Философский словарь

Акмеизм (от Греч. - Расцвет, Вершина, Острие)

- литературное течение, отразившее новые эстетич. тенденции в искусстве нач. 1910-х гг., охватившее не только словесность, но и живопись (К. Коровин, Ф. Малявин, Б. Кустодиев), и музыку (А. Лядов, И. Стравинский). А. возник как реакция на крайности "теургич. символизма", по отношению к к-рому акмеисты занимали противоположные позиции (антагонизм у С. Городецкого и преемственность у И. Гумилева). С символизмом акмеистов сближала общая цель: "жажда культуры", сочетающей в себе нац. традиции и европеизм; разъединяло - различие в выборе путей для достижения этой цели. Атаки на символизм начались с выходом журнала "Аполлон" (1909). В программных статьях И. Анненского "О совр. лиризме", Л. Бакста "Пути классицизма в искусстве", М. Кузмина "О прекрасной ясности", H. Гумилева "Жизнь стиха" содержались идеи, в дальнейшем вошедшие в программу акмеистов. Параллельно внутри символизма, в к-ром никогда не было единства, обостряется борьба между сторонниками "реалистич. символизма", исповедующими "жизнетворчество" и "теургию" (Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый), и В. Брюсовым, поддержавшим акмеистич. лозунги автономности искусства и поэтич. ясности ("кларизм"). Начиная с 1909 идейным главой художников, отрицающих в искусстве любые абстракции и ставящих во главу угла мастерство и формальные поиски, становится Гумилев (стихотворение "Капитаны"). В период обострения противоречий внутри символизма единомышленники объединяются в лит. содружество "Цех поэтов" (20 окт. 1911), название и устав к-рого были почерпнуты из традиций ср.-век. ремесленных гильдий. Синдиками в "Цехе" стали Гумилев и Городецкий, на правах учеников в него вошли А. Ахматова, Г. Иванов, Г.Адамович, H. Оцуп, О. Мандельштам, М. Лозинский, В. Нарбут, М. Зенкевич и др. Весной 1912 новое объединение получает свое имя. В октябре акмеисты организуют спец. журнал "Гиперборей" (ред. М. Лозинский), а в конце года Гумилева приглашают заведовать отделом критики в "Аполлоне", и журнал, т.о., превращается в рупор нового течения. Именно в нем появляются статьи Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" и Городецкого "Некоторые течения в совр. русской поэзии" (1913, N 1), третья запланированная статья О. Мандельштама "Утро акмеизма" выйдет лишь через шесть лет. Излагая эстетич. программу А., каждый из авторов определял его задачи по-своему. Поэтому А. изначально не обладал единой концепцией; в дальнейшем акмеисты свободно развивали свои творч. индивидуальности и вышли за тесные рамки школы (Гумилев, Ахматова, Мандельштам). В области мировой лит-ры акмеистич. эстетика тяготеет к франц. традициям с их "светлой иронией и конкретностью". Гумилев указывает на Т. Готье ("безупречность форм"), Ф. Вийона (жизнеприятие), Ф. Рабле ("мудрая физиологичность"), сюда же относятся лирика "парнасцев" (Леконт де Лиль, Ж. М. де Эредиа) и опыт проникновения во "внутр. мир человека" у Шекспира. Из рус. лит-ры Гумилев выделяет поэзию Брюсова (стройность композиции, яркая изобразительность), Блока (мужественность художника перед лицом жизни) и Кузмина (очарование жизненных мелочей). Среди других видов искусства А. предпочитает живопись и графику: первобытное искусство, традиц. искусство народов Африки, Океании и Америки, творчество европ. художников до эпохи Возрождения, совр. примитивизм. Несомненное влияние на становление А. оказали идеи феноменологич. школы Гуссерля (ценность реального человека в реальном мире), популяризатором к-рых стал выходящий с 1910 междунар. ежегодник по философии культуры "Логос". Осн. принципы А.: а) жизнеприятие (героика у Гумилева и Ахматовой); б) первобытно-звериный взгляд на мир, "адамизм" (Городецкий, М. Зенкевич "Дикая порфира"), В. Нарбут ("Аллилуйя"), Гумилев - афр. тематика; в) формальное совершенство, интерес к проблемам поэтики (статьи Гумилева "Анатомия стихотворения", "Письма о рус. поэзии", Мандельштама "О природе слова", "Заметки о поэзии", романо-герм. семинар в Петербург, ун-те; г) стремление видеть и показывать мир вещно и четко (Мандельштам - "Камень", "переживание предметности" - Ахматова); д) внимание к конкретному смыслу слова ("слово - материал для строительства, соединение многих элементов, образующих содержание" - Мандельштам). И среди художников, и среди критиков литер, программа А. вызвала разнополярные мнения: неприятие (А. Блок), отрицание самобытности (Шкловский) и, напротив, позитивный анализ (Жирмунский, "Преодолевшие символизм"). Однако и противники, и сторонники отмечали два важнейших недостатка программы: 1) жизнеприятие и эстетизм в конечном счете должны были обернуться всеприятием и примирением со "страшным миром"; 2) отрицание запредельности, тайны бытия грозило лишить творения акмеистов филос. глубины и значимости. При всей строгости цехового устава А. не избежал действия центробежных сил. Верным правилам и, соответственно, неинтересным оставался лишь Городецкий, у остальных художников наблюдаются тенденции к разрушению гл. акмеистич. канонов жизнеприятия, вещности бытия и конкретности слова (Гумилев, "Огненный столп"; Ахматова, "Белая стая"; Мандельштам, "Tristia"). К началу Первой мир. войны интерес к А. угасает, а с уходом Гумилева на фронт распадается "Цех поэтов". Позже были сделаны две попытки возродить былое содружество: Цех-11 (1917; Г. Иванов, Г. Адамович), Цех-111 (1921; Н. Гумилев, И. Одоевцева, Вс. Рождественский, издание альманаха "Дракон"). Лит.: Поэтич. течения в рус. лит-ре кон. XIX-нач. XX в.: Хрестоматия. М., 1988; Смирнова Л.А. Рус. литра конца XIX-нач. XX в. М., 1993; Грякалова Н.Ю. Н.С. Гумилев и проблемы эстетич. самоопределения акмеизма // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994; История всемирной литературы: В 9 тт. Т. 8. М., 1994; Корецкая И.В. "Аполлон" / / Корецкая И.В. Над страницами рус. поэзии и прозы начала века. М., 1995; Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизм // История рус. лит-ры XX в.: Серебряный век. М., 1995. А.А. Лельков


Смотреть значение Акмеизм (от Греч. - Расцвет, Вершина, Острие) в других словарях

Вершина — верхушка
верх
макушка (макуша)
маковка
глава
Словарь синонимов

Акмеизм — акмеизма, мн. нет, м. (от греч. akme - вершина) (лит.). Одно из направлений в русской поэзии в десятых годах 20-го в., противопоставлявшее себя символизму.
Толковый словарь Ушакова

Вершина — вершины, ж. (книжн.). 1. Самая высокая часть чего-н. горы. 2. перен. Высшая степень достижения. творчества. угла (геом.) - точка пересечения двух прямых линий, образующих угол.
Толковый словарь Ушакова

Острие — остробокий и пр. см. острить.
Толковый словарь Даля

Акмеизм М. — 1. Модернистское течение в русской литературе начала XX в., представители которого, противопоставляя себя символистам, стремились к предметно-конкретному, детальному........
Толковый словарь Ефремовой

Вершина Ж. — 1. Самая высокая, верхняя часть чего-л. 2. перен. Высшая степень чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Остриё Ср. — 1. Тонкий и острый, колющий конец какого-л. оружия; суживающийся, острый конец какого-л. предмета. 2. Острая, режущая сторона или край какого-л. предмета (обычно орудия, инструмента).
Толковый словарь Ефремовой

Расцвет М. — 1. Время появления цветков; цветение (о растениях). 2. перен. Наивысшая степень развития, подъема чего-л., лучшая пора в развитии кого-л., чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Акмеизм — -а; м. [от греч. akmē - вершина]. В русской поэзии начала 20 в.:, модернистское течение, провозгласившее, в противовес символизму, изысканную материальность, предметность тематики........
Толковый словарь Кузнецова

Вершина — -ы; ж.
1. Верхняя, самая высокая часть чего-л. (обычно дерева или холма). В. сосны. На вершине холма. * Горные вершины Спят во тьме ночной (Лермонтов).
2. чего. Книжн. Высшая........
Толковый словарь Кузнецова

Остриё — и остреё, острия, р. мн. остриёв и остреёв, ср. 1. Тонкий, колющий кончик какого-н. оружия, суживающийся острый конец какого-н. предмета. Острие пики. Острие иголки. Острие........
Толковый словарь Ушакова

Вершина Двойная — обозначение фигуры на графике изменения цены, когда она за небольшой промежуток времени дважды достигала пика и затем возвращалась на более низкий уровень.
Экономический словарь

Вершина Дерева Целей — генеральная цель.
Экономический словарь

Взорвавшаяся Вершина - Blow-off Top — Чрезмерный и стремительный
рост
цены, за которым следует такое же чрезмерное и стремительное
падение.
Экономический словарь

Двойная Вершина — термин, используемый в
анализе для обозначения на
графике ситуации, когда
цена за короткое время дважды достигала "пика", а затем вернулась на более низкий
уровень.
Экономический словарь

Расцвет — расцвета, м. 1. О растениях: цветение, время появления цветков. Полный расцвет яблонь ожидается не раньше июня. Полным, пламенным расцветом... блистают розы и горят. Тютчев.........
Толковый словарь Ушакова

Острие — -я́; ср.
1. Тонкий, заострённый, колющий конец или режущий край чего-л. Пронзить остриём. О. иглы. О. штыка. О. копья. О. сабли. О. бритвы. Затупить о. О. ножа. Ходить по острию........
Толковый словарь Кузнецова

Расцвет — -а; м.
1. к Расцвести́ - расцвета́ть (1 зн.). Р. сирени.
2. Пора, время наивысшего подъёма чего-л. Достичь своего расцвета. Эпоха расцвета русской государственности, науки,........
Толковый словарь Кузнецова

Сбитая Вершина — Стремительный рост курсовой стоимости, за которым следует не менее стремительное ее падение. Этот индикатор можно увидеть на диаграммах. Применяется при техническом........
Экономический словарь

Двойная Вершина — - термин, используемый в экономическом анализе для обозначения на графике ситуации, когда цена за короткое время дважды достигала "пика", а затем вернулась на более низкий уровень.
Юридический словарь

Вершина Роговицы — (син. полюс глаза передний) точка на поверхности роговицы, соответствующая ее геометрическому центру.
Большой медицинский словарь

Вершина Червя — (culmen, PNA, BNA, JNA) долька червя мозжечка, которая переходит в переднюю часть четырехугольной дольки полушария.
Большой медицинский словарь

Вершина — , в математике - точка, в которой сходятся две стороны треугольника или другого многоугольника, либо пересекаются три и более сторон пирамиды или другого многогранника.........
Научно-технический энциклопедический словарь

Акмеизм — (от греч. akme - высшая степень чего-либо - цветущая сила),течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин,ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам);........
Большой энциклопедический словарь

Горная Вершина — наиболее высокая часть горы, массива или гребнягорного хребта. 2) Верхняя точка горы.
Большой энциклопедический словарь

Греч — Николай Иванович (1787-1867) - российский журналист, писатель,филолог, член-корреспондент Петербургской АН (1827). В 1812-39 издавал (с1825 совместно с Ф. В. Булгариным) журнал "Сын........
Большой энциклопедический словарь

Акмеизм — (греч. - наивысший расцвет) - направление в русской поэзии нач. XX в., выступавшее за поэтизацию чувств, точность значения слов (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам и др.).
Исторический словарь

Анафема (греч.) В Христианстве — - отлучение от церкви, проклятие, осуждение, т.е. высшая церковная кара.
Исторический словарь

Базилика (греч. Царский Дом) — - в Афинах так называлась крытая галерея, где заседал архонт - басилей (царь - отсюда "басилион"). Позже - греко-римское общественное здание для собраний, приспособлений........
Исторический словарь

Гетеры (греч. Спутницы) — - разные по социальному статусу, но, как правило, привлекательные, образованные, знающие музыку, литературу женщины, ведшие свободный, независимый образ жизни. Их приглашали........
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :