Философский словарь

Альберт Швейцер

(1875-1965) занимает в культуре XX в. особое место - он принадлежит одновременно и интеллектуально-философской традиции и традиции социально-нравственного реформаторства. Он как бы возвращает нас ко временам древних мудрецов и пророков, когда закладывались духовные основы цивилизаций, когда слово сливалось с поступком, знания воспринимались в их нравственно обязывающем значении, достойный образ жизни рассматривался как продолжение правильного образа мыслей. Основное внимание А.Швейцера направлено на критику ценностных оснований современной европейской культуры. Он считал, что европейская культура потеряла смысл, цель, пошла по ложному, гибельному пути, и свою задачу он видел в том, чтобы дать ей новые духовно-нравственные перспективы. В этом желании остановить гибельное развитие человечества, вернуть его к чистым религиозно-нравственным истокам Швейцер был редкостен, но не одинок; он находился в ряду таких людей как Л.Н.Толстой, М.Ганди, М-Л.Кинг. А.Швейцер разрабатывал разнообразные теологические и философские проблемы. Ему принадлежат такие фундаментальные труды как "От Реймаруса до Вреде. История исследований жизни Иисуса" (Von Reimaarus zu Wrede-Geschichte der Leben-Jesu-Forschung. 1906); "Мистицизм Апостола Павла" (Die Mystik des Apostels Paulus. Tubingen, 1930); "Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика" (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935). Основное свое дело мыслитель видел во всестороннем обосновании Нового жизнеучения, которое он назвал этикой благоговения перед жизнью. Этому посвящена большая часть сочинений А.Швейцера, центральное место среди которых занимает "Философия культуры", состоящая из двух частей: "Упадок и возрождение культуры" (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923); "Культура и этика" (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923). Учение и биография Швейцера неразрывно связаны. Он стремился придать своей жизни достоинство этического аргумента и воплотить идеал человечности, который он теоретически обосновывал. родился в 1875 г. вторым ребенком в семье священника Людвига Швейцера в небольшом городке Кайзерберге в Верхнем Эльзасе. Его мать также была дочерью священника. Вскоре после рождения сына семья переехала в расположенный неподалеку городок Гюнсбах, где, как пишет Швейцер, он вместе со своими тремя сестрами и братом счастливо провел юношеские годы. Он рос в скромном достатке, в заботах любящих, хотя и строгих, родителей. Альберта отличали нравственная впечатлительность и сила воли. Жизнь Альберта Швейцера и далее складывалась вполне благополучно. У него рано обнаружились разнообразные дарования, которые в сочетании с приобретенными в ходе семейного воспитания протестантскими добродетелями - трудолюбием, упорством и методичностью - предопределили успешную карьеру. Он закончил гимназию, затем Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Продолжил обучение философии и музыке в Париже. К 30-ти годам был уже признанным теологом, многообещающим философом, органистом, мастером органостроения, музыковедом. Его книга о Бахе принесла ему европейскую известность. Он был удачлив в службе, имел широкий круг друзей. На подходе к вершинам славы он решает все разом поменять: Европу - на Африку, профессиональный труд - на служение страждущим, поприще ученого и музыканта - на скромную долю врача, ясное благополучное будущее - на неопределенную жизненную перспективу, сопряженную с неимоверным трудностями и непредсказуемыми опасностями. Почему он так поступил? Ни сам Швейцер, ни его исследователи не смогли ответить на этот вопрос сколько-нибудь убедительно. Рассмотрим прежде всего фактическую сторону дела. Вот как описывает сам Швейцер историю этого растянувшегося на многие годы решения: "Однажды солнечным летним утром, когда - а это было в 1896 г. - я проснулся в Гюнсбахе во время каникул на Троицын день, мне в голову пришла мысль, что я не смею рассматривать это счастье как нечто само собою разумеющееся, а должен за него чем-то отплатить. Раздумывая над этим, лежа еще в постели, в то время, когда за окном пели птицы, я пришел к выводу, что было бы оправданным до тридцати лет жить ради наук и искусств, чтобы затем посвятить себя непосредственному служению человеку". Вопрос о том, чем и как он конкретно будет заниматься после тридцати лет, Швейцер тогда оставил открытым, доверившись обстоятельствам. Годы шли, приближаясь к обозначенному рубежу. И однажды, осенью 1904 г., он увидел на своем столе среди почты зеленую брошюру ежегодного отчета Парижского миссионерского общества. Откладывая ее в сторону, чтобы приступить к работе, он вдруг задержался взглядом на статье "В чем испытывает острую нужду миссия в Конго?" и стал читать. В ней содержалась жалоба на нехватку людей с медицинским образованием для миссионерской работы в Габоне, северной провинции Конго, и призыв о помощи. "Закончив чтение, - вспоминает Швейцер, - я спокойно принялся за работу. Поиски завершились". Однако прошел еще год, прежде чем он объявил о своем решении родным и друзьям (до этого он поделился своими мыслями лишь с одним не названным им близким другом). Это был год раздумий, взвешивания своих сил и возможностей, строгой рациональной проверки намерения на осуществимость. И он пришел к заключению, что способен поднять намеченное дело, что для этого у него хватит здоровья, энергии, выдержки, здравого смысла, и в случае неудачи - стойкости, чтобы пережить крах. Теперь оставалось только легализовать принятое решение. 13 октября 1905 г., будучи в Париже, он опустил в почтовый ящик письма, в одном из которых снимал с себя обязанности по руководству семинарией св. Фомы в Страсбурге, а в остальных извещал родителей и ближайших знакомых о том, что, начиная с зимнего семестра, он становится студентом медицинского факультета и намерен по окончании его поехать врачом в Экваториальную Африку. Примечательно, что швейцеровская трехступенчатая модель принятия решения воспроизводит выявленную еще Аристотелем схему морального выбора: а) общая ценностная ориентация воли; б) конкретное намерение, состоящее в рациональной калькуляции противоборствующих мотивов, выборе средств; в) решение. Решение Швейцера вызвало среди родных и друзей настоящий переполох. Недоумение и непонимание переходило в активное противодействие. Но никакие эмоциональные оценки и благоразумные доводы не могли его поколебать. Ведь принятое решение было не началом, а итогом почти десятилетних раздумий. Швейцер лишь еще более укрепился в уверенности, что нельзя навязывать другим людям своих мнений и оценок, живо почувствовал безнравственность любых попыток вторжения в чужую душу. Много раз повторит он в своих произведениях и свято будет всю жизнь блюсти заповедь: "Не судите других". закончил медицинский факультет, занялся врачебной практикой, защитил диссертацию по медицине ив 1913 г. вместе с Еленой Бреслау, на которой женился за год до этого, отправился в Африку, в ставшее с тех пор знаменитым местечко Ламбарене. Там он сразу же приступил к врачебной деятельности и начал строить больницу, средства на которую были собраны им заблаговременно. Швейцер остался верен избранному пути до конца своей долгой жизни. Он много раз приезжал в Европу, оставаясь в ней иногда по несколько лет, среди прочего и даже в первую очередь для того, чтобы добыть деньги для своей больницы, которая со временем разрослась в небольшой медицинский городок. Однако основным его делом было лечение больных в Африке. Как известно, Швейцер не раз пытался реализовать свой принцип служения человеку: в студенческие годы он хотел принять участие в попечении о беспризорных детях, позже занимался устройством жизни бродяг и людей, отбывших тюремное заключение. Однако эта деятельность не удовлетворяла его, ибо ставила в зависимость от филантропических организаций, далеко не всегда безупречных. Да и общая атмосфера благотворительной деятельности, которая во многих случаях оборачивается самообманом нечистой совести, не могла удовлетворить остро ощущавшего любую фальшь Швейцера. Работа в Африке привлекала его именно независимостью от официальной благотворительности. При этом вначале он намерен был поехать туда миссионером, но с удивлением обнаружил, что для руководителей Парижского миссионерского общества тонкости теологических убеждений имели куда более важное значение, чем готовность к христианскому служению. И тогда он решает работать только врачом, чтобы свести к минимуму зависимость от Миссионерского общества. Конкретная форма служения человеку, избранная Швейцером, была, можно сказать, самой подвижнической: врач не навязывает свои услуги другим (иначе всегда остается сомнение в чистоте мотивов), а наоборот, другие, нуждающиеся, сами ищут помощи у него. Как врач, Швейцер мог поставить себя на службу людям практически везде, в том числе и в экваториальной Африке, в любых обстоятельствах, даже в лагере, куда он был интернирован во время первой мировой войны. Врачебная деятельность почти идеально подходила для индивидуалиста, ревниво ограничивающего свою активность пределами личной ответственности - здесь эти пределы задаются физическими возможностями самого врача. А.Швейцер был очень организованным человеком и обладал поразительной работоспособностью. Занимаясь больницей - и как врач, и как директор, и как строитель, и как экономист, - он находил еще время для музыкальных опытов. И он не прекращал научных занятий. Начиная с первой диссертации "Философия религии И.Канта" (1899) и до конца жизни он вел исследования в области философии, этики, теологии. В 50-е годы он включился в борьбу за мир, точнее, за запрещение атомного оружия. В 1952 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира. О Швейцере обычно говорят, что он отказался от судьбы процветающего европейца, блестящей карьеры ученого, педагога, музыканта и посвятил себя лечению негров никому дотоле неведомого местечка Ламбарене. Но в том-то и дело, что он не отказался. Он состоялся и как выдающийся мыслитель, деятель культуры и как рыцарь милосердия. Самое поразительное в нем - сочетание того и другого. Дилемму цивилизации и милосердной любви к человеку он снял самым продуктивным образом. Предлагаемое им решение можно резюмировать словами: цивилизацию - на службу милосердной любви. Швейцер в опыте своей жизни соединил вещи, которые считались и считаются несоединимыми: самоутверждение и самоотречение, индивидуальное благо и нравственные обязанности. Первую половину жизни он посвятил самоутверждению, вторую - самоотречению, первую - себе, вторую - другим. Соотношение этих двух моментов он понимал как иерархию и практиковал служение людям в такой форме, которая позволяла ему действовать как носителю духа цивилизации и даже продолжать (уже, конечно, в качестве побочной) свою деятельность философа и музыканта. Умер в Ламбарене в 1965 г. Там же он похоронен. Медицинский комплекс в Ламбарене продолжает полноценно функционировать благодаря усилиям друзей и последователей выдающегося гуманиста и мыслителя XX в.


Смотреть значение Альберт Швейцер в других словарях

Альберт Великий Фон Больштедт — (около 1193 – 1280) – немецкий философ и теолог, представитель схоластики, доминиканец, провинциал ордена в Германии, епископ Регенсбурга. Начал перестройку и энциклопедическую........
Политический словарь

Пинкевич Альберт Петрович — (5 января 1884, деревня Урунда Уфимской губернии, – 25 декабря 1937, Москва). Сын дворянина-поляка, сосланного на Урал за участие в восстании 1863 – 64. В 1902 окончил Уфимскую гимназию........
Политический словарь

Альберт Фредерик Мэммери — (1855-1895) Соавтор Дж. А. Гобсона в книге Physiology of Industry, Мэммери был также и известным альпинистом, написавшим книгу о покорении горных вершин в Альпах и на Кавказе и погибшим........
Экономический словарь

Армен Альберт Алчиан — (1914-)

Armen Albert Alchian

Армен Алчиан родился в 1914 г. в г. Фресно (Калифорния). Образование получил в Стенфордском университете. Большую часть своей карьеры Алчиан........
Экономический словарь

Вайнштейн Альберт Львович (1829-1970) — советский экономист-математик. В 20-е годы работал в области экономической статистики. Разрабатывал вопросы математической статистики, применения математики в экономических........
Экономический словарь

Ган (hahn) Альберт (род. 1889) — американский экономист, представитель неоклассического направления современной политической экономии. В работе «Экономическая теория банковского кредита» (1920) Ган........
Экономический словарь

Кальмес, Альберт — - видный
представитель немецкой учетной науки первой половины XX в. Кальмес разрабатывал теорию калькуляции, а также теорию промышленного
учета. Его
концепция,........
Экономический словарь

Шеффле (schaffle) Альберт Эберхард Фридрих (1831-1903) — немецкий и австрийский экономист и социолог. Стоял на позициях соединения взглядов исторической и австрийской школ. В работе «Сущность социализма» (1906) Шеффле рассматривал........
Экономический словарь

Альберт — (Albert) - название оз. Мобуту-Сесе-Секо в Африке до 1973.
Большой энциклопедический словарь

Альберт I — (Albert) (1875-1934) - бельгийский король с 1909.
Большой энциклопедический словарь

Альберт Ii — (р. 1934) - бельгийский король с 1993, из Саксен-Кобургскойдинастии. Сын Леопольда III.
Большой энциклопедический словарь

Альберт Великий — (Albertus Magnus) - Альберт фон Больштедт (ок. 1193-1280),немецкий философ и теолог, представитель схоластики, доминиканец. Началперестройку и энциклопедическую систематизацию........
Большой энциклопедический словарь

Альберт-канал — (Albert Kanaal) - в Бельгии, соединяет рр. Маас (у Льежа) иШельда (у Антверпена). Открыт в 1939. Длина ок. 130 км.
Большой энциклопедический словарь

Карл Альберт — (Carlo Alberto) (1798-1849) - король Сардинского королевствас 1831, из Савойской династии. Во время революции 1848-49 ввелумеренно-либеральную конституцию (т. н. Альбертинский статут);........
Большой энциклопедический словарь

Швейцер — Михаил Абрамович (р. 1920) - российский кинорежиссер, народныйартист СССР (1980). Фильмы: "Чужая родня" (1956), "Мичман Панин" (1960),"Воскресение" (1960-62), "Золотой теленок" (1968), "Бегство........
Большой энциклопедический словарь

Альберт — название озера Мобуту-Сесе-Секо до 1973 г.
Географическая энциклопедия

Авраменко, Альберт Куприянович — Звукорежиссер, родился 9 мая 1940 г. Работал над фильмами: "Дульсинея Тобосская" (1980); "Не стреляйте в белых лебедей" (1980); "Предчувствие любви" (1982); "Зимний........
Большая биографическая энциклопедия

Аганов, Альберт Вартанович — Декан физического факультета и одновременно научный руководитель лаборатории ядерного магнитного резонанса при химическом факультете Казанского государственного........
Большая биографическая энциклопедия

Адам, Альберт — живописец на фарфоре 1750 (с Тр. 1782 г.), образоват. школы живописцев Императорского фарфорового завода, † 14 сент. 1820
Большая биографическая энциклопедия

Адан, Генрих Альберт — (Adam) — живописец по фарфору; род. в 1770 году, умер 17 сентября 1820 г. в Петербурге. Рекомендованный Лабенским графу Гурьеву, Адан был приглашен в 1807 г. из Парижа главным живописцем........
Большая биографическая энциклопедия

Альберт I — - царствующий ныне король Бельгии, родился в 1875 г., вступил на престол в 1909 г. /Т. 9/
Исторический словарь

Альберт Ii — Немецкий король и император "Священной Римской империи" из рода Габсбургов, король Венгрии и Чехии, правивший в 1438-1439 гг. Ж.: с 1421 г. Елизавета, дочь императора Сигизмунда........
Исторический словарь

Альберт Тома — - ближайший ученик Геда, эволюционировал уже до войны вправо. В годы войны Тома стал ярым социал-патриотом. В 1917 г. приезжал вместе с Гендерсоном и Вандервельде в Петроград........
Исторический словарь

Алешин, Альберт Иванович — (р. 30.08.1937) — спец. в обл. филос. и методол. науки, истории рус. филос. и науки; д-р филос. наук, проф. Окончил филос. ф-т МГУ в 1960, асп. там же в 1965. Преподавал филос. в Горьковском........
Большая биографическая энциклопедия

Альберт, Марсель — (Альбер; род. 25.11.1917) — француз, летчик-истребитель, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Был командиром звена полка "Нормандия-Неман". Совершил 193 боевых вылета,........
Большая биографическая энциклопедия

Альберт, Принц Саксен-альтенбургский — — двоюродный брат Ее Императорского Высочества Великой Княгини Александры Иосифовны, супруги Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича,........
Большая биографическая энциклопедия

Бассерман, Альберт — (Bassermann), (1867-1952), немецкий театральный актер. Родился 7 сентября 1867 в Манхейме в семье театральных деятелей. Решив стать актером, в 1895 отправился в Берлин, где работал........
Исторический словарь

Бенуа Альберт Николаевич — Бенуа (Альберт Николаевич) - академик акварельной живописи (1884) и преподаватель ее в Академии Художеств (с 1885), сын профессора архитектуры Н.Л. Бенуа , родился в 1852 году;........
Исторический словарь

Бенш Альберт Федорович — Бенш, Альберт Федорович, пианист (родился в 1861 г.), ученик В.И. Главача . Учился в петербургской консерватории по фортепианному классу Луи Брассена; затем занимался под........
Исторический словарь

Асадулин, Альберт Наруллович — Певец (тенор), исполнитель народной и поп-музыки; родился 1 сентября 1948 г. в г. Казани; окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина........
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :