Философский словарь

Ибн Сина (латинизированная Транскрипция - Авиценна, Avicenna)

- среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг "индийский счет" - арифметику, геометрию, алгебру; осваивал юридические науки, логику и т.д. Позже приступил к самостоятельному изучению наук, закончил учебу к 18 годам. В молодости, по преданию, И.С. вылечил тяжело заболевшего султана, в связи с чем приобрел известность и получил доступ в богатейшую библиотеку владыки. Первый труд И.С. "Сводная книга" был опубликован им в возрасте 21 год. Жил в Иране. После падения государства Сасанидов переехал в Ургенч - столицу Хорезма, где работал и учился при дворе хорезмшаха. В 1012 переехал в Иран, жил в Исфахане и Хамадане, был придворным врачом и визирем у здешних правителей. Много путешествовал. Умер и похоронен в Хамадане. И.С., обладая энциклопедическими знаниями и мышлением, был систематизатором и пропагандистом научного знания своего времени. Количество работ И.С. различными авторами указывается разное. Некоторые историки называют количество 132 и еще ПО в соавторстве с другими учеными. По другим мнениям, И.С. оставил после себя более 450 трудов на арабском языке и 23 - на таджикском в самых разных областях. (В том числе работы по медицине и натурфилософии - всего около 40, 30 - было посвящено естествознанию, более 60 трудов - по логике и психологии, около 10 - по астрономии и алхимии). Наиболее значимыми и заметными работами И.С. явились "Книга исцеления", "Книга спасения", "Книга знания", учебник в стихах "Поэма о медицине" и его основной труд "Канон врачебной науки", переведенный на латынь и ставший широко известным в Европе с 12 в. Последний явился одним из руководств, выдержавших более тридцати изданий, по нему велось преподавание медицины в университетах Европы в течение пяти веков. Развивая метафизику, И.С. в качестве первоисточников использовал труды Платона, Архимеда, Аристотеля, Галена. Значительное влияние на его творчество оказали также тексты индийской философии и литературы, а также древнеиранские домусульманские тексты философии, теологии и литературы, опирающиеся на зороастрийскую традицию. В работах И.С. постоянно присутствуют две темы: философия ("теоретическая и практическая") и медицина. И.С. создал собственную классификацию наук, имеющую в специальной литературе несколько различных трактовок. В одном варианте у И.С. логика предваряет все науки, а уже все иные делятся на теоретические, задача которых состоит в постижении истины, и практические, цель которых - достижение блага. По другой трактовке, И.С. просто разделил все науки на практические, трактующие проблемы поведения человека, и теоретические, в которых исследования ведутся ради знания самого по себе. К первым И.С. относил науку об управлении городами, о поведении человека в отношении своего дома, жены, детей, имущества (которую он называл наукой об управлении хозяйством), ко вторым - науку о самом человеке. Существует также версия, согласно которой к теоретическим наукам И.С. относил "высшую" науку - учение об абсолютном бытии, "среднюю" науку, к которой он относил математику, астрономию, музыку и "физику", в которую был включен весь спектр естественно-научных знаний того времени. По другой версии, каждую из теоретических наук И.С. подразделял на "чистые", или "первичные", к которым он относил учение о материи, форме, движении, минералах, растениях, животных и т.д., и прикладные, или вторичные, к которым он относил медицину, астрологию, алхимию, физиономику, объяснение снов и науку о волшебстве. Обосновывая перспективы дальнейшего развития науки, И.С. выдвигал положение о независимом друг от друга существовании науки и религии, религии и философии, о независимости философии, основанной на достижениях человеческого разума. Признавал существование мира идей отдельно от мира вещей. По мнению И.С., мир возникает путем эманации, но не по воле Бога, а в силу естественной и непреложной необходимости. Сам Бог у И.С. абстрактен и безличен, мир материален и вечен, - как и сам Бог. В краткой философской энциклопедии "Книга знаний" И.С. писал: "Бытие не имеет границ", оно "изначально разделяется на субстанцию и акциденцию". Источник существования субстанции надо искать в ней самой, ибо она сущность природы, "телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из этой материи". Движение, по мысли И.С., потенциально заключено в материи, оно означает видоизменение тела и его нельзя объяснить "толчком". И.С. писал: "... движение - это то, что понимается под состоянием тела, когда оно видоизменяется, начиная со склонности, пребывающей в нем; это переход от потенции к действию, который совершается непрерывно, не только одним толчком". Согласно И.С., природные явления связаны, в мире царит естественная закономерность, не нарушаемая Божественным вмешательством. "Разумную душу" считал бессмертной, а материю вечной, несотворенной и множественной - причиной разнообразия единичных вещей. Логика у И.С. состоит из четырех разделов: учение о понятии, суждении, умозаключении и доказательстве. И.С рассматривал "логическое учение как орудие достижение истины, как средство предотвращения заблуждения, искажения, ошибки". По И.С., "это инструмент, который сравнивает истину и ложь". "... Логические категории и принципы должны соответствовать вещам". И.С. сыграл большую роль в распространении и популяризации учения Аристотеля, в развитии рационального мышления. Разрабатывал вопросы о единичном и общем, о логических ошибках, о суждениях, которые он разделял на категорические, условно-соединительные и условно-разделительные, о силлогизмах и т.д. Рассматривал атрибуты материи: время, движение, пространство. Рассматривал различие между необходимо-сущим и возможно-сущим бытием, между сущностью и существованием. Занимался вопросами соотношения чувственного и рационального. Согласно И.С., "познание состоит в отображении определенным способом образа познания познающим субъектом"; "смысл выражения я почувствовал нечто внешнее состоит в том, что это нечто отобразилось в моем чувстве"; "я почувствовал в душе означает, что сам образ вещи отобразился в моей душе". Познание рассматривал как "отражение". И.С. большое внимание в своих работах уделял образованию, отводя значительное место в образовании основным наукам и получению профессиональных знаний согласно внутренним индивидуальным склонностям, отдавая предпочтение коллективным формам обучения. Акцентировал роль отца и наставника в воспитании мальчиков, а по поводу управления говорил, что прежде чем управлять другими, необходимо научиться управлять собой. Цель воспитания видел в достижении главных добродетелей: воздержанности, смелости, мудрости, справедливости. Говорил о необходимости укрепления здоровья не только физического, но и нравственного. Высшего счастья - душевной гармонии человек, по мысли И.С., достигает тогда, когда способен возвыситься мыслью к высотам познания. Как писал И.С., "мы умираем и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали".


Смотреть значение Ибн Сина (латинизированная Транскрипция - Авиценна, Avicenna) в других словарях

Транскрипция — транскрипции, ж. (латин. transcriptio - переписывание) (спец.). 1. только ед. изображение (букв) другими письменными знаками или изображение (звуков речи, музыкальных звуков) средствами........
Толковый словарь Ушакова

Али, Ибн Абу Талиб — ( ? - 661 гг.) – имам, четвертый халиф (с 656 года) Арабского халифата. Двоюродный брат и приемный сын и зять пророка Мухаммеда. Шииты почитают Али как святого, особыми узами........
Политический словарь

Мухаммад Ибн Абд Аль-ваххаб — (1703– 1791) – основатель религиозного и общественно-политического движения в Аравии, названного по его имени «ваххабизмом». В начале XIX века ваххабиты под руководством........
Политический словарь

Транскрипция — -и; ж. [лат. transcriptio - переписывание]
1. Лингв. Совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение; сама такая запись. Полевая т. Применение транскрипции........
Толковый словарь Кузнецова

Транскрипция — процесс переноса генетической информации с генома на иРНК. Осуществляется полимеразами. У плюс-РНК-геномных вирусов геномная РНК выполняет функции и матрицы, и иРНК.
Словарь микробиологии

Абдаллах Ибн Хусейн (1882-1951) — король Иордании в 1946-51 (с 1921 эмирТрансиордании). Проводил проанглийскую политику. Убит членомантианглийской террористической организации.
Большой энциклопедический словарь

Авиценна — см. Ибн Сина.
Большой энциклопедический словарь

Антара Ибн Шаддад (525-615) — арабский поэт. Стихи о битвах, в которыхучаствовал Антара ибн Шаддад, любовная лирика. Герой народного романа,восходящего к 12 в., - "Жизнь и подвиги Антары".
Большой энциклопедический словарь

Обратная Транскрипция — , метод получения копии РНК в виде двунитевой ДНК из вируса. Методика часто используется в ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ для получения копий ИНФОРМАЦИОННОЙ РНК в виде ДНК. Достигается........
Научно-технический энциклопедический словарь

Башшар Ибн Бурд (714-783) — арабский поэт. Основоположник "нового стиля",во многих чертах отрицавшего каноны доисламской поэзии. Панегирические исатирические стихи, лирика.
Большой энциклопедический словарь

Транскрипция Днк — , первый этап биосинтеза БЕЛКОВ в клетке ЭУКАРИОТА, при котором ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД, представленный НУКЛЕОТИДАМИ ДНК, переносится в НОСИТЕЛЬ - одинарную спираль матричной........
Научно-технический энциклопедический словарь

Ибн — (араб. - сын) - в собственном имени ставится перед именем отца(образуя "отчество") у народов, пользующихся арабским языком (напр., Ахмедибн Абдуллах - Ахмед, сын Абдуллаха).
Большой энциклопедический словарь

Ибн Абд Раббихи (860-940) — испано-арабский поэт и прозаик. Лирическиестихи. Составитель прозаической антологии по литературе и истории 7-8 вв."Уникальное ожерелье".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-араби (1165-1240) — арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивалучение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннееозарение. Основные сочинения: "Каменья мудрости", "Мекканские........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-асир (1160-1233) — арабский историк. Основные труды по всеобщейистории, биографический словарь сподвижников Мухаммеда.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-кутийя (?-977) — арабо-испанский историк. Сочинения по историиПиренейского п-ова в 8-10 вв.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-мутазз (861-908) — арабский поэт и филолог. Стихотворная хроникаправления халифа аль-Мутадида (892-902), афоризмы, сочинения по поэтике"Книга о новом".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-хайсам — (латинизир. Альгазен) (965-1039) - арабский ученый. Труд пофизиологической и геометрической оптике "Сокровище оптики" (7 кн.,переведен на латинский язык в 12 в., 1-е печатное издание........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-хатиб (1313-74) — арабо-испанский ученый, поэт. Ок. 60 трудов поистории, географии, философии, медицине, литературе, в т. ч. по историимусульманской Испании.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Баджа — (латинизированная форма Авемпас - Авенпаце, Avempace, Avenpace)(ум. 1139), арабский ученый, философ, государственный деятель, поэт имузыкант. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко.........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Баттута (1304-77) — арабский путешественник. Описание путешествий поЕгипту, Аравии, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Ирану, Крыму, южным районамРуси, Ср. Азии, Индии, Китаю, Испании, Зап. и Центр. Судану.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Гебироль — (латинизир. Авицеброн - Avicebron) Соломон (ок. 1021-1055 или1070), еврейский поэт и философ-неоплатоник. Жил в Испании. В трактате"Источник жизни" (на арабском языке) истолковывал........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Дауд — Авраам (ок. 1110 - ок. 1180) - еврейский философ и богослов,предшественник Маймонида. Жил в Испании. Писал на арабском языке. Главноесочинение "Возвышенная вера" (1161).
Большой энциклопедический словарь

Ибн Зайдун (1003-71) — испано-арабский поэт. Диван лирических,панегирических, элегических стихов.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Кузман — (ок. 1080-1160) - испано-арабский поэт. Создал новый видстрофической поэзии - заджал (мелодия). Оказал влияние на раннююпровансальскую лирику, поэзию вагантов.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Курра — (Сабит ибн Курра) (836-901) - багдадский математик. Переводчик икомментатор трудов древнегреческих ученых.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Кутайба — (828 ок. 889) - арабский прозаик, филолог, историк.10-томная историко-литературная антология "Источники сведений",библиографический словарь "Книга поэзии и поэтов".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Мискавайх (?-1030) — арабоязычный историк и философ. Труды по всеобщейистории, трактаты по философии и этике.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Рушд — (Ибн Рошд) (латинизир. Аверроэс) (1126-98) - арабский философ иврач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко,был судьей и придворным врачом. В трактате........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Сауд (1880-1953) — король Саудовской Аравии в 1932-53. Вел войны заобъединение Аравии. В 1902-27 эмир Неджда, в 1927-32 король государстваХиджаз, Неджд.
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :