Философский словарь

Еврейская Философия

- с самого начала была и осталась философией религии. Чистое истолкование Библии и собрание божественных законов, фиксированных в Галахе (новоевр. - руководящее начало) и углубленных благодаря Поучительным текстам к Гаггаде (древнеевр. - рассказ, поучение), а позднее переложенных в Талмуд (евр. - учение), было расширено благодаря включению эллинистического понятия идеи блага, что особенно сказалось на философии александрийских евреев. Главным представителем этого периода является Филон (25 до Р. X. - 50 после Р. X.), защищавший евр. религиозное учение, облаченное в одежды греч. философии (Платона). После гибели иудейского государства (70 после Р. X.) евр. философия при раввине Иоханане бен Заккаи сделала попытку овладеть духовным наследием иудаизма. Особого успеха в этом направлении добился раввин Акиба бен Иосиф (50 - 137), чьи соч. стали основой Мишны (евр. - обновление). Все содержание религиозных законов евреев, устно или письменно сохранившихся в первые пять христ. веков, было собрано в Талмуде (евр. - учение), составленном ок. 500 на восточноараб. языке. Ок. 761 Ханан бен Давид основал сектукараитов, которые духовно отделились от приверженцев Талмуда и начали заниматься философией. В это же время иудейская философия сталкивается с исламом и испытывает с его стороны различного рода влияния. Возникает родственная караитской философия мутазилито в (араб. - обособившиеся), которые использовали мыслительные формы греч. логики и поэтому назывались еще и каламитами (араб. - догматики); они проповедовали справедливость и единство Бога и отрицали, что бытие Бога можно определить с помощью атрибутов (борьба против христ. учения о троице и против дуализма манихейцев). Начинается период расцвета иудейской философии (см. также Европейская философия), в котором надо различать два главных направления: 1) восточное, с центром в Вавилоне; главные представители: Саади бен Иосиф и Аарон бен Элиа, караит, осн. соч. "Ez Hayyim" - "Родословная величины" (1346); 2) западное, с центром в Испании, где работали прежде всего: неоплатоник Габироль; Маймонид; Иегуда Галеви (1085 - 1145), врач, философ религии и крупнейший евр. поэт послебиблейского времени; Авраам Ибн Дауд (А. бен Давид, 1110-1180), осн. труд "Emunah Ramah" - "Возвышенная вера"; Бахья бен Иосиф (ок. 1050), неоплатоник, осн. соч. "Hoobot ha-Lebabot" - "Сердечные обязанности" и "Torot ha-Nefesch" - "Учение о душе"; Леви бен Герсон (Герсонид; 1238-1340), аристотелик, астроном, осн. соч. "Milhamot Elohim" - "Войны Бога" (1560); Дон Хоздан Крескас (13401412), первый из европейцев критиковавший Аристотеля, противник рационализма Маймонида. В западном направлении, как во всем западном средневековье вообще, господствовал дух Аристотеля. Восточное направление держалось посередине - между аристотелизмом и мутазилитством. Все эти мыслители разрабатывают ряд основополагающих проблем, причем предполагаются безусловная истинность содержания торы (пятикнижие Моисея) и высокая ценность соч. пророка. Бытие Бога восточные философы и Бахья доказывают логически (творение есть - следовательно, есть творец), западные - с помощью аристотелевских аргументов. В отличие от рационалистического направления схоластики Иегуда Галеви, основываясь на факте исторического откровения, стремится к доказательству надынтеллектуального характера откровения и присущей сердцу всякого благочестивого уверенности в бытии Бога. Для Саади и его школы единство Бога заложено уже в понятии творца, в то время как Маймонид и его сторонники разрабатывают понятие неподвижного двигателя и мировой гармонии. Проблема свойств (атрибутов) Бога вызвала широкую дискуссию, в центре которой стоял вопрос о непостижимости Бога. Несмотря на это, делаются попытки дать некоторые определения Бога. Саади называет творца Единым, Полным жизни, Могущественным, Мудрым; Бахья - Единым, Существующим, Вечным; Ибн Дауд добавляет: Истинный, Желающий. Но поскольку все свойства Бога в основе своей неотделимы от понятия единства Бога, Бахья негативно устанавливает содержание этого понятия; к такому пониманию присоединяются все др. философы, причем Герсон и Крескас с некоторыми оговорками. Относительно самого мира евр. философия, как и школа Саади, присоединяется к учению Аристотеля об отношении между материей и формой; и та, и другая вновь возвращаются к понятию материи, ее четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля), разделению Вселенной на высший мир сфер и низший, подлинный. Саади проповедует постепенное сотворение Богом мира из ничего (сначала воздух, возникающий из материи и формы, из него - элементы, ангелы, звезды и сферы). Ибн Дауд, Маймонид и Герсон защищали убеждение, что из prima causa происходит духовная сущность, а от нее - девять др., соответственно числу сфер. Габироль и Герсон утверждали, что материя существует вечно; акт сотворения был только актом наделения материи формой и жизнью. Провидение Бога выводилось из устойчивости естественного порядка вещей, и, несмотря на это, чудеса (т.е. нарушение этого порядка) считались возможными; т. к., согласно мутазилитскому воззрению, законы природы - лишь "привычки Бога", то он к ним никоим образом не привязан. Для Маймонида провидение есть свойство человека, связанное с интеллектом. Отношение между божественным провидением и человеческой свободой воли и выбора ставит проблему: знает ли Бог заранее, что собирается делать человек? Если он это знает, то человеческая свобода выбора - только видимость. Саади говорит: божественное знание - как взгляд в зеркало будущего, который не влияет на человеческие поступки. Маймонид считает, что божественное знание отличается от человеческого тем, что Бог знает ход событий, не стесняя этим свободы выбора человека. Ибн Дауд и Герсон ограничивают божественное знание тем, что человеку предлагается выбор. По Крескасу, человек ничего не знает о действительной ситуации, в которой он находится; поэтому Бог оценивает не результат его выбора, а благое или дурное намерение. Душа создается Богом в процессе непрерывного творения. По Саади, она состоит из тонкой духовной субстанции; желания, чувства и мысли - ее главные функции; Маймонид добавляет еще две: силу воображения и познание. Ибн Дауд принимает предсуществование души и ее способность к развитию в земном бытии. Все мыслители считают душу бессмертной; по мнению Саади и Галеви, после смерти тела продолжает жить вся душа, по мнению др. философов - только разум (мысль). Евр. этика целиком присоединяется к аристотелевскому учению о золотом среднем пути, нахождение которого осуществляется с помощью торы. Маймонид считает золотой средний путь нормой, свойственной лишь заурядному человеку. Человек же, стоящий выше, должен идти лишь самым лучшим путем. Крескас утверждает, что любовь к Богу и мечта осуществить ее в жизни составляют основу человеческого поведения. После изгнания евреев из Испании (1498) евр. философия ограничивается разыскиванием и комментированием разработанного материала. Работами Иосифа Альбо (1380-1435), стремившегося к догматизации содержания веры, и Исаака Альвиванеля (1437 - 1508) заканчивается евр. схоластика. Привлекают к себе внимание личности Бенедикта Спинозы и Моисея Мендельсона, который перевел на нем. тору и псалмы, побудив тем самым евреев заниматься языком и литературой (до этого ортодоксальные евреи могли читать только евр. тексты). Особое явление в иудейской философии образует хасидизм. Значительным было участие евр. мыслителей и в дальнейшем развитии европейской философии. Особенно велик их вклад в логику и теорию познания. Но это их творчество уже не может быть расценено как чисто евр. философия.


Смотреть значение Еврейская Философия в других словарях

Философия — ж. греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. - камень, у алхимиков: мнимое искусство делать золото.
Толковый словарь Даля

Философия — философии, мн. нет, ж. (греч. philosophia). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс,........
Толковый словарь Ушакова

Политическая Философия — (POLITICAL PHILOSOPHY) - область интеллектуальных изысканий, где дело имеют с идеями, относящимися к политике, особенно к политическим ценностям, к сущности политической действительности........
Политический словарь

Философия Политики — (греч. philosophia от phileo и sophia - мудрость) - философский, теоретико-методологический способ исследования политики. Философский подход к анализу проблем политики находится........
Политический словарь

Философия Политическая — - одна из наук о политике, изучающая взаимоотношения между личностью, обществом государственной властью, выявляющая смысл политических явлений и разрабатывающая идеалы........
Политический словарь

Инвестиционная Философия — Направление инвестиций, выбираемое частным инвестором или менеджером в управлении денежными средствами. Например, некоторые инвесторы придерживаются "философии роста",........
Экономический словарь

Миссия (деловое Кредо, Философия) Конкретного Бизнеса — -
совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль данного
бизнеса и входящих в его состав предприятий в обществе, взаимоотношения........
Экономический словарь

Миссия (деловое Кредо, Философия) Предприятия — -
совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами.
Экономический словарь

Философия Права — - наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная
часть философских........
Экономический словарь

Философия — -и; ж. [от греч. phileō - люблю и sophia - мудрость]
1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная ф. // кого-чего. Учение о наиболее........
Толковый словарь Кузнецова

Философия — Название науки о мироустройстве образовано по тому же принципу, что и ; во второй части этого слова – греческое существительное со значением "мудрость" (женское имя........
Этимологический словарь Крылова

Еврейская Автономная Область — - субъект РФ, входит непосредственно в состав РФ, относится к разряду автономий. Это - национально-государственное (или национально-территориальное) образование. ........
Юридический словарь

Философия — - дисциплина, которая включает систему знаний о развитии мировой философской мысли, фундаментальных проблемах человеческого бытия, общества и познания, способствующих........
Юридический словарь

Философия Права — - наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.........
Юридический словарь

Аналитическая Философия — направление западной, главным образомангло-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализупреимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма.Основные........
Большой энциклопедический словарь

Еврейская Автономная Область — в Российской Федерации, Хабаровский кр.Образована 7 мая 1934. 36 тыс. км2. Население 220,2 тыс. человек (1991),городское 66%: русские, украинцы, евреи. 2 города, 12 поселков городскоготипа........
Большой энциклопедический словарь

Здравого Смысла Философия — идеалистическая школа в шотландскойфилософии 18 - нач. 19 вв. См. Шотландская школа.
Большой энциклопедический словарь

Имманентная Философия — течение в немецкой философии кон. 19 - нач. 20вв., утверждавшее, что познаваемая реальность находится в сфере сознания,т. е. имманентна ему. единственной реальностьюсчитала........
Большой энциклопедический словарь

Лингвистическая Философия — (философия лингвистического анализа - философияобыденного языка), направление аналитической философии. В духенеопозитивизма считает традиционные философские проблемы........
Большой энциклопедический словарь

Философия — (от фил... и греч. sophia - мудрость) - форма общественногосознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в немчеловека; исследует познавательное, социально-политическое,........
Большой энциклопедический словарь

Философия Жизни — философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее изпонятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостностии творческой динамики бытия. В различных........
Большой энциклопедический словарь

Философия Истории — раздел философии, занимающийся проблемами смыслаистории, ее закономерностями, основным направлением развития человечестваи историческим познанием. Представители........
Большой энциклопедический словарь

Еврейская Автономная Область — Евре́йская автоно́мная о́бластьсубъект Российской Федерации в составе Хабаровского края, в сред. течении р. Амур. Образована в 1928 г. как Биробиджанский (по названию........
Географическая энциклопедия

Еврейская Авт. Обл. — в составе Российской Федерации. В 1928 г. Президиум ЦИК СССР принял решение о закреплении свободных земель в Приамурье для заселения их евреями. В том же году в междуречье........
Географический словарь

Греческая Культура Vii-iv Вв. До Н.э. Философия И Наука — Развитие торговли и общегреческих связей привело к появлению письменности, что было важным этапом в развитии греческой культурьт. Микенское линейное письмо повсюду........
Исторический словарь

Еврейская Автономная Область — в Российской Федерации, Хабаровский край. Образована 7 мая 1934. Площадь 36 тыс. км2. Население 209,9 тыс. человек (1996); русские (83,2%), украинцы (7,4%), евреи (4,2%) и др. Центр - Биробиджан.
Исторический словарь

Еврейская Независимая Рабочая Партия (енрп) — создана в 1901 в Минске по инициативе С. В. Зубатова для противодействия влиянию Бунда в еврейском рабочем движении; действовала в губерниях "черты оседлости" и на Юге........
Исторический словарь

Итальянская Философия Xvi И Первой Половины Xvii В. — Античное наследие
К началу XVI в. новая светская философия имела уже свою традицию, связанную с именами Лоренцо Валла, Пикоделла Мирандола, Марсилио Фичино. Она развивалась........
Исторический словарь

Культура Ранней Римской Империи.литература, Философия И Наука — Центральной идеей, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся........
Исторический словарь

Литература И Философия Китая В Iii-viii Вв. — За временем Таиской империи давно и прочно установилась репутация золотого века китайской средневековой поэзии. Действительно в VIII в. жили три величайших поэта китайского........
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :