Философский словарь

Идеал Общественный

- представление о наиболее совершенном общественном строе. Само понятие "И." получило распространение в рус. философии кон. XVIII - нач. XIX в. под влиянием нем. Просвещения (в первую очередь Ф. Шиллера) и трактовалось в широком смысле как представление о высшем совершенстве к.-л. явления или мира в целом. Что касается взглядов, связанных с поиском совершенного общественного устройства как такой формы общежития, к-рая бы в наибольшей степени способствовала развитию и процветанию страны, то они формировались и изменялись на протяжении всей истории отечественной мысли в зависимости от особенностей интерпретации хода и смысла исторического процесса. Первоначальные представления об И. о. были тесно связаны с задачей формирования рус. государственности, складывание к-рой происходило под влиянием Византии. Теократический И. о. Византии - союз государственной (монархической) и церковной (патриаршей) власти, в к-ром монарх подчиняется религиозной идее, а его верховная власть освящается церковью, - был воспринят и на Руси. Первоначальным церковным главой древнерус. государства был митрополит, присылавшийся из Константинополя, что создало условия для заимствования византийских церковно-политических концепций. Первые оригинальные идеи в Киеве возникли вне круга митрополита-грека и исходили от придворного княжеского священника Илариона, ставшего в сер. XI в. первым митрополитом из русских. В своем "Слове о законе и благодати" он утверждал И. о. единого, сильного православного государства, политически независимого от Византии. После захвата Константинополя турками начинает формироваться представление о Руси как о подлинном центре вост.-христианских стран, что нашло выражение в сформулированной Филофеем религиозно-политической доктрине "Москва - третий Рим". В дальнейшем официально-ортодоксальная линия в понимании И. о. претерпела изменения, связанные с процессом обмирщения общественной жизни. Наиболее сильный толчок ему был дан в Петровскую эпоху благодаря распространению просветительских теорий "естественного права" и "общественного договора". Государство приобретает статус высшей политической и моральной ценности, и высшими добродетелями становятся добродетели гражданские. Идея "Святой Руси" заменяется И. о. "Великой России". Победа России в Отечественной войне 1812 г., рост ее могущества способствовали подъему национального самосознания. На этом этапе наиболее емким выражением И. о. стала доктрина "православие, самодержавие, народность", в к-рой принцип "православия" означал требование от каждого русского быть православным христианином в высшем значении этого слова, а для иноверцев был ограничен усвоением совокупности общих нравственных и гражданских норм, вытекающих из православия и не противоречащих никакой др. религии; принцип "народности" подчеркивал коренную роль рус. народа в жизни страны без ущемления др. народностей; "самодержавие" трактовалось как проверенная историческим опытом политическая форма, при к-рой были созданы материальные условия для развития народа и его своеобразного духовного облика. В условиях нарастания нестабильности в Европе и России происходил постепенный перенос центра тяжести на идею "самодержавия", формирование доктрины охранительно-государственнического консерватизма. Наиболее ярким ее выразителем стал проф. права, обер-прокурор Синода Победоносцев. Политические и религиозные идеалы Победоносцева получили поддержку ряда рус. писателей, философов, публицистов (Достоевский, К. Н. Леонтьев, Катков, Розанов и др.). Иная неофициальная линия в интерпретации И. о. нашла свое проявление в произв. идеологов рус. либеральной интеллигенции. Крайние представители западничества заявляли, что у России не может быть иного И. о., кроме европейского, и предлагали установить буржуазно-парламентарный или конституционный порядок (Анненков, Боткин и др.). Славянофилы для обоснования своего И. о. апеллировали к богословским и историко-философским доказательствам. Он связывался с началом "соборности", "свободной общности", характеризующей жизнь вост. церкви и общественные отношения, сложившиеся в рус. поземельной общине и связанные с началами самоуправления. Исторический И. о. славянофилов помещался в допетровскую Русь, являвшую единство народа и царя, "земщины" и "власти". В кон. XIX - нач. XX в. рус. религиозная философия в лице В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, Флоренского, Булгакова и др. провозгласила идеал "свободной теократии", т. е. такого общественного устройства, где церковь признавалась высшим началом общественной жизни. "Духовное общество, или Церковь, - писал Соловьев, - в свободном внутреннем союзе с обществами политическими и экономическими образует один цельный организм - свободную теократию..." Единство светской власти и церкви он и его последователи считали залогом того, что на земле возникнет истинная социальная справедливость, чуждая языческому государству. Тогда каждая составная часть великого целого - нация, об-во, индивид - будет обладать внутренней ценностью, не позволяющей обращать их в простое средство к достижению всеобщего благоденствия. Церковь, как таковая, призвана не вмешиваться в государственные и экономические дела, а задавать безусловную норму их деятельности. И. "свободной теократии" связывался также с выявлением как человечеством, так и отдельным народом своего одухотворенного "софийного" содержания (см. Софиология). Его реализация предполагала активную человеческую деятельность, способствующую восхождению об-ва "от зверочеловечества к Богочеловечеству". Именно на этом пути, по мнению представителей данного философского течения, лежала долгожданная эпоха "нового средневековья" (Бердяев), ценная обретением единого духовного центра и универсального сакрального мироощущения, утраченного человечеством в новое время. Эта эпоха и породит такой И., в рамках к-рого будет преодолена дилемма аскетизма и гедонизма и осуществится искомый позитивный синтез Востока и Запада (Булгаков). Оригинальные решения проблемы И. о. были предложены также представителями рус. космизма (Федоров, Циолковский, В. И. Вернадский, Чижевский и др.), философами права (И. А. Ильин, Новгородцев), а также такими самобытными мыслителями, как Федотов и др. Поскольку освободительная тенденция, порожденная деспотическими крайностями самодержавия, была постоянной спутницей общественной жизни России, то значительное место в понимании И. о. занимают представления радикальной интеллигенции (Радищев, декабристы, Герцен, Чернышевский). Эту же тенденцию развивали рус. народники - Лавров, Михайловский, М. А. Бакунин, Ткачев и др. Радикально-демократическая линия, начавшаяся с резкого осуждения самодержавия и прославления "великого примера" англ. и амер. революций (Радищев), привела в конечном счете к социалистическому пониманию задач, стоявших перед Россией. Отправной точкой для такого вывода служил не только западноевропейский революционный опыт, но и особенности экономического бытия России, наличие в ней поземельной общины (Герцен). В отличие от Герцена, разочаровавшегося в конце жизни в революционных средствах переустройства об-ва ("К старому товарищу"), Чернышевский соединял свой социалистический идеал с более радикальными методами решения назревших социальных проблем: ликвидацией наемного труда, помещичьей собственности на землю без всякого выкупа, развитием коллективного владения и промышленности. Бакунин связывал путь человечества к "царству свободы" с радикальным исключением из жизни народа принципа власти. Вместо него должна появиться "свободная федерация" земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций (идея затем была развита Кропоткиным). Лавров свой И. о. в. первую очередь соединял с "требованием солидарности всего человечества". Исходным пунктом исторического развития и высшим мерилом общественного прогресса, с его т. зр., является личность ("неделимое"), поэтому социалистический строй основан на гармонии личного и общественного начал в государстве и истории. Михайловскому принадлежала идея активного воздействия И. о. на действительность в целях изменения общественного развития в избранном передовой интеллигенцией направлении. При этом он делал акцент на рассмотрение истории с т. зр. "нравственного, справедливого, должного". По его мнению, об-ва, подавляющие личность, сводящие ее к роли простого винтика, нежизнеспособны. Его теория о массовых народных движениях как бессознательных и подражательных и признание им решающего значения в историческом процессе идеалов и "субъективно-телеологической" деятельности человека вызвали критику со стороны рус. марксистов (Плеханов, Ленин). И. о. в России на протяжении всей ее истории был чужд национальной замкнутости и связанного с ней этноцентризма. Напротив, выросший на православных идеях "соборности" и "софийности", этот И. в своем народном выражении призывал к подчинению узкого эгоизма, как личного, так и национального, задачам духовного возрождения. Но и в светской своей форме И. о. включал в себя идею универсализма и все-человечности.


Смотреть значение Идеал Общественный в других словарях

Общественный 1 — социальный
Словарь синонимов

Общественный 2 — коллективный
общий
Словарь синонимов

Идеал — идеала, м. (от греч. idea - идея) (книжн.). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-н., мыслимый предел стремлений, желаний. красоты. человека. В идеале не то, что........
Толковый словарь Ушакова

Общественный — общественная, общественное. 1. Прил. к общество (в 1 знач.). Основной признак различия между классами - их ме в общественном производстве, а следовательно, их отношение........
Толковый словарь Ушакова

Идеал М. — 1. То, что составляет высшую цель деятельности, устремлений. 2. Совершенное воплощение чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Общественный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: общество (1), связанный с ним. 2. Порождаемый, создаваемый обществом (1), осуществляемый в нем. // Связанный с добровольным обслуживанием политических,........
Толковый словарь Ефремовой

Идеал — -а; м. [франц. idéal]
1. Высшая цель, к которой стремятся люди; то, что составляет высший смысл их деятельности, духовных устремлений. Жизненный и. Возвышенные, гуманистические........
Толковый словарь Кузнецова

Договор Общественный — - теория, утверждающая, что законная власть возникает в результате добровольного соглашения свободных и добродетельных людей.
Политический словарь

Идеал — (фр. ideal гр. idea идея, понятие, представление) - образец, высшая конечная цель стремлений, деятельности.
Политический словарь

Идеал Политический — - совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического........
Политический словарь

Общественный Договор — - основной регулятор общественной жизни, придающий легитимность связям и институтам внутри гражданского общества, а также его отношениям с политическим государством.........
Политический словарь

Общественный Интерес — – интерес любого лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества.
Политический словарь

Общественный Резонанс — — искусственное привлечение средствами массовой информации общественного внимания к тому или иному социальному или политическому событию, сопряжённое с замалчиванием........
Политический словарь

Аджастер, Общественный — В страховых операциях: представляющий интересы страхователя аджастер, который оказывает платные услуги по регулированию претензий при их заявлении страховщику.
Экономический словарь

Бухгалтер Дипломированный Общественный — CERTIFIED PUBLIC ACCOUNTANTЭто квалифицированный БУХГАЛТЕР, к-рому штат выдал свидетельство о том, что он удовлетворяет требованиям штата по возрасту, уровню образования, опыту........
Экономический словарь

Бухгалтер, Дипломированный Общественный — -
лицо, сдавшее квалификационный экзамен, установленный Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров и получившее лицензию на
право
........
Экономический словарь

Валовой Внутренний (общественный) Продукт (ввп) — - макроэкономический
показатель, выражающий
совокупность конечных материальных благ и услуг, созданных на территории данной страны в течение определенного........
Экономический словарь

Валовой Общественный Продукт — показатель советской статистики, аналогичный валовой продукции,
валовая продукция, исчисленная в масштабе страны. Представляет измеренную в текущих
ценах........
Экономический словарь

Годовой Общественный Продукт — -
совокупность конечных товаров и услуг, выраженная в рыночных
ценах и исключающая повторный
счет товаров, которые воплощены в промежуточном
продукте.
Экономический словарь

Долг Общественный — государственный ДОЛГ (внешний иностранным банкам либо государствам и внутренний национальным банкам либо в форме займов).
Экономический словарь

Общественный — -ая, -ое.
1. к Общество (1 зн.). О-ое устройство. О-ая собственность. О-ое производство. О-ое распределение труда. Законы общественного развития. О-ые науки (науки, изучающие........
Толковый словарь Кузнецова

Капитал Общественный — совокупность всех индивидуальных капиталов, действующих в общественном производстве.
Экономический словарь

Конечный Общественный Продукт — сумма произведенного национального
дохода и амортизационных расходов.
Экономический словарь

Народ; Публика; Общественный, Государственный — Термин, используемый для индивидуальных инвесторов, в противоположность профессиональным (professional) инвесторам. Аналитики с Уолл-стрит любят высмеивать публику за постоянные........
Экономический словарь

Общественный Договор — - теория происхождения государства, выдвинутая Гуго Гроцием, а т.ж. Томасом Гоббсом, Дени Дидро, Жан-Жаком Руссо и другими учеными. Сторонники теории О.д. считали, что........
Экономический словарь

Общественный Жилищный Фонд — -
фонд, состоящий в собственности общественных объединений.
Экономический словарь

Общественный Маркетинг — - разработка, претворение в жизнь и контроль за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой (или целевыми группами) общественной идеи, движения........
Экономический словарь

Общественный Строй — - в теории конституционного
права - исторически конкретная
система общественных отношений, т.е.
организация общества, обусловленная определенным уровнем........
Экономический словарь

Общественный Транспорт — COMMON CARRIERКомпания, наделенная правом осуществления перевозок, составляющих предмет деятельности компании, напр. ж.-д., автотранспортные, пароходные компании, компании........
Экономический словарь

Общественный Фонд — - один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства
общественное объединение,
цель которого заключается в формировании имущества........
Экономический словарь

Посмотреть еще слова :