А. (1917-1974) — -
представитель советской учетной мысли. Разрабатывал проблемы соотношения
учета затрат и калькуляции. Басманов считал, что учету затрат и калькуляции присущи........
Экономический словарь

Вагеманн (wagemann) Эрнст (1884-1956) — немецкий экономист. В 1923-1933 гг. председатель Государственного статистического бюро Германии. В своих работах Вагеманн рассматривал вопросы денежного обращения и мирового........
Экономический словарь

Вайнер (winer) Джэкоб (1892-1974) — американский экономист, работал в экономической комиссии Лиги наций (1939) и состоял консультантом Государственного департамента (1943-1952). Член американской Академии........
Экономический словарь

Вилла, Франческо (1801-1884) — - создатель ломбардской школы бухгалтерского
учета. Вилла объединил юридические и экономические
цели учета, систематизировал бухгалтерские знания, концептуально........
Экономический словарь

Джинни (gini) Коррадо (1884-1965) — итальянский
экономист, статистик, демограф. Согласно его циклической теории
роста населения, каждое
население проходит три фазы, связанные с
развитием........
Экономический словарь

Закон 1974 Г. О Пенсионном Обеспечении Работающих — Закон, касающийся деятельности частных пенсионных планов и других программ. В рамках Закона облегчены
правила предоставления
права на получение пенсии, создана........
Экономический словарь

Каннинг, Джон (1884-1962) — -
представитель американской бухгалтерской мысли, сторонник персоналистической школы. Каннинг выдвинул три
условия определения операционной прибыли: 1) получение........
Экономический словарь

Кларк (clark) Джон Морис (1884-1963) — американский экономист, представитель институционализма. Основные работы: «Экономические институты» (1957), «Конкуренция как динамический процесс» (1961). Кларк выступал........
Экономический словарь

Найт (knight) Фрэнк Хайнеман (1885-1974) — американский экономист, основатель чикагской школы. Найт занимал весьма крайние и бескомпромиссные позиции в методологии: экономическую теорию рассматривал как «чистую........
Экономический словарь

Струмилин (струмилло-петрашкевич) Станислав Густавович (1877-1974) — русский, советский экономист и статистик. Основные труды в области экономики, статистики, управления народным хозяйством, демографического прогнозирования, экономической........
Экономический словарь

Татур Сергей Кузьмич (1897-1974) — - известный ученый
бухгалтер-практик. В 1934 г. вышли его
работы -"
Анализ
отчета и
контроль выполнения
плана", "Анализ отчета промышленных предприятий",........
Экономический словарь

Фельдман Григорий Александрович (1884-1958) — русский, советский экономист, исследователь проблем экономического роста. Основные идеи Фельдмана по проблемам экономического роста изложены в двух статьях: «К теории........
Экономический словарь

Хаберлер (haberler) Готфрид (1900-1974) — американский экономист, специалист эконометрического анализа. Исследовал теорию капиталистического цикла и проблемы международной торговли. Будучи сторонником неоклассического........
Экономический словарь

Юровский Леонид Наумович (1884-1938) — русский (советский) экономист. Имя Юровского тесно связано с денежной реформой 1922-1924 гг. Но Юровский был не только практиком, но и видным экономистом-теоретиком. Наряду........
Экономический словарь

Consumer Credit Act 1974 (закон О Потребительском Кредите 1974 Г.) — Принятый британским парламентом закон, направленный на защиту интересов заемщиков при заключении кредитных соглашений, палучении ссуд и оформлении закладных. Закон........
Экономический словарь

Employee Retirement Income Security Act 1974 (erisa) (закон О Пенсионном Обеспечении Трудящихся 1974 — Американский закон, устанавливающий правила, регулирующие использование частных пенсионных проектов и программ участия работников в прибылях компаний. Законом предусмотрено........
Экономический словарь

Конго (демократическая Республика Конго, В 1964-1974 Гг. - Демократическая Республика Конго, В 1971- — - государство в Центральной Африке. Независимость провозглашена 30 июня 1960 г. Столица - г. Киншаса. Административное деление - 9 провинций (регионов), включая столицу,........
Юридический словарь

Берлинская Конференция 1884-85 — международная конференция 14 государств(Великобритания, Германия, Россия, Франция, США, Бельгия, Португалия идр.) по африканским вопросам. Конго (в основном территория........
Большой энциклопедический словарь

Китайско-французская Война 1884-85 — война Франции против Китая с цельюовладения всей территории Вьетнама, номинально находившегося в вассальнойзависимости от него. Потерепев поражение, Китай подписал........
Большой энциклопедический словарь

Кронер — (Kroner) Рихард (1884-1974) - немецкий философ. С 1938 в эмиграциив Великобритании и США. От баденской школы неокантианства перешел кфилософии жизни и неогегельянству, с 1940-х гг.........
Большой энциклопедический словарь

Международное Гидрологическое Десятилетие 1965-1974 (мгд) — периодмеждународного сотрудничества по совершенствованию гидрологическихнаблюдений, учету водных ресурсов, водного баланса и т. п. Участвовалиученые св. 100 стран.
Большой энциклопедический словарь

Пэн Дэхуай (1898-1974) — заместитель премьера Государственного совета иминистр обороны Китая в 1954-59. В руководстве КП Китая с 1935. В 1949-54заместитель председателя Народно-революционного военного........
Большой энциклопедический словарь

Франко-китайская Война 1884-85 — см. Китайско-французская война 1884-85.
Большой энциклопедический словарь

Авенариус Рихард — (Avenarlus) (1843-1896). Швейцарский философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа.
Исторический словарь

Вагнер, Вильгельм Рихард — (Wagner), (1813-1883), выдающийся немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель и театральный деятель. Родился 22 мая 1813 в Лейпциге в чиновничьей семье. Занятия ........
Исторический словарь

Вагнер, Рихард — (1813 - 1883) - великий немецкий композитор, реформатор оперной музыки. Его знаменитая тетралогия "Кольцо Нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов") представляет........
Исторический словарь

Бернгардт, Рихард-павел Рудольфович — (1864 — ?)
Окончил ИАХ, в 1891 получил звание клас. худ. арх. 1-й ст. В 1900—03 состоял вторым архит. Моск. ун-та. В 1903 работал на строительстве гостиницы "Метрополь". Автор........
Большая биографическая энциклопедия

Глюкс, Рихард — (Gluecks), старший инспектор концентрационных лагерей, преемник Теодора Эйке. Родился в 1889. Участник 1-й мировой войны. Рано присоединился к нацистскому движению.........
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :