Философский словарь

Ильин Иван Александрович

(16(28). 03. 1883, Москва - 21. 12. 1954, Цюрих) - философ, политический мыслитель, теоретик и историк религии и культуры. Учился на юридическом ф-те Московского ун-та. В 1906 г. после окончания учебы был оставлен при ун-те для подготовки к званию проф., в 1909 г. получил звание приват-доцента и после двухлетней зарубежной научной командировки (преимущественно в Германии) в течение 10 лет преподавал в Московском ун-те. К этому времени относятся первые соч. И., посвященные древнегреч. философии (Платону и Аристотелю), воззрениям Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Их итогом явилось его исследование "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (в 2 т.), подготовленное им для получения магистерской степени. По результатам защиты соискателю были одновременно присуждены две ученые степени - магистерская и докторская. Этот труд до сих пор остается одним из лучших произв. на рус. языке, посвященных Гегелю. После революции 1917 г. И., оставаясь в Москве, включился в идейную борьбу против нового строя, что и послужило причиной его неоднократных арестов. В 1922 г. философ был арестован в шестой раз и приговорен к смертной казни, замененной высылкой из России. С 1923 по 1934 г. И. был проф. Русского научного ин-та в Берлине, активно участвовал в политической жизни рус. эмиграции, несколько лет издавал "Русский колокол. Журнал волевой идеи". Берлинский период был весьма интенсивным и плодотворным и в творческом отношении; увидели свет кн. "Религиозный смысл философии. Три речи" (1925), "О сопротивлении злу силою" (1925), "Путь духовного обновления" (1935), "Основы художества. О совершенном в искусстве" (1937), "Основы христианской культуры".(1938), а также ряд брошюр и множество статей. В 1934 г. после прихода в Германии к власти нацистов И. был уволен из Русского научного ин-та, через два года после этого последовал запрет на его преподавательскую и всякую иную общественную деятельность. Лишившись работы, философ вынужден был эмигрировать из Германии, что ему и удалось сделать в 1938 г. Обосновавшись в пригороде Цюриха, И., преодолевая трудности, постепенно вернулся к преподаванию и философским изысканиям. Помимо большого количества очерков и статей, регулярно выходивших на протяжении ряда лет и составивших впоследствии сб. "Наши задачи" (в 2 т., 1956), он напряженно работал над завершением своих философских трудов. К их числу относятся "Аксиомы религиозного опыта" (в 2 т., 1953), три кн. философско-художественной прозы, объединенные общим замыслом и опубликованные на нем. языке в 1938-1945 гг. ("Я всматриваюсь в жизнь. Книга раздумий", "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний", "Взгляд в даль. Книга размышлений и упований"), их издание на рус. языке не было завершено. Заканчивал И. кн. "О монархии и республике", над к-рой работал более 30 лет, готовил также к изданию "Путь к очевидности". Философские взгляды И. претерпели существенную эволюцию. Опубликованный в 1918 г. фундаментальный труд "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" выдвинул его в число крупнейших представителей рус. неогегельянства XX в. Высоко оценивая гегелевскую систему, подчеркивая ее жизненную силу, конкретность и убедительность, он видит в Гегеле прежде всего религиозного философа, интерпретируя его идеи и метод как своеобразный перевод религиозного постижения мира и человека на язык философии. В кн. "Путь к очевидности" (1957), подводящей итог философским исканиям И., он отмежевывается от гегельянства, подвергает резкой критике Гегеля за умозрительное системосозидание, холодную рассудочность, панлогизм и противопоставляет ему понимание философии, основанное на традициях отечественной философской мысли. Настоящий философ, утверждает И., должен руководствоваться следующим правилом: "Сначала - быть, потом - действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания - философствовать" (Путь к очевидности. С. 368). Проблемы социальной философии первоначально были на периферии философских интересов И. Однако драматические события, потрясшие Россию, резко изменили его предпочтения и устремления. Первой значительной работой, обозначившей поворот И. к социальной философии, явилась кн. "О сопротивлении злу силою". В этой кн. И. выступил с резкой критикой толстовской идеи непротивления злу и пытался обосновать мысль: несмотря на то что с христианской т. зр. зло всегда побеждается только любовью (нравственным, духовным воспитанием и т. п.), в определенных случаях, когда уже все др. способы сопротивления злу исчерпаны и не принесли успеха, правомерно применение средств внешнего принуждения, в т. ч. смертной казни и военной силы. При этом И. не освящает вынужденного обращения к силе, не возводит его в ранг добродетели - применение насилия всегда остается делом неправедным (хотя и не всегда греховным). Как вести себя при встрече с социальным и моральным злом, какими средствами противодействовать ему - дело нравственного выбора: правильный выбор может сделать только духовно и нравственно здоровая личность. Позитивное решение проблемы преодоления зла перерастает у И. в более широкую проблему формирования и воспитания высоконравственного человека, к-рая стала центральной для последующего творчества И. ("Путь духовного обновления" и др.)- Духовное обновление, по И., предполагает и определенное понимание сущности человеческого бытия, опирающееся на традиции рус. религиозно-философской мысли, сходное с тем, как трактовали вопрос о смысле жизни В. С. Соловьев и Достоевский. Их роднит неприятие тех представлений о смысле жизни и назначении человека, в к-рых процесс жизни утверждается как абсолют, высшая самоценность. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о ценностях, к-рые выше самой жизни. Иными словами, есть некий особый надфизиологический и надсоциальный смысл жизни. Одновременно И. стремится избежать и др. крайности, а именно столь сильной идеологизации жизни, к-рая ведет к отрицанию самой жизни как таковой. Противовесом этой опасности, полагает И., может быть только утверждение такого смысла жизни, к-рый был бы достижим каждым человеком в рамках его индивидуального бытия; вместе с тем, чтобы отдельный человек не растворялся в системе ценностей, он должен быть различим и важен с т. зр. самой высшей ценности. Это возможно, по мнению И., только в рамках христианской антропологии, в к-рой человек выступает носителем вечного божественного начала. Человеческую личность И. рассматривает как вместилище духовного, и прежде всего религиозного, опыта, поэтому и обновление человека нужно начинать, полагает он, не с коренной ломки социальных условий существования, но с обновления его души и воли, с формирования у него веры, убежденности в святости семьи, любви к родине, национальной гордости. Философские размышления И. стремился довести до такой степени определенности, чтобы они служили основанием для политических выводов. Отсюда глубокий и постоянный интерес И., философа "волевой идеи", к философии политики, проблемам государства и права. И. был убежденным сторонником целостности и неделимости России, сильного государства, отстаивая огромную роль государственных начал в историческом прошлом России и в ее будущем. Будущее государственности России он связывал с восстановлением в ней монархии. По его мнению, весь уклад рус. души и быта делает наиболее предпочтительным для нее монархический строй. Но И. не был апологетом того самодержавного строя, к-рый существовал до революции (он ясно представлял пороки, присущие царизму, его ставку на грубую силу и подавление личности). Речь у него идет о новом историческом типе монархии - о самодержавной монархии как идеальном типе правового государства, в к-ром сильная самодержавная власть гармонично ужилась бы со свободой личности и признанием ценности социального и духовного творчества народа.


Смотреть значение Ильин Иван Александрович в других словарях

Иван-чай — кипрей
Словарь синонимов

Иван — самое обиходное у нас имя (ов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и турецкой границе нашей, от Дуная, Кубани, Урала и до Амура,........
Толковый словарь Даля

Ильин-день — 20 июля. Не теперь Илья, сошью и я, говор. о непраздничной работе. Св. Илья зажинает жниво. Ильин день зажинает, 20 июля. Петр с колосом (29 июня), Ильяс колобом. Пророк Илья........
Толковый словарь Даля

Иван-да-марья — (И и М прописные), Иван-да-Марьи, мн. нет, ж. (бот., обл.). Луговой цветок с желтыми и фиолетовыми лепестками.
Толковый словарь Ушакова

Иван-чай — (И прописное), Иван-чая, мн. нет, м. (бот.). Высокое травянистое растение с метелкой темнорозовых цветов на верхней части стебля; то же, что кипрей. Из Иван-чая приготовляют........
Толковый словарь Ушакова

Ильин — ДЕНЬ (И прописное), а дня, мн. нет, м. (церк.). У православных - праздник пророка Илии (20 июля ст. стиля) управляющего, по мифологическим представлениям, громами.
Толковый словарь Ушакова

Иван-да-марья Ж. — 1. Однолетнее травянистое растение семейства норичниковых с желтыми цветками и фиолетовыми или синими прицветниками; марьянник.
Толковый словарь Ефремовой

Иван-чай М. — 1. Высокое многолетнее травянистое растение семейства кипрейных с метелкой пурпурно-розовых цветков на верхней части стебля, из листьев которого изготовляется суррогат чая.
Толковый словарь Ефремовой

Иван-да-марья — } ива́н-да-ма́рьи; ж. Однолетнее растение с двойной окраской соцветий, в которых жёлтые цветки выделяются на фоне фиолетово-синих лепестков; марьянник.
Толковый словарь Кузнецова

Иван-чай — } ива́н-ча́я; м. Многолетнее травянистое растение сем. кипрейных, с метёлкой пурпурно-розовых цветков на верхней части высокого стебля. Розовые головки иван-чая.
Толковый словарь Кузнецова

Абрамов Иван Владимирович — (ок. 1876 - ?). Социалист-революционер. Из крестьян. Член ПСР с 1918. Образование низшее. В конце 1921 жил в Калужской губ., работал секретарем волисполкома. Местными чекистами........
Политический словарь

Абрамов Иван Сергеевич — (? - ?). Анархист. Из крестьян Пензенской губ. Образование "сельское". В конце 1921 работал секретарем Веденяцкого волисполкома Совета (Наровчатский у. Пензенской губ.). 23.10.1922........
Политический словарь

Аверкиев Борис Александрович — (?, Саратов - 1918 или 1919). Социалист-революционер. Младший ребенок в семье народовольцев Аверкиевых, осевших в Саратове в начале 1890-х гг. С 1914 учился в Петроградском политехническом........
Политический словарь

Авроров Федор Александрович — (ок. 1869 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Образование среднее. В конце 1921 жил во Владимирской губ., работал учителем. Дальнейшая судьба неизвестна.
К. М.
Политический словарь

Агапов Иван Васильевич — (ок. 1896 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1917. Образование низшее . В конце 1921 жил в Нижнем Новгороде, работал слесарем на заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Аксаков Иван Сергеевич — (1823-1886) – русский публицист и общественный деятель. Брат К.С. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор журналов “День”, “Москва”, “Русская беседа”, “Русь”........
Политический словарь

Аксельрод Иван Яковлевич — (ок. 1888 - ?). Социалист-революционер. Из мещан. Член ПСР с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Иркутской губ. Местными чекистами характеризовался как "активный" партийный........
Политический словарь

Аксютин Иван Федорович — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Образование начальное. В конце 1921 жил в Уфе, работал в депо станции Уфа. Местными чекистами характеризовался как "рядовой"........
Политический словарь

Алгасов Владимир Александрович — настоящая фамилия Бурдаков) (1887 – 3 октября 1938). Из дворян; отец – почтовый чиновник. Алгасов учился на юридическом факультете Харьковского университета, курса не окончил.........
Политический словарь

Александров Иван Григорьевич — (ок. 1896 - ?). Социалист-революционер. Из мещан. Член ПСР с 1912. Окончил "торговую школу". В конце 1921 жил в Красноярской губ. Местными чекистами характеризовался как "черновец",........
Политический словарь

Алексеевский Владимир Александрович — (1884, Воронеж - 1937, Москва?). Социалист-революционер. Член ПСР в 1905-07 и 1917-18. Сын судейского чиновника. В 1903 окончил гимназию в Воронеже, в 1911 - юридический факультет Московского........
Политический словарь

Алеликов Константин Александрович — (1889 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Принадлежал к группе "Народ". Арестован в апреле 1919 в Москве. В тюрьме болел туберкулезом. В апреле 1921 находился в Бутырской тюрьме.........
Политический словарь

Анастасин (анастастин, Анастасиев) Иван Григорьевич — (1880 - не ранее апреля 1956). Член РСДРП с 1908 г. Образование низшее. Работал портным во Владикавказе. В 1908 за участие в забастовке портных выслан в Петровск, откуда вскоре........
Политический словарь

Антипов Николай Александрович — (Ок. 1885 - ?). Член РСДРП с 1905 г. Рабочий. Образование низшее. В конце 1921 г. жил в Калужской губернии и работал слесарем на станции Калуга. Взят на учет в 1921 органами Дорожно-транспортной........
Политический словарь

Антонов-овсеенко Владимир Александрович — (настоящая фамилия Овсеенко) (9 марта 1883, Чернигов, – 10 февраля 1938). Из семьи офицера. В революционном движении с 1901 (Варшава). Член РСДРП с 1902 (Петербург). Окончил Владимирское........
Политический словарь

Анчаров [степанов] Аркадий Александрович — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Инженер. Арестован в феврале 1923 в Москве, содержался в Бутырской тюрьме. 22.4.1923 отправлен в ссылку в Вятку, где находился и в январе........
Политический словарь

Аргунов Иван Гаврилович — (ок. 1883 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Образование среднее. В конце 1921 жил в Иркутской губ. Местными чекистами характеризовался как "активный" партийный работник.........
Политический словарь

Ахматов Иван Иванович — (19.12.1886, Тула - 8.5.1939). Член РСДРП с 1905, с 1927 - коммунист. Образование высшее. Член Учредительного собрания ДВР. В конце 1921 г. жил в Иркутской губернии. Местными чекистами характеризовался,........
Политический словарь

Ахтырский Иван — (? - 1923?). Анархист-коммунист. В 1921 содержался в Бутырской тюрьме (Москва), в апреле 1921 переведен в Рязанскую тюрьму. В 1922 бежал вместе с Д. Коганом, участвовал в подпольной........
Политический словарь

Бабаев Иван Дмитриевич — (1898 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Арестован 18.9.1920 во время забастовки. В том же году приговорен к 3 годам принудительных работ. Вновь арестован в Москве 13.5.1921. Дальнейшая........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :