Философский словарь

Жаботинский Зеев (владимир) (1880-1940)

- еврейский мыслитель, политик, журналист, писатель. Родился в Одессе в зажиточной семье. М.Горький восторгался "поэтической силой" Ж., а другой русский писатель - М.Осоргин - сетовал, что "национальные еврейские дела украли Жаботинского у русской литературы". Ж. - один из отцов сионизма. Благодаря деятельности Ж. произошли глубокие изменения в национальном самосознании еврейского народа. Считал себя последователем Герцля, был сторонником прежде всего политического действия, считал укрепление еврейской военной силы лишь политическим средством для создания еврейского государства. Ж. был убежден, что для достижения этой цели необходимо "извлечь еврея из гетто, а гетто изгнать из еврея". Начало сионистской деятельности Ж. в России связано с идеей самообороны. В канун Пасхи 1903 в Одессе распространились слухи о предстоящем еврейском погроме. Узнав об этом, Ж. послал письма наиболее известным деятелям города и предложил им организовать отряд самообороны. Не получив их поддержки, он решил действовать самостоятельно. Вместе с несколькими молодыми людьми он собирал деньги и приобретал оружие. Печатал листовки с простым содержанием: два параграфа из уголовного кодекса Российской империи, в которых говорилось, что тот, кто убивает в целях самообороны, свободен от наказания, и призыв к еврейской молодежи - "не подставлять шею под нож". В связи с началом Первой мировой войны Ж. сформулировал свое отношение к Оттоманской империи в книге "Турция и война", в которой доказывал, что "Великую Турцию" надо расчленить и раздать народам, населяющим ее. От этого, как он утверждал, выиграют и сами турки, освободившись от "груза народов", входящих в их империю. Ж. считал необходимым внедрение иврита в еврейскую диаспору. По его убеждению, заложить основу для строительства сионизма можно только при условии, что иврит снова станет языком быта и языком культуры. Иврит, по мысли Ж., - это "связь с прошлым и мост в будущее", "объединяющее начало в истории еврейского народа". Сначала кампания за распространение иврита в России, инициированная Ж., велась под лозунгом "две пятых", то есть две пятых предметов из программы еврейской школы должны были преподаваться только на иврите. Потом Ж. потребовал создать "образцовые" детские сады и школы, в которых преподавание велось бы только на иврите. Он хотел подготовить "резервный" отряд людей, говорящих на иврите, носителей мечты о Сионе в еврейской диаспоре, которые стали бы ядром сионистского движения. Одновременно Ж. организует издательство "Тургман" ("Переводчик"), которое выпускало на иврите лучшие произведения мировой литературы. Ж. возглавлял организационный отдел по созданию еврейского университета в Иерусалиме, который с 1928 стал классическим высшим учебным заведением, принимавшим на учебу выпускников средних школ. Концепция сионизма была у Ж. революционной в самой своей основе. Он искал "окончательное разрешение еврейской трагедии" и полностью отрицал "сионизм забав" или "сионизм утешения" (типа поисков "духовного центра" и других эфемерных и нереальных альтернатив). Из опыта юной жизни в России Ж. вынес предчувствие надвигающейся катастрофы холокоста. В 1898 в Берне (в возрасте до 18 лет) он произнес свою первую сионистскую речь, в которой предрек: "концом еврейского народа в рассеянии будет Варфоломеевская ночь, и единственное спасение - всеобщая репатриация в Эрец-Исраэль". В предвоенные годы (как до прихода Гитлера к власти, так и после) Ж. утверждал, что "в самом ближайшем будущем несколько миллионов евреев должны покинуть свои земли в Восточной Европе и создать в Эрец-Исраэле еврейское государство". В Польше он проповедывал тотальный исход из диаспоры. Его кампания в этой стране, вызвавшая резкое возмущение польского еврейства, проводилась под лозунгом: "Евреи, уничтожьте диаспору, или она уничтожит вас!" Его предостережения и призывы к действию остались неуслышанными в это страшное для евреев время может быть потому, что им на протяжении сотен лет постоянно угрожала некая опасность. Поэтому слово "уничтожение" стало обыденным, а само это понятие воспринималось не более, чем в аллегорическом смысле, в то время как Ж. понимал его вполне конкретно, не переставая предупреждать о грозящей катастрофе. Важным моментом в "большом сионизме" Ж. была идея о военном духе: "народ никогда не получает государство в виде подарка от других народов. Страна завоевывается оружием и родина возвращается оружием". Подход Ж. к военному вопросу не был проявлением болезненного пристрастия к милитаризму, а выступал как вполне строгий логический вывод. Мировоззрение Ж. основывалось на постулировании святости жизни: "Бог свидетель, что мне противны войны и армия; они для меня лишь жестокая отвратительная необходимость, и ничего больше". Когда Ж. понял, что этой необходимости не избежать, он устами одного из своих литературных героев сказал молодежи: "Железо. Пусть копят железо. Пусть отдают за железо все, что у них есть: серебро и пшеницу, масло и вино, стада, жен и дочерей - все за железо. Ничего на свете дороже нет, чем железо". Уже в начале 20 в. Ж. определил свое отношение к арабской проблеме. Ж. полагал, что заселение на землю предков может развиваться лишь с применением силы, независимо от местного населения, под защитой "железной стены, которую местное население не в силах пробить". При этом Ж. не исключал возможности достижения мирного соглашения с арабами, хотя он и не считал возможным только добровольное соглашение, пока у арабов гнездится хотя бы искра надежды, что им удастся навсегда избавиться от евреев. Ж. не испытывал ненависти к арабам. Его отношение к ним определялось их отношением к сионизму. Арабам в Эрец-Исраэле, считал Ж., следует проникнуться сознанием, что это страна должна быть еврейским государством и что евреи со всех концов света смогут создать здесь свою родину. В этом случае арабам "в качестве национального меньшинства в Эрец-Исраэле гарантируется максимум тех прав, которые они требовали для себя и никогда не достигали в других государствах". Более того, согласно Ж., "универсальная справедливость требует, чтобы кочующий народ, преследуемый во всем мире, как меньшинство, нашел наконец убежище на своей исторической родине". "Есть только один путь к компромиссу, - считал Ж. - говорите арабам правду, и тогда вы увидите, что араб разумен, араб смышлен, араб порядочен, араб способен понять, что поскольку есть три, четыре или пять чисто арабских государств, то будет только справедливо, если Британия превратит Эрец-Исраэль в еврейское государство". Еще одним определяющим моментом "большого сионизма" Ж. было требование объединения ради создания Эрец-Исраэля всех сил еврейского народа. Эту идею он называл "монизмом" и искал молодежь, "в храме которой будет царить одна вера и никакая другая. Ей будет достаточно этой одной, она будет гордиться ею и ценить выше других верований. Бог создал нацию; все, что помогает ее возрождению, - свято, все, что мешает, - греховно, каждый, кто мешает, - черен, черна его вера, черны его знамена". Ж. отрицал идею классовой борьбы, восстановив против себя сионистские рабочие партии, считавшие, что можно совместить оба идеала - социализм и сионизм - в борьбе за независимость евреев. Он настойчиво утверждал, что каждая забастовка вредит строящемуся еврейскому хозяйству и приносит ущерб народу в целом. Ж. отрицал обвинения в "фашизме и недемократичности" тем, что в духе талмудического изречения "Каждый еврей - сын царя" ставил личность в центр своей политической философии и идеологии: "В начале Бог создал личность, каждая личность - царь, равный другим, и этот другой - тоже царь. Пусть лучше личность согрешит перед обществом, чем общество согрешит перед личностью. Общество создано для пользы личностей, а не наоборот, и будущий конец - идея мессианских дней - это рай личностей, блестящее царство анархии, борьба личных сил без законов и без границ. Общество не имеет другой задачи, как только помочь павшему, утешить его и поднять и дать ему возможность вернуться к той же борьбе". Ж. не отрицал значение рабочего класса в Эрец-Исраэле, но оспаривал его претензию на гегемонию, ведь средний класс, по его мнению, тоже внес свой труд и свою энергию в сионистское дело. Умер Ж. 4 августа 1940 в Нью-Йорке. Его похоронили на кладбище в штате Нью-Йорк. Место захоронения было выбрано в соответствии с завещанием Ж.: похоронить там, где настигнет смерть. Если на чужбине, то останки не следует перевозить в Эрец-Исраэль иначе, как по указанию еврейского правительства этого государства, когда оно будет создано. Воля покойного была исполнена: в 1964 гроб Ж. и гроб его жены были погребены на горе Герцля в Иерусалиме.


Смотреть значение Жаботинский Зеев (владимир) (1880-1940) в других словарях

Абрамович Зеев — (1891 - 1970). Сионист-социалист. Член левого крыла партии "Поалей Цион". В 1922 выехал в Палестину. В дальнейшем один из лидеров рабочего движения в Израиле. НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Алгасов Владимир Александрович — настоящая фамилия Бурдаков) (1887 – 3 октября 1938). Из дворян; отец – почтовый чиновник. Алгасов учился на юридическом факультете Харьковского университета, курса не окончил.........
Политический словарь

Алексеевский Владимир Александрович — (1884, Воронеж - 1937, Москва?). Социалист-революционер. Член ПСР в 1905-07 и 1917-18. Сын судейского чиновника. В 1903 окончил гимназию в Воронеже, в 1911 - юридический факультет Московского........
Политический словарь

Андре Владимир Поликарпович — (1895 или 1893 - ?). Беспартийный. До начала 1-й мировой войны 1914-18 студент-экономист, "до революции нес военную службу". Арестован по делу с.-р. В 1919 (?) находился в Рязанском концлагере,........
Политический словарь

Антонов-овсеенко Владимир Александрович — (настоящая фамилия Овсеенко) (9 марта 1883, Чернигов, – 10 февраля 1938). Из семьи офицера. В революционном движении с 1901 (Варшава). Член РСДРП с 1902 (Петербург). Окончил Владимирское........
Политический словарь

Арюсов Константин Владимир — (ок. 1900 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с дореволюционным стажем. По данным чекистов, социальное положение - "пролетарское". Образование низшее. В конце 1921 жил в Тюменской........
Политический словарь

Ахлопков Владимир Николаевич — (? - ?). Анархист. В январе 1931 находился в ссылке в Нарыме. В июне 1932 жил в Краснодаре. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Бармаш Владимир Владимирович (псевдонимы В 1905-06 - Горбонос, Ваня, Леня) — (1879 - ?). Анархист. Образование среднее (позже окончил 3 курса Народного университета им. А. Л. Шанявского в Москве). В 1905 член Московской организации ПСР. Участвовал в вооруженном........
Политический словарь

Баскин Владимир Петрович — (ок. 1895 - ?). Социал-демократ. Из крестьян-середняков. Образование высшее. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Пермской губ., работал учителем 2-й ступени. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Бедюшин Владимир Алексеевич — (ок. 1881 - ?). Член ПЛСР с 1918. Из рабочих. Образование «низшее». В конце 1921 жил в Уфимской губернии и работал кондуктором на станции Златоуст. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Белостоцкий Владимир Львович — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР в 1915-20. Арестован 29.7.1922 как член ПСР, подозреваемый в участии в подпольной эсеровской работе и "скрывании у себя на квартире эсеров,........
Политический словарь

Бенецкий Владимир Степанович — (ок. 1899 - ?). Социалист-революционер. "Помещик". Член ПСР. Образование высшее. В конце 1921 жил в Нижегородской губ., работал инструктором. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Бенин Зеев — (?, Ярцево Духовщинского у. Смоленской губ. - ?). Сионист-социалист, член организации "Хе-Халуц". В 1922 арестован в Ярцеве и отправлен в Смоленск. Дальнейшая судьба неизвестна.
С.Ч.
Политический словарь

Бернштейн Владимир Николаевич — (? - ?). Социал-демократ. Член РСДРП. В сентябре1923 отбывал наказание в СЛОН. 21.5.1925 этапирован с Соловков. Арестован 21.7.1925 в Ленинграде, доставлен в Москву в Бутырскую тюрьму.........
Политический словарь

Благовещенский Владимир П. — (? - ?). Член ПЛСР. Учитель. Образование среднее. В конце 1921 жил в Брянской губернии и работал на курсах 2-й ступени. Местными чекистами характеризовался, как «лектор-оратор»........
Политический словарь

Бонч-бруевич Владимир Дмитриевич — (28 июня 1873, Москва, – 14 июля 1955, там же). Из дворян. Брат генерала М.Д. Бонч-Бруевича. Окончил в Курске землемерное училище (1892). С 1895 член социал-демократического московского........
Политический словарь

Бреннерт Владимир Людвигович — (? - ?). Социал-демократ из Саратова. 30.3.1923 получил 2 года ссылки в Краснококшайск. Дальнейшая судьба неизвестна.
И.З.
Политический словарь

Буницкий Владимир Владимирович — (ок. 1881 - ?). Левый с.-р. Из дворян. Образование среднее. В конце 1921 жил в Екатеринбургской губернии, литератор. В ПЛСР официально не состоял. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Бурцев Владимир Львович — (17 ноября 1862, форт Перовский, – 21 августа 1942, Париж). Сын штабс-капитана. Окончив гимназию в Казани, в 1882 – 85 учился на физико-математическом и юридическом факультетах........
Политический словарь

Вавочкин Владимир Евграфович (евгеньевич?) — (? - ?). Социал-демократ. Арестован в 1921 и 26.4.1921 заключен в Ярославский политизолятор, в феврале 1922 находился там же. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал", И.З.
Политический словарь

Вейс Владимир Владимирович — (ок. 1886 - ?). Социал-демократ. Сын священника. Образование высшее. Член РСДРП с 1904. В конце 1921 жил в Красноярской губ., работал помощником заведующего отделом Губсоюза. Местными........
Политический словарь

Вернадский Владимир Иванович — (28 февраля 1863, Петербург, – 6 января 1945, Москва). Отец – профессор Киевского и Московского университетов, издатель журнала "Экономический Указатель"; мать – дочь генерала.........
Политический словарь

Винниченко Владимир Кириллович — (26 июля 1880, село Весёлый Кут Елисаветградского уезда Херсонской губернии, – 1951, Мужен, Франция). Родился в крестьянской семье. В 1901 поступил на юридический факультет........
Политический словарь

Владимир I Святославович — (980–1015 ) св. равноапостольный – Рюрикович, киевский князь, креститель Руси. С правлением Великого князя Киевского Владимира связывают расцвет Киевской Руси.
Политический словарь

Владимир Ii Всеволодович Мономах — ( 1113—1125 ) – русский великий князь, составитель «Русской Правды». Третий величайший устроитель земли Русской после Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Политический словарь

Войтинский Владимир Савельевич — (12 ноября 1885, Петербург, - 11 июня 1960, США). Родился в семье преподавателя математики реального училища. В1904 поступил на юридический факультет Петербургского университета.........
Политический словарь

Вольский Владимир Казимирович — (23 июня 1877, Тамбов, – 4 октября 1937). Из потомственных дворян, сын присяжного поверенного. По окончании Тамбовской гимназии (1895) поступил на математическое отделение Московского........
Политический словарь

Гессен Владимир Матвеевич (1868-1920) — - крупный русский правовед. Будучи последовательным сторонником теорий естественного права, Г. считал, что создает новую форму естественного права - органическую. Согласно........
Политический словарь

Гурницкий Владимир Домин[икович?] — (ок. 1887 - ?). Социал-демократ. Рабочий. Образование низшее. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Красноярской губ., работал слесарем Минусинского УСНХ. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Егошин Владимир Иванович — (ок. 1895 – ?). Член ПСР с конца 1916, затем член ПЛСР. Из мещан. Образование среднее. Член Уфимского губкома ПЛСР, делегат 2-го и 5-го Всероссийских съездов советов от Златоуста........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :