Философский словарь

Жан-жак Руссо (1712-1778)

- один из самых видных представителей французского Просвещения. Он родился в Швейцарии, в Женеве. Отец его был ремесленником-часовщиком, мать умерла при рождении сына. Отец отдал его учиться ремеслу, но это его не занимало и в шестнадцать лет он уехал из Женевы Ради заработка занимался различной работой, переезжая с места на место. Побывал в Италии, Южной Франции. В 1741 г. приехал в Париж. Знакомства с Дидро, Кондильяком и другими прогрессивными мыслителями того времени расширили философский кругозор Руссо и имели для него большое значение. Известность ему принесло произведение "Рассуждение о науках и искусствах" Эта работа Руссо возникла в результате конкурса, объявленного Дижонской академией в 1750 г. на тему: "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" Произведение Руссо заняло первое место. В этом сочинении Руссо дал совершенно неожиданный для того времени ответ. Он ответил отрицательно на поставленный вопрос, довольно красноречиво и убедительно показав, что науки и искусства негативно действовали на нравственное состояние общества. "Наши души, - писал он, - развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства Конечно, эти выпады против наук и искусств выражали для Руссо лишь мысль о социально-политическом порабощении народа, так как он усматривал в науках и искусствах своего рода гирлянды цветов, которые украшают железные цепи, сковывающие людей и заглушающие в них естественное чувство свободы. Он выступил в этом произведении защитником интересов народных масс, считая, что писатели художники, ученые, получающие благодеяния монархов, "высасывают соки из государства, ничего не давая ему взамен, в то время как самые полезные граждане, которые дают хлеб и молоко, гибнут в нищете и презрении в глуши деревень". Эти мысли в защиту народных масс были высказаны в антипросветительской форме, чтобы привлечь внимание к социальным проблемам. Однако Руссо был убежден в огромной роли разума в деле совершенствования людей и рассеивания мрака и невежества. Так, он предлагал в своей работе пригласить ученых в качестве советников к государственным деятелям для создания общего блага. Власть и мудрость должны вступить в союз - вот каков призыв Руссо. Кроме указанного произведения, Руссо написал "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), "Об общественном договоре (1762), "Эмиль, или О воспитании" (1762). В своих работах Руссо анализирует многие вопросы общественного развития Он рассматривает положение, при котором человек потерял свою свободу, которой обладал в естественном состоянии. Естественное состояние Руссо понимал как такое, при котором человек не зависит ни от кого, это идеал, к которому можно в конце концов вернуться. Естественное состояние дает людям равенство, при нем люди не знали, что такое частная собственность, и поэтому не были испорчены в нравственном отношении. Он полагал, что неравенство существовало не всегда. Оно появилось тогда, когда возникла частная собственность. Расслоение на бедных и богатых - это первая ступень неравенства, которое началось с того момента, когда кто-то первый, отгородив участок земли, сказал: "Это - мое", и когда все в это поверили. Второй этап неравенства начинается с возникновением государства, когда бедные и богатые заключили между собой союз, договор об образовании государственной власти, при этом одни оказываются управляющими, другие - подданными. В этом случае причина неравенства лежит в зависимости людей друг от друга. Таким образом, возникновение государства "наложило новые путы на слабого и придало силы богатому, безвозвратно уничтожило естественную свободу, навсегда установило закон собственности и неравенства, превратило ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекло с тех пор человеческий род на труд, рабство и нищету" [Об общественном договоре. М., 1938. С. 84]. Третьим этапом поступательного развития неравенства Руссо считал переход государственной власти в деспотизм, который превращает подданных в рабов. Этот деспотизм должен быть в конце концов повержен. Полагая, что переход из естественного состояния к государству порождает порабощение человека, Руссо все же не считает, что этот переход является гибельным для человечества. Он признает положительные стороны заключения такого договора, так как социальный союз дает человеку силы для сохранения того, что он имеет. Кроме того, по его словам, "основное соглашение не только не разрушает естественного равенства, а напротив, заменяет моральным и законным равенством то физическое неравенство между людьми, которое могла создать природа; люди, будучи неравны по силе и уму, становятся равными в силу соглашения". В работе "Об общественном договоре" Руссо утверждает важные положения, а именно: что сувереном является народ, что суверенитет народа неотделим от него и неделим, что законодательная власть принадлежит народу и может принадлежать только ему. В законах должна воплощаться "всеобщая воля народа". Значительное место в творчестве Руссо занимают проблемы воспитания, которым он придавал исключительно важное значение, и заявлял, что "у вас будет все, если вы воспитываете граждан, без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами" [Трактаты. М., 1969. С. 125]. Эта прозорливая мысль Руссо не потеряла своей абсолютной ценности и сегодня. Воспитание граждан, по Руссо, должно начинаться с самого раннего возраста, и именно педагогическое воспитание, а не только воспитание посредством социальной среды. Основной вид воспитания представляется Руссо как общественное воспитание в правилах, предписываемых правительством. Он полагал, что воспитание должно быть направлено на формирование любви к отечеству. Необходимо воспитывать такие добродетели, которые давали бы возможность человеку довольствоваться минимумом материальных благ. "Общественное признание добродетели человека, - писал Руссо, - это самая сладостная награда, которую он может получить, и любое доброе дело не нуждается в ином вознаграждении, кроме провозглашения его добрым во всеуслышание". Влияние идей Руссо было значительным как во Франции, так и в других странах. Он - один из первых, кто вскрыл противоречивые стороны развития цивилизации. Его радикализм в вопросах социального развития питал прогрессивные течения Великой Французской революции.


Смотреть значение Жан-жак Руссо (1712-1778) в других словарях

Жак — м. ниж-сем. рыболовный снаряд, длинный вязеный кошель, мешок на обручах, вентер.
Толковый словарь Даля

Аттали Жак — - современный французский публицист умеренного левого направления, советник Президента Франции Франсуа Миттерана. Первый президент "Европейского банка реконструкции........
Политический словарь

Боден Жан — (1530 – 1590) – правовоед, французский протестант. Создатель политической теории «суверенитета», основоположник «теории государства». Боден стремился доказать, что теории........
Политический словарь

Боден Жан (1530-1596) — - французский политический мыслитель и правовед. В работах "Метод легкого изучения истории" (1566) и "Шесть книг о государстве" (1576) рассматривается развитие исторического........
Политический словарь

Воден (bodin) Жан — - французский политический мыслитель и государственный деятель (депутат Генеральных Штатов от третьего сословия). В работах Б. "Метод легкого изучения истории" (1566)........
Политический словарь

Дантон Жорж Жак — (1759–1794) – деятель Великой французской революции, один из вождей якобинцев. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792 г., свергнувшего монархию, в развертывании........
Политический словарь

Кальвин Жан — (1509 – 1564) – один из главных деятелей Реформации, основатель кальвинизма. Основные идеи его учения: принцип абсолютного божественного предопределения; необходимость........
Политический словарь

Лакан Жак — (1901–1981) – психоаналитик, в своей системе функционально и методологически приравнивал фрейдовское «бессознательное» к «языку» («структуре») Соссюра.
Политический словарь

Ламарк Жан Батист — (1744–1829) – французский естествоиспытатель, предшественник Ч.Дарвина. Создал учение об эволюции живой природы (ламаркизм). Основоположник зоопсихологии.
Политический словарь

Ле Пен Жан Мари — (р.1928) – современный французский политик-популист националистического толка, глава партии «Национальный Фронт».
Политический словарь

Марат Жан Поль — (1743–1793) – один из вождей якобинцев. С сентября 1789 г. издавал газету «Друг народа». Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая–2 июня 1793, отнявшего........
Политический словарь

Пиаже Жан — (1896–1980) – швейцарский детский психолог, выдвинул концепцию стадиального развития психики, применял структурный метод к анализу психического становления человека........
Политический словарь

Руссо Жан Жак — (1712–1778) – французский философ эпохи Просвещения. Автор теории «доброго дикаря» и «естественных прав». Критиковал феодально-монархическую систему, был наиболее радикальным........
Политический словарь

Руссо Жан Жак (1712-1778) — -французский философ, моралист и политический мыслитель. Стержнем политической теории Руссо, которую он в наиболее систематизированном виде изложил в своем главном........
Политический словарь

Сартр Жан-поль — (1905–1980) – французский философ-экзистенциалист, ввел во французские философские круги феноменологию Гуссерля и «новый онтологизм» Хайдеггера. Культовая фигура революционной........
Политический словарь

Сен-мартен Жан Клод Де — (1743–1803) – французский мистик, писатель, «называемый «неизвестным философом», создатель собственного учения («мартинизм»), повлиявшего на современное масонство.
Политический словарь

Тириар Жан — (1922–1992) – бельгийский политический деятель, геополитик. Автор теории «Евро-советской империи от Владивостока до Дублина». Пророчески описал причины, которые должны........
Политический словарь

Тюрго Анн Робер Жак — (1727- 1781) – французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист, один из первых последовательных и радикальных «прогрессистов».
Политический словарь

Анн Робер Жак Тюрго — Anne-Robert-Jacques Turgot 1727-1781 считался выдающимся человеком уже при жизни.
Талант ученого и писателя соединялся в нем с мудростью государственного деятеля, вера в человеческий........
Экономический словарь

Бурнисьен, Жан — - представитель французской бухгалтерии первой половины XX в. Бурнисьен считал, что задача бухгалтера - дать оценку стоимости имущества и соотнести ее с правом лиц, участвующих........
Экономический словарь

Гурнэ (gournay) Жан Клод Венсан (1712-1759) — французский государственный деятель и экономист, близкий к физиократам; учитель А.Тюрго. Вместе с физиократами он выступал против цеховых ограничений ремесла, за свободу........
Экономический словарь

Дюмарше, Жан Батист (1874-1946) — - один из крупнейших представителей французской бухгалтерской мысли.
Учет, по мысли Дюмарше, чисто экономическая, а не юридическая
доктрина, оборотная сторона........
Экономический словарь

Жан Батист Сэй — Jean-Baptiste Say

1767-1832

родился в 1767 г. в Лионе. Он происходил из гугенотской буржуазной семьи. В детстве Сэй получил неплохое образование, но рано начал службу в........
Экономический словарь

Жан Шарль Леонар Симонд Де Сисмонди — Jean-Charles-Lйonard Simonde de Sismondi

(1773-1842)

Сисмонди родился в 1773 г. в окрестностях Женевы. Предки его происходили из Северной Италии, долгое время жили во Франции, а позже,........
Экономический словарь

Жан-батист Кольбер — Jean Baptiste Colbert

1619-1683

Идея экономических реформ, связанных с перестройкой структуры общества в интересах государства, в Западной Европе появилась довольно........
Экономический словарь

Курсель-сенель, Жан Густав (1813-1892) — -
представитель французской бухгалтерской мысли, последователь Э.Дегранжа. Создал своеобразную концепцию бухгалтерского
учета и как прикладной экономики,........
Экономический словарь

Лезурн (lesourne) Жак Франсуа (род. 1928) — французский экономист. Специалист в области макроэкономики, теории экономического роста, планирования и организации производства, исследования операций, анализа «затраты-выпуск».
Экономический словарь

Рюэфф (rueff) Жак (1896-1978) — французский экономист, неолиберал-традиционалист, сторонник усиления роли золота в международной торговле. Критикуя французскую политику государственного регулирования........
Экономический словарь

Савари, Жак (1622-1690) — - представитель французской бухгалтерской мысли XVII в. В своем главном труде "О совершенном купце" (1676) Савари отмечал, что бухгалтерский учет - это составная часть науки........
Экономический словарь

Стюарт (stewart) Джеймс (1712-1780) — английский (шотландский) экономист, один из представителей позднего меркантилизма. Источник общественного богатства видел в активном балансе внешней торговли. Основная........
Экономический словарь

Посмотреть еще слова :