Философский словарь

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)

- русский философ, развивал идеи славянофильства в философии. Он был родом из семьи дворянина-помещика, умер от холеры. Хомяков заложил основы метафизической философской системы, развитой в работах последующих русских философов. Он полагал, что Божия истина выходит за пределы логического постижения. Она есть объект веры, в то же время вера не есть нечто, противоречащее логическому пониманию, хотя она и обладает металогическим характером. Он считал, что гармония веры и рассудка дает "всецелый разум". Человек представляет собой существо, обладающее рациональной волей и нравственной свободой. Свобода выражается в свободе выбора между праведностью и грехом. Все, что сотворено, находится в греховном состоянии- или действительном или возможном. Спасение от греха состоит или в отсутствии искушения или в Божией милости. Бог указал сотворенному путь спасения от греха. Он явился в образе Богочеловека - Иисуса Христа, верховного судьи сотворенного во грехе. Он заставляет человека осознать полную свою вину, однако одновременно проявляет и любовь отца. Он, по словам Хомякова, объединяет себя с каждым, кто Его не отвергает, с каждым, кто тянется к правде, которая заключена в церкви. Заложив основы метафизической религиозной системы. Хомяков наметил основные принципы ее, которые потом были разработаны в трудах корифеев русской философской мысли - Вл. Соловьева, Бердяева и др. Хомяков понимал церковь как органическое целое, как тело, во главе которого стоит Иисус Христос. Человек верующий находит в церкви более совершенную жизнь. "Песчинка, - говорит Хомяков, - действительно не получает нового бытия от груды, в которую ее забросил случай... Но всякая частица вещества, усвоенная живым телом, делается неотъемлемой частью его организма и сама получает от него новый смысл и новую жизнь: таков человек в Церкви, в теле Христовом, органическое основание которого есть любовь" [Полн. собр. соч. Т. II, С. 115]. Церковь обеспечивает многим людям свободу, которая возникает тогда, когда это единство покоится на самоотверженной и бескорыстной любви. Свобода верующего возникает в силу того, что он находит в церкви "самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силу своего Духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своем совершенстве или, точнее, находит в ней то, что есть совершенного в нем самом - Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного существования. Это очищение совершается непобедимою силою взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий" [Полн. собр. соч. Т. II. С. 114-115]. "Христианство, - указывал Хомяков, - есть свобода во Христе" [С. 198]. Основным принципом церкви для Хомякова выступала соборность, которая означала, что абсолютным носителем истины является только церковь, а не патриарх, духовенство, вселенский собор в отдельности. Для Хомякова церковь означает всегда православную церковь, поэтому о католицизме и протестантизме Хомяков не говорит как о церкви. В то же время он не считал, что православная церковь владеет всей правдой, так как принципы христианства еще нигде не осуществились в полной мере. Для Хомякова католицизм воплощает в себе единство без свободы, а протестантизм - свободу без единства. Только христианство, по Хомякову, воплощает в себе сочетание единства и свободы, т.е. истинный принцип соборности, который опирается на любовь к Богу и на любовь ко всем, кто любит Бога. Наиболее ценным в философских работах Хомякова является его акцентирование важности единства любви и свободы, их неразрывного единства. Для него христианство воплощает в себе религию любви, что является источником свободы. Первенствующее значение Хомяков придавал русской деревенской общине, которая на своих сходках принимала единодушное решение в соответствии с принципами справедливости, совести и истины. Хомяков выступал за демократию, отстаивая идеалы гуманности, считая, что каждая народность должна развиваться мирно и самобытно. Он также выступал против рабства, полагая, что главным злом рабства является безнравственность. Хомяков подобно Киреевскому оценивает европейскую культуру как формальную, сухую и рационалистическую, в то время как русская культура связана с идеями разумности и цельности. В то же время Хомяков указывал на недостатки русской жизни, часто осуждая порядки, существовавшие в России. Он полагал, что Россия не смогла воплотить свой идеал в полной мере в жизнь потому, что очень мало внимания у русского народа уделяется логическому способу мышления, без соединения его со сверхлогическим познанием действительности. Однако у Хомякова была великая вера в значительную миссию русского народа. Он верил, что наступит время, когда русский народ проявит все свои духовные силы и всецело будет придерживаться принципов православия. Россия, по его словам, должна стоять в центре мировой цивилизации, и основной характеристикой России будет то, что она станет "самым христианским из всех человеческих обществ". В то же время, превознося Россию и видя в ней идеал, к которому идет истинное общество. Хомяков ценил в Западной Европе многое, она являлась для него сосредоточением многих духовных ценностей, страной "святых чудес". Однако в Западной Европе не была развита идея соборности, которая была так мила и близка Хомякову. Соборность для Хомякова означала любовь людей к одним и тем же ценностям, выражающаяся в свободе и единении всех людей. Соборность - это характерная черта церкви и общины, она применима для разрешения многих трудных проблем социальной жизни. Для Хомякова именно христианство являлось той религией, которая соединяла в себе любовь и свободу.


Смотреть значение Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) в других словарях

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) — - идеолог классического славянофильства. В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них........
Политический словарь

Алексей Михайлович Романов, "тишайший" — (1629 – 1676 ) – русский царь, укрепил российскую государственность. Способствовал расколу церкви своей поддержкой вначале патриарху Никону, потом греческим реформаторам.........
Политический словарь

Анисимов Алексей Николаевич — (1889 - не ранее сентября 1937). Член ПЛСР с 1918. В конце 1921 жил в Вятской губернии и работал заведующим почтовым отделением. В середине 1930-х гг. проживал в пос. Акбулак и работал........
Политический словарь

Аргудяев Алексей Архипович — (ок. 1885 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1912. По данным чекистов - "владелец собственного дома". Образование среднее. В конце 1921 жил в Алтайской губ., работал секретарем........
Политический словарь

Асольгер Антон Степанович — (ок. 1871 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1903. Образование высшее. В конце 1921 жил в Горской обл., работал заведующим сельхозсекцией ГЗО (?). Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Аукштоль Станислав Степанович — (ок. 1883 - ?). Член ПЛСР с 1919. Служащий. Образование «низшее». В конце 1921 жил в Петроградской губернии и работал на Путиловском заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Ашменов Александр Степанович — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. В конце 1921 жил во Владимирской губ., работал агентом Союза кооперативов. Дальнейшая судьба неизвестна. К. М.
Политический словарь

Батуев Григорий Степанович — (? - ?). Социалист-революционер. "Середняк". Член ПСР с дореволюционным стажем. Образование "сельское". В конце 1921 жил в Пермской губ. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Бенецкий Владимир Степанович — (ок. 1899 - ?). Социалист-революционер. "Помещик". Член ПСР. Образование высшее. В конце 1921 жил в Нижегородской губ., работал инструктором. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Березин Алексей Васильевич — (1887, д. Преснецово Мышкинского у. Ярославской губ. - не ранее 1944). Член ПЛСР. Крестьянин. Образование «сельское». В конце 1921 служил красноармейцем в Рыбинской губернии.........
Политический словарь

Бибик Алексей Павлович — (5.10.1877 - 1976). Социал-демократ. В 1900 был в ссылке в Вятской губ., в 1903 сослан на 5 лет в Архангельскую губ. Арестован 19.5.1920 предположительно в Нахичевани. Заключен в тюрьму........
Политический словарь

Боровиков Алексей Петрович — (? - ?). Анархист. К концу 1930 содержался в Соловецком лагере особого назначения. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Боровой Алексей Алексеевич — (30.10.1875, Москва - 21.11.1935, Владимир). Анархист. Из дворян, сын генерала. Окончив юридический факультет Московского университета, остался преподавать в нем приват-доцент.........
Политический словарь

Бородин Иван Степанович — (ок. 1893 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1918. Образование низшее. В конце 1921 жил в Уфимской губ., работал на заводе. Местными чекистами характеризовался как........
Политический словарь

Брусилов Алексей Алексеевич — (19 августа 1853, Тифлис, – 17 марта 1926, Москва). Из дворян. В 1872 окончил младший специальный класс Пажеского корпуса; к переводу в старший специальный класс по результатам........
Политический словарь

Брынских Никита Степанович — (ок. 1872 - ?). Социал-демократ. Рабочий. Образование низшее. Член РСДРП с 1905. В конце 1921 жил в Екатеринбургской губ., работал слесарем. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Бурмакин Александр Степанович — (ок. 1886 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Алтайской губ., работал инструктором Губсоюза. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Бурцев Алексей Иванович — (ок.1895 - ?). Социал-демократ. Рабочий-деревообделочник. В середине 1920-х был в ссылке в Ташкенте. Арестован в 1932 в Ленинграде. В том же году сослан в Ташкент, в октябре 1932 находился........
Политический словарь

Быков Алексей Иванович — (ок. 1898 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР. Образование низшее. В конце 1921 жил в Егорьевске Рязанской губ., работал в автошколе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Вершинин Сергей Степанович — (1896 - 21.3.1921, Петроград). Анархист. С 1916 матрос-электрик линкора "Севастополь" Балтийского флота. В современной советской прессе и позднейших исторических работах В. называли........
Политический словарь

Гамильтон (hamilton) Александр (1757-1804) — - американский политический мыслитель и государственный деятель, лидер партии федералистов. Г. отстаивал идею закрепления в Конституции США федеративного устройства........
Политический словарь

Голышкин Алексей Васильевич — (ок. 1873 - ?). Член ПЛСР с 1917. Рабочий. Образование «низшее». Подписал тезисы ЦК ПЛСР в 1920. В конце 1921 жил в Петроградской губернии и работал кондуктором. Местными чекистами........
Политический словарь

Дживелегов Алексей Карпович — (14 марта 1875, Ростов-на-Дону, – 14 декабря 1952, Москва). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1897), оставлен при университете для подготовки........
Политический словарь

Дунаев Игнатий Степанович — (ок. 1892 - ?). Социал-демократ. Рабочий. Образование низшее. Член РСДРП с 1910. В конце 1921 жил в Нижегородской губ. Местными чекистами характеризовался как "неактивный" партийный........
Политический словарь

Еланский (елянский, Еленский) Алексей — (?-?) – статский советник и царский камергер, сторонник повсеместного распространения скопчества. "Смиренную жизнь" он начал не по своей воле, а по высочайшему решению.........
Политический словарь

Еремеев Константин Степанович — (6 июня 1874, Минск, – 28 января 1931, Москва). Из семьи унтер-офицера. Окончил в 1885 трех классное начальное училище. В 1893-95 вольноопределяющийся в пехотном полку в Вильно; произведён........
Политический словарь

Каледин Алексей Максимович — (12 октября 1861, хутор Каледина, станица Усть-Хопёрская Области войска Донского, – 29 января 1918, Новочеркасск). Из старинного казачьего рода, сын полковника. Окончил Воронежский........
Политический словарь

Кант Иммануил (1724-1804) — - родоначальник немецкой классической философии. Свои политико-правовые воззрения Кант изложил в трактатах: "Идеи всеобщей истории с космополитической точки........
Политический словарь

Колин Алексей Семенович — (ок. 1871 - ?). Член ПЛСР. Крестьянин. Образование «сельское». В конце 1921 жил в Рыбинской губернии и был членом кустарной артели. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Косырев Алексей Михайлович — (ок. 1899 - ?). Социал-демократ. Из рабочих. Член РСДРП. Из рабочих. В конце 1921 жил в Брянской губ., служил в 6-й Армии. Местными чекистами характеризовался как "оратор" и "неактивный"........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :