Философский словарь

Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885)

- русский философ, правовед, историк, публицист. В 1839 окончил юридический факультет Московского университета (к поступлению его готовил Белинский). В 1844 защитил магистерскую диссертацию по праву. До переезда в Петербург в 1848 преподавал в Московском университете, где среди его учеников был Чичерин. Поддерживал отношения с западниками, входил в кружок Станкевича, особо близок был с Грановским. Одновременно поддерживал отношения со многими славянофилами, которым оппонировал, но и воздействие которых заметно в его творчестве (особенно с пиететом К. относился к Хомякову). В Петербурге К. служил в Министерстве внутренних дел, канцелярии комитета министров, сотрудничал с журналами "Отечественные записки" и "Современник". Сблизился с Белинским, Чернышевским и Н.А. Добролюбовым. Сотрудничал с Герценом. В 1857-1861 занимал кафедру гражданского права Петербургского университета. Преподавал наследнику престола, в 1858 был отстранен после опубликования в левой печати его "Записки об освобождении крестьян". В 1861 подал в отставку и покинул университет, возмущенный поведением администрации во время студенческих волнений. К. был сторонником компромисса в общественной жизни, но после событий начала 1860-х последовал его разрыв с радикалами, а после выхода в Берлине брошюры К. "Дворянство и освобождение крестьян", где автор отстаивал нецелесообразность введения в ближайшее время конституции в России, произошел разрыв с Герценом. К. в это время являлся одним из признанных лидеров либерализма в России. После выстрела Д.В. Каракозова в царя (1866) К. написал и подал императору записку "О нигилизме и мерах, против него необходимых", в которой основным средством предотвращения нигилизма считал образование и просвещение, а не репрессии. В последние годы жизни К. преподавал гражданское право в Военно-юридической академии, с 1883 являлся президентом Вольно-экономического общества. К. - представитель так называемой государственной школы в русской историографии. По философско-методологическим позициям - позитивист. Многие его идеи ближе к концепции Маха, чем к "первому" позитивизму Конта, которого К. считал своим идейным учителем. Основные работы: "Взгляд на юридический быт древней России" (1847); "Мысли и заметки о русской истории" (1866); "Задачи психологии" (1872); "Априорная философия или положительная наука" (1874); "О задачах искусства" (1878); "Задачи этики" (1884) и др. С общей позитивистской методологической позиции К. отрицает существование сущности вещей. Единственная данная нам реальность - психические явления. Следовательно, основное условие любой эффективной деятельности - достижение максимального соответсвия между нашим психическим состоянием и фактами, данными опыта. Это соответствие тем полнее, чем выше умственное развитие отдельной личности. Цель философской программы К. - борьба с "метафизическими миражами" (нет безусловных начал и принципов) и утверждение идеи личности, ее творческого начала. "Мир внешних реальностей есть продолжение личного, индивидуального, субъективного мира". Свобода при этом трактуется как несомненный психический факт, но и она условна, так как существование безусловной свободы отрицается. Возрастание свободы, возможное как прогресс личности, и составляет суть общественного прогресса. При этом свобода редуцируется К. к проявлению личностного начала как такового и сама по себе, по сути, не анализируется. Это позволяет определять его позицию ряду авторов (В.К. Кантор и др.) как сводимую к тезису "личность без свободы". Личностное начало столь важно потому, что именно в человеке снимается противоположность идеального и материального, внутреннего и внешнего. Но для этого человек не должен впадать в крайности материализма и идеализма, а принять позитивистскую доктрину и акцентироваться на своей собственной психической жизни как источнике активной деятельностной позиции. Фактически опытное познание всегда подкрепляется "внутренним зрением", самонаблюдением души, лишь возбуждаемом извне "впечатлениями". К. отстаивает деятельную творческую сторону личностного начала в истории и социокультурной жизни, пытаясь преодолеть как материалистический (с позиций которого постановка целей и их достижение есть не более, чем "мираж ума"), так и идеалистический (с позиций которого действует не человек, а некая метафизическая сущность) фатализм, утвердить принцип самодеятельности человека (такие серьезные отступления от позитивизма и позволили квалифицировать Зеньков-скому мировоззрение К. как "полупозитивистское"). Особенно заметны эти "отступления" в социально-исторической доктрине К. Исходный тезис здесь - утверждение того, что любые системы идей, теорий и мировоззрений всегда несут отпечаток своего времени, есть ответ на его запрос: именно социокультурные потребности заставляют видеть философские истины так, а не иначе. В этом отношении русская мысль составляет исключение. Запрос времени толкает общество в сторону необходимости развития нравственной личности, самостоятельной и самодеятельной, как необходимого условия нормального гражданского, общественного и человеческого существования. Однако, это не только не делается (последовательно и целенаправлено), но, даже, должным образом не осознается. "Мы, - отмечает К., - воображаем, что "широкими отвлечениями" решаются мировые вопросы, но ничего не делаем для "укоренения" в действии. Тем самым мы бесплодно вертимся в пустоте, убаюкивая свою лень". В конкретике же ситуации требуется обращение к фактам и личностному началу. Некритическое заимствование готовых истин из западной философии и науки без учета контекста только усугубляет ситуацию. Утверждение ориентации на объективность научной истины произошло после оформления личностного начала в европейской культуре. Перенос же ее на русскую почву (в силу отсутствия института личности) только блокирует нормальное развитие. С другой стороны, еще больше неверна установка славянофилов на консервацию отживших структур. "Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все истины, в которых непосредственно воплощались эти начала". Жизнь стала выходить за положенные ей пределы. Нельзя отрицать воздействия внешних причин, отмечает К., но надо прежде всего видеть то, что существующий порядок использовал уже все свои потенциальные возможности на всех уровнях и во всех сферах социума и культуры, вплоть до области быта. Жизнь требует актуализации личностного начала, которое не заложено в общинной организации руской жизни. Славянофилы, не по К., не правы, обвиняя Запад в нарушении порядка русской жизни, подрыве принципов русской национальной идентичности и народности. Последние, указывает К., не имеют константного содержания даже у одного и того же народа. Их можно понимать через те внешние формы, в которые они облекаются, и, тогда потеря такой формы и будет расцениваться как утрата. Однако это понимание схватывает лишь природные (естественные) основы народной жизни. Идентичность же задается прежде всего внутренним единством, духовной жизнью, нравственным, а не природным бытием. В последнем случае сближение и взаимообмен с другими народами лишь усиливает национальную идентичность. Не Европа "пришла к нам, а мы (в силу внутренних потребностей) оевропеились", - указывает К. "Европейское" у нас не "вместо", а в синтезе с "русским". Другое дело, что в ходе трансформаций переживаемого страной переходного периода утрачен смысл предпринятых реформ, т.е. их направленность на "введение" личностного начала в социокультурную жизнь. Следовательно, в философии необходимо акцентировать, как это всегда делали европейцы, свои слабости, отрефлексировать потребности развития и предложить стратегию их удовлетворения. Этот круг идей реализовывался К. как в его философии истории так в его анализах русской истории, как истории с подален-ным личностным и гипертрофированным государственным (безличным) началом. Последнее роднит его подход с взглядами Б.Н. Чичерина и других представителей русской государственной школы в историографии. H.JI. Абушенко


Смотреть значение Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) в других словарях

Авксентьев Николай Дмитриевич — 29 ноября 1878, Пенза, – 1943, Нью-Йорк). Родился в дворянской семье. Учился в Московском университете. Возглавлял студенческий союз объединённых землячеств, исключён в 1899........
Политический словарь

Аксаков Константин Сергеевич — (1817-1860) – русский публицист, историк, языковед и поэт. Брат И.С. Аксакова, сын Сергея Тимофеевича Аксакова, проникновенного поэта русской природы. Один из идеологов славянофильства.........
Политический словарь

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) — - идеолог классического славянофильства. В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них........
Политический словарь

Алеликов Константин Александрович — (1889 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Принадлежал к группе "Народ". Арестован в апреле 1919 в Москве. В тюрьме болел туберкулезом. В апреле 1921 находился в Бутырской тюрьме.........
Политический словарь

Алисов Платон Дмитриевич — (ок. 1884 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1910. По сведениям чекистов, имел "общее" образование. В конце 1921 жил в Рязанской губ., работал в здравоотделе. Местными чекистами........
Политический словарь

Ананьин Василий Дмитриевич — (? - ?). Член ПЛСР с 1918. Из крестьян, хлебопашец. Образование среднее. В конце 1921 жил в Вятской губернии, был членом волостного совета. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Андреев Константин — (? - ?). Анархист. Крестьянин. Арестован за хранение старой анархической литературы. Приговорен к 3 годам тюрьмы, к концу 1930 находился в Верхнеуральском политизоляторе.........
Политический словарь

Андриевский Александр Дмитриевич — (1891 - ?). Анархист-индивидуалист. Арестован 26.2.1919. С 15.8.1919 содержался в Бутырской тюрьме. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Антипин Константин Иванович — (ок. 1897 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1914. Грамотный. В конце 1921 жил в Воронежской губ. (Воронеже?), работал токарем на заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Аркадьев Николай Дмитриевич — (1885 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В 1909 приговорен к 4 годам каторжных работ "за вооруженное восстание" 1905. Арестован ВЧК в Екатеринодаре 25.2.1921. С 17.3.1921 содержался........
Политический словарь

Артеменко Константин — (? - ?). Анархист. Рабочий. За участие в анархическом движении сослан на три года в Нарымский край, где в 1926-27 полулегально работал учителем, имея авторитет среди местных........
Политический словарь

Арюсов Константин Владимир — (ок. 1900 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с дореволюционным стажем. По данным чекистов, социальное положение - "пролетарское". Образование низшее. В конце 1921 жил в Тюменской........
Политический словарь

Ахтырский Константин Иванович — (? - ?). Анархист. В 1923 содержался в Бутырской и Таганской тюрьмах (Москва). С июня 1923 в Архангельском концлагере. Дальнейшая судьба неизвестна. НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Бабаев Иван Дмитриевич — (1898 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Арестован 18.9.1920 во время забастовки. В том же году приговорен к 3 годам принудительных работ. Вновь арестован в Москве 13.5.1921. Дальнейшая........
Политический словарь

Бардачев Яков Дмитриевич — (ок. 1890 - ?). Социалист-революционер. Из крестьян. Член ПСР с 1917. Образование среднее. В конце 1921 жил в Саратовской губ. Местными чекистами характеризовался как "центровик",........
Политический словарь

Белозерский Константин Иванович — (ок. 1882 - ?). Социал-демократ. Образование высшее. Член РСДРП. Служил в армии адмирала А. В. Колчака (дослужился до чина поручика). В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал........
Политический словарь

Бонч-бруевич Владимир Дмитриевич — (28 июня 1873, Москва, – 14 июля 1955, там же). Из дворян. Брат генерала М.Д. Бонч-Бруевича. Окончил в Курске землемерное училище (1892). С 1895 член социал-демократического московского........
Политический словарь

Бонч-бруевич Михаил Дмитриевич — (1888 – 1940) – большевик, сподвижник Ленина, активно вовлекал в революционное движение русских сектантов – хлыстов, скопцов, молокан, духоборов и т.д. Разработал первые........
Политический словарь

Брагин Константин Михайлович — (ок. 1884 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1912. Образование высшее. В конце 1921 жил в Алтайской губ., работал секретарем Губпродкома. Был членом Учредительного собрания.........
Политический словарь

Брасуков Афанасий Дмитриевич — (ок. 1882 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1905. Рабочий. Образование низшее. В конце 1921 жил в Саратове. Местными чекистами характеризовался как "центровик", "член горкома"........
Политический словарь

Браун Константин Петрович — (ок. 1882 - ?). Социалист-революционер. Из чиновников. Член ПСР с 1917. Образование высшее. В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал в лесничестве "Тайгуй". Местными чекистами........
Политический словарь

Василенко Константин Прокофьевич — (? - ?). Социал-демократ. Во время 1-й мировой войны 1914-18 - оборонец. Член Военной комиссии Временного правительства. В сентябре 1928 был в заключении в Киевском ДОПРе, в июне........
Политический словарь

Волевельский Петр (константин?) (кличка - Абраша Самарский) — (? - ?). Анархист. В начале 1919 в составе боевой организации анархистов-"безмотивников" Д. Бондаренко участвовал в экспроприациях советских учреждений в Харькове. С декабря........
Политический словарь

Гноев Константин Сергеевич — (ок. 1886 - ?). Социал-демократ. Из крестьян. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал в ИРПО. Местными чекистами характеризовался как "хороший рабочий теоретик,........
Политический словарь

Голицын Николай Дмитриевич — (31 марта 1850, село Поречье Можайского уезда Московской губернии, – 2 июля 1925, Ленинград). Из старинного княжеского рода. Окончил Александровский лицей (1871). В 1885 – 1903 архангельский,........
Политический словарь

Горелимов Константин Ильич — (ок. 1882 - ?). Социал-демократ. Рабочий. Образование низшее. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Брянской губ., работал на электростанции. Дальнейшая судьба неизвестна.
Т.С.
Политический словарь

Гулюк Константин Николаевич — (ок. 1888 - ?). Социал-демократ. Образование техническое. Член РСДРП с 1917. В конце 1921 работал в Управлении НКПС. Местными чекистами характеризовался как "активный" партийный........
Политический словарь

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) — - философ, публицист, естествоиспытатель. В 1865г. он начал писать труд, принесший ему впоследствии известность, - "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические........
Политический словарь

Дегтярев Константин Михайлович — (ок. 1891 - ?). Член ПЛСР с 1917. Интеллигент. Студент. В конце 1921 жил в Царицынской губернии и работал в Губземотделе. Местными чекистами характеризовался как «пассивный» партийный........
Политический словарь

Дернин Степан Дмитриевич — (ок. 1891 - ?). Член ПЛСР с 1918. Из крестьян. Образование «низшее». В конце 1921 жил в Уфимской губернии и работал заведующим садом им. Лука Sic! – Ред.). Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :