Философский словарь

Аль-фараби (870-950)

- выдающийся представитель восточного аристотелизма, продолжатель дела аль-Кинди. Родился в г. Фарабе (ныне на территории Казахстана). Его философская деятельность многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Выступал как комментатор произведений Аристотеля, за что получил прозвище "Второй учитель". (Первый - это сам Аристотель.) Об его энциклопедичности свидетельствуют названия трудов: "Рассуждения Второго учителя аль-Фараби о значении слова "интеллект", "О том, что должно предшествовать изучению философии", "Об общности взглядов двух философов - Божественного Платона и Аристотеля", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" и др. Проблему возникновения мира аль- Фараби решает в духе неоплатоновской концепции эманации - умножения бытия, в результате чего возникают земные стихии - люди, животные, растения и пр. Аль-Фараби придавал большое значение уяснению места человека в познании. Чувственное познание осуществляется посредством восприятия и воображения, но такое познание, согласно аль-Фараби, не способно дать постижение сущности. Это возможно только посредством разума, который существует в различных формах - как пассивный, актуальный, приобретенный, деятельный. Аль-Фараби развил учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит философ, передающий своим согражданам истины философии. Аль-Фараби идет вслед за Платоном, руководствуясь этическими установками Аристотеля., Он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной" [Аль-Фараби. Философские трактаты. М., 1970. С. 305]. Глава города, которого он отождествлял с багдадским халифом, по мнению аль-Фараби, должен обладать всеми добродетелями: здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением со своими подданными. Анаксагор Анаксагор (ок. 500-428 до Р.Х.) - древнегреческий философ, происходил из Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ, деятельность которого протекала собственно в самой Греции, а не в греческих городах Малой Азии или Сицилии. Он имел знатное происхождение, однако отказался от обеспеченной жизни и посвятил себя философии. В Афинах был первым философом, который стал учить философии. Анаксагор также занимался и научной деятельностью, в частности математикой, астрономией, метеорологией. В своих исследованиях пришел к выводу, что солнце и другие небесные светила - не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. За это учение Анаксагор был обвинен в непочитании богов. Суд над ним закончился осуждением, штрафом и изгнанием из Афин. Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые называются гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц- семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего -все". Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии имеются попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности. В области познания Анаксагор считал, что главная роль здесь принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.


Смотреть значение Аль-фараби (870-950) в других словарях

Аль — альбо см. али.
Толковый словарь Даля

Аль — См. али.
Толковый словарь Ушакова

Аль-пари — (ит. al pari - наравне) (торг.) 1. нареч. По нарицательной цене (о курсе ценных бумаг). Платить аль-пари. 2. нескл., ср. Равенство биржевой и номинальной стоимости ценной бумаги.
Толковый словарь Ушакова

Али И Аль Союз Разг.-сниж. — 1. То же, что: ай (2*).
Толковый словарь Ефремовой

Аль Союз Разг.-сниж. — 1. То же, что: ай (2*).
Толковый словарь Ефремовой

Аль — см. Али.
Толковый словарь Кузнецова

Аль-халадж Мансур Чесальщик Шерсти — (? - 922 ) – выдающийся суфий, мистик. Известен своими эпатажными высказываниями, задевавшими экзотериков. За провозглашение в мистическом трансе (слиянии с Аллахом) фразы........
Политический словарь

Мухаммад Ибн Абд Аль-ваххаб — (1703– 1791) – основатель религиозного и общественно-политического движения в Аравии, названного по его имени «ваххабизмом». В начале XIX века ваххабиты под руководством........
Политический словарь

Абд Аль-кадир — (Абд аль-Кадер) (1808-1883) - вождь восстания противфранцузских завоевателей в Алжире в 1832-47. Под руководством Абдаль-Кадира восставшие племена нанесли французским войскам........
Большой энциклопедический словарь

Абд Аль-крим — (Абд аль-Керим) (1882-1963) - вождь восстания рифских племенМарокко и глава Рифской республики (1921-1926). После подавления восстаниясослан. В 1948-56 в Каире возглавлял Комитет освобождения Сев. Африки.
Большой энциклопедический словарь

Абу-ль-фарадж Аль-исфахани (897-967?) — арабский писатель, ученый,музыкант. Труды по древней истории, филологии. Составитель фундаментальнойантологии арабской и арабоязычной поэзии 7-10 вв. "Книга песен".
Большой энциклопедический словарь

Аль-хорезми — (жил ок. 820 г.), персидский математик. Считается, что он первым решил квадратное уравнение ах2+bх+с=0. В своей книге «Вычисления при помощи индийских цифр» описал систему........
Научно-технический энциклопедический словарь

Айям Аль-араб — (букв. - дни арабов) - жанр арабского эпоса о межплеменныхвойнах; складывался в 5-7 вв.; известен в записях 8-10 вв. (циклы "ВойнаБасус", "Война Абс и Зубьян").
Большой энциклопедический словарь

Али-бей Аль-кабир (1728-73) — мамлюкский правитель Египта с 1757 (с 1770султан). В период русско-турецкой войны 1768-74 выслал турецкого пашу(1768), провозгласил (1770) независимость Египта и начал войну с Турцией.В........
Большой энциклопедический словарь

Аль-ахрам — -см. "Ахрам".
Большой энциклопедический словарь

Аль-гумхурия — см. "Гумхурия".
Большой энциклопедический словарь

Аль-фараби — см. Фараби.
Большой энциклопедический словарь

Гарун Аль-рашид — см. Харун ар-Рашид.
Большой энциклопедический словарь

Джемаль-ад-дин Аль-афгани (1839-97) — мусульманскийрелигиозно-политический деятель. Призывал к объединению мусульман во имяборьбы против западно-европейского влияния, идейный предшественникпанисламизма.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-араби (1165-1240) — арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивалучение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннееозарение. Основные сочинения: "Каменья мудрости", "Мекканские........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-асир (1160-1233) — арабский историк. Основные труды по всеобщейистории, биографический словарь сподвижников Мухаммеда.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-кутийя (?-977) — арабо-испанский историк. Сочинения по историиПиренейского п-ова в 8-10 вв.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-мутазз (861-908) — арабский поэт и филолог. Стихотворная хроникаправления халифа аль-Мутадида (892-902), афоризмы, сочинения по поэтике"Книга о новом".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-хайсам — (латинизир. Альгазен) (965-1039) - арабский ученый. Труд пофизиологической и геометрической оптике "Сокровище оптики" (7 кн.,переведен на латинский язык в 12 в., 1-е печатное издание........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-хатиб (1313-74) — арабо-испанский ученый, поэт. Ок. 60 трудов поистории, географии, философии, медицине, литературе, в т. ч. по историимусульманской Испании.
Большой энциклопедический словарь

Каср Аль-хейр Аль-гарби — арабский замок (727; в руинах) к востоку отХомса (Сирия). Образец архитектуры периода Омейядов в пустыне: квадратныйв плане, с внутренним двором и внешней стеной с полукруглыми........
Большой энциклопедический словарь

Каср Аль-хейр Аш-шарки — арабский замок к северо-востоку от Пальмиры(Сирия). Основан в 728/729; раскопаны руины дворца халифа и цитадель смечетью.
Большой энциклопедический словарь

Низам Аль-мульк (1017-92) — везир (с 1063) правителей государстваСельджукидов Алп-Арслана, затем Мелик-шаха. Сторонник сильной центральнойвласти. Свои взгляды изложил в "Книге о правлении". Убит исмаилитами.
Большой энциклопедический словарь

Омар Аль-мухтар — (ок. 1862-1931) - национальный герой ливийского народа,руководитель вооруженной борьбы племен Киренаики (Ливия) противитальянских войск в 1923-31; сенуситский шейх. Был ранен, взят в плен иказнен.
Большой энциклопедический словарь

Тауфик Аль-хаким — Хусейн (1898-1987) - арабский писатель, общественныйдеятель (Египет). Социально-бытовой роман "Возвращение духа" (1933),реалистическая повесть "Записки провинциального следователя"........
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :