Философский словарь

Академия При Аристотеле

Приехав в Афины, Аристотель, отец которого был связан с македонским царем Аминтой, вероятно, поначалу становится слушателем ритора Исократа, известного своими промакедонскими настроениями. Но очень скоро он переходит к Платону, оценив необыкновенные преимущества его школы и широту кругозора ее гениального схоларха. Сам этот приход Аристотеля в школу со стороны был очень важен; оценив благоприятный для научных занятий духовный климат, общую творческую атмосферу созданной Платоном школы и активно включившись в школьную жизнь, Аристотель изначально был свободен в своей интеллектуальной ориентации и не был скован предрассудками, пристрастиями и предпочтениями, неизбежно возникшими в кружке адептов Платона за двадцать лет его существования. В частности, он сразу отказывается от пренебрежительного отношения к риторике и стремится охватить все виды рефлектированной речи, сформулировав их специфику и установив соответствующие правила. Одно из первых сочинений, которое пишет гениальный молодой человек, вошедший в академический кружок, — «Топика». Аристотель начинает ее первую книгу (глава первая) с определения умозаключения и его видов; доказательства, или научного умозаключения в строгом смысле слова, исходящего из первых и истинных начал; диалектического, или непротиворечивого умозаключения, исходящего из правдоподобных положений; эристического умозаключения, исходящего из того, что кажется правдоподобным; и паралогизма, основанного на неистинных положениях той или иной частной науки. Исследование некоторых общих способов построения умозаключений, исходящих из вероятных, или правдоподобных, положений, Аристотель и называет топикой, или диалектикой. Определив в главе 2, в чем польза диалектики (а она полезна для упражнения, для устных бесед и для философских знаний), Аристотель в главе 3 «Топики» (101b5 слл.) замечает: "Мы будем вполне владеть этим способом исследования, когда мы им овладеем так же, как в искусстве красноречия, искусстве врачевания и подобных искусствах... Ведь не любым способом искусный в красноречии будет убеждать, а врачеватель — лечить, но только тогда, когда он ничего не упускает из возможного, мы скажем, что он в достаточной мере владеет своим искусством". Аристотель явственно выполняет задачу, поставленную перед диалектикой Платоном. Однако его ориентация была для Платона безусловно шокирующей; в свое время в «Горгии» Платон назвал риторику сноровкой вроде поварского искусства или искусства макияжа, а в «Пармениде» постарался дать Аристотелю образец диалектического рассуждения о едином и многом. Для Аристотеля же очевидно, что риторические руководства, разрабатывавшиеся еще софистами, дают гораздо более эффективный тип анализа искусства рассуждать, нежели отдельные образцы рассуждений или благие пожелания, выдвигаемые по отношению к диалектике Платоном. Аристотель развивает эту традицию руководств и вводит в обиход Академии сочинения, которые сам он называл , а мы можем назвать более привычным для нас средневековым латинским термином трактат, т.е. дидактическое сочинение, систематически излагающее определенную тему или круг тем. В тот же период (366-355 гг. до н.э.), что и «Топика», были написаны трактаты «Категории» и «Об истолковании», где Аристотель специально рассматривает речь, ее виды, структуру и типы предикатов. Впоследствии Аристотель пишет трактаты о доказательном, или научном, силлогизме — «Аналитики». Завершая «Софистические опровержения» (приложение к «Топике»), Аристотель отмечает, что тогда как искусство риторики, например, уже приобрело определенную полноту благодаря Тисию, Фрасимаху, Феодору, учение об умозаключениях он разрабатывает впервые, не имея в этом предшественников: "... мы не нашли ничего такого, что было бы сказано до нас, а должны были сами создать его с большой затратой времени и сил" (184М слл.). У нас нет никаких оснований оспорить это абсолютное новаторство Аристотеля. Но мы должны обратить внимание на то, что условием самой возможности такого рода интеллектуальной деятельности была соответствующая атмосфера и общие установки, которые культивировались в Академии Платона. Так, Платон не был ни математиком, ни астрономом, но в его Академии — виднейшие представители этих наук: Евдокс Книдский, математик и астроном, которого во время второй поездки в Сицилию Платон оставил во главе Академии, — при нем Аристотель там и появился; астроном Гераклид Понтийский, математик Гермодор Сиракузский, геометр Менехм, ученик Евдокса, автор «Начал» Тевдий Магнесийский. По «Тимею» видно, до какой степени основательно Платон знакомился с предшествующими и современными медицинскими учениями, по второй части «Федра» можно судить, что и риторическая традиция была в поле его зрения. Однако Платон — создатель философской школы, политический мыслитель и педагог — никогда сам не занимался частными науками как таковыми. Более того, он никогда специально не разрабатывал и отдельные концепции, которые мы привыкли считать платоновскими. В частности, специальная разработка концепции идей была гораздо интереснее для его учеников, нежели для самого Платона. Задавая ту или иную тему, предлагая определенную проблему, Платон активно включался в ее рассмотрение, о чем мы судим по тому же. «Пармениду». Но мироздание в целом, государство и человек как таковые занимали его в гораздо большей степени, нежели профессиональная разработка отдельных дисциплин, занятия которыми сам же Платон и провоцировал. И когда Аристотель так решительно и мощно откликнулся на эту провокацию, Платон оказался до известной степени обескуражен, следы чего носит его творчество в период после третьей сицилийской поездки. Конечно, Аристотель не мог заставить Платона отказаться от второго главного труда его жизни — «Законов». Но, пытаясь развить ряд тем, непосредственно с этим связанных, Платон теперь ощущает необходимость найти некий надежный и верифицируемый метод их изложения. Он не может завершить трилогию «Тимей», «Критий», «Гермократ» — последний диалог не написан вообще, второй — не завершен. Задумывая трилогию «Софист», «Политик», «Философ», Платон находит метод диэрезы, или деления понятий и составления на этой основе определения сущностей. Например, софистическое искусство определяется так: творческое искусство делится на божественное и человеческое; человеческое — на создающее вещи и отображения; отображения — на реальные и призрачные; призрачные — на создаваемые посредством орудий и подражания; подражание — на умелое и мнимое; мнимое — на наивное и притворное; притворное — на подражание перед толпой (таково ораторское искусство) и отдельным человеком (это и есть софистика). Отсюда определение софистики таково: творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого притворного подражания перед отдельным человеком (Софист 267а-268b). Но Аристотель расправляется с этим методом в «Аналитике Первой»: "Деление есть как бы бессильный силлогизм... то, что должно быть доказано, оно постулирует..." (I 31). Точно так же Аристотель ранее (в «Аналитике Второй», I 11) отверг необходимость идей для рассуждения. Помимо этого Аристотель полемизирует с Платоном и другими платониками буквально по всем самым существенным вопросам, причем как в трактатах, так и в диалогах: «Об идеях», «О риторике, или Грил», «О поэтах», «О философии», «Евдем, или О душе» и др. Но и сама техника диалога у Аристотеля меняется: он вводит в число действующих лиц диалога современников. Аристотелю был чужд консервативный дух, заставлявший Академию оставаться в искусственных границах V века. В диалоге «Евдем» Аристотель описывает путешествие своего знакомца Евдема Кипрского в Македонию и его провидческий сон, часто главным действующим лицом диалога выступает он сам. Аристотель специально разрабатывает, с одной стороны, этическую проблематику, а с другой — в качестве отдельной дисциплины — натурфилософскую: он пишет «Большую этику» и «Евдемову этику», а также трактаты «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологику». Помимо этого он рассматривает "метафизическую" проблематику: наиболее общие и достоверные начала и причины, позволяющие нам понять существо познания и познать сущее. Это привычное для нас название «Метафизики» возникло после того, как издатель сочинений Аристотеля в I в. до н.э. Андроник Родосский поместил соответствующие тексты "вслед за физикой" ; сам же Аристотель (во второй главе первой книги «Метафизики») считал соответствующую науку — первую философию — в каком-то смысле превосходящей человеческие возможности, наиболее божественной и потому наиболее драгоценной. Именно Аристотель вводит в качестве обязательного элемента философского рассмотрения исторические экскурсы: доксографическая традиция в собственном смысле слова возникает у него, хотя предпосылки для нее были созданы в Академии. В главе 14 первой книги «Топики» (105а33 слл.) Аристотель объясняет, как следует выбирать положения для тех самых диспутов, которые уже заняли столь важное место в школьной жизни Академии: „Следует... выбирать [положения] из сочинений, а записи делать о каждом роде отдельно, например о благе или о живом существе, причем о всяком благе, начиная с того, что оно есть. Следует также помещать рядом мнения отдельных [философов], например то, что говорил Эмпедокл: что существует четыре элемента тел, ведь можно выставлять в качестве тезиса высказывания известных [философов]". Здесь же Аристотель производит разделение основных видов философских проблем, легшее в основу деления на этику, физику и логику, ставшего для европейской философии классическим: "...имеется три вида положений и проблем, а именно: одни положения, касающиеся нравственности, другие — природы, третьи — построенные на рассуждении" (105b20 слл.). Таким образом, благодаря Аристотелю европейская философия в рамках платоновской школы приобретает ту дисциплинарную расчлененность, методическую разработанность и полноту, которые обеспечили в дальнейшем ее устойчивое школьное функционирование. Однако для Платона все эти новости, внесенные Аристотелем в Академию, были за пределами его главных забот. В «Филебе» — сократическом диалоге, написанном Платоном в конце 50-х гг., — он последний раз непосредственно откликается на ход школьной полемики в Академии и выводит под именами Филеба и Протарха членов академического кружка Евдокса и Аристотеля. Но естественным образом сиюминутные заботы школьной жизни отходят от него все дальше, и его внимание все более сосредоточивается на «Законах». И тем не менее, Платон успевает бросить взгляд на всю свою жизнь и в сжатой форме очертить свое понимание мира бытия и знания в «VII Письме», которое представляет собой первый прекрасный памятник европейской автобиографической традиции и в то же время — яркое свидетельство рефлексии европейского философа par excellence.


Смотреть значение Академия При Аристотеле в других словарях

Академия — ж. греч. вообще, высшее ученое или учебное братство и самое заведение; общество ученых или художников, соединенных под этим названием на пользу науки; такое же учебное........
Толковый словарь Даля

Академия — академии, ж. (греч. akademia - первонач. школа Платона в садах, посвященных памяти героя Академа). 1. Высшее научное учреждение. наук. Коммунистическая академия. 2. Название........
Толковый словарь Ушакова

При — предлог с предложным падежом о месте, у, близь, около, возле. Город при реке, но, называя ее, говор. на. Владимир при реке, на Клязьме. городе слобода, под городом, пригородье.........
Толковый словарь Даля

Академия Ж. — 1. Высшее научное учреждение или объединение научных учреждений, имеющее своею целью развитие науки или искусства. 2. Высшее учебное заведение.
Толковый словарь Ефремовой

Гран-при М. Нескл. — 1. Большой приз.
Толковый словарь Ефремовой

Не При Деньгах Предикатив Разг. — 1. Без необходимых, достаточных средств.
Толковый словарь Ефремовой

Ни При Чём Предикатив Разг. — 1. Об отсутствии какого-л. отношения кого-л. или чего-л. к чему-л.
Толковый словарь Ефремовой

При Всей Предлог — 1. с предл. пад. Употр. при указании на какое-л. явление или состояние, противопоставленное основной теме высказывания; несмотря на что-л., вопреки чему-л.
Толковый словарь Ефремовой

При Всём Том Союз — 1. Употр. при присоединении части сложноподчиненного предложения или целого предложения, содержащих дополнение к ранее сказанному со значением несоответствия; при этом, вместе с тем.
Толковый словарь Ефремовой

При Деле Нареч. Разг. — 1. Будучи занятым какой-л. работой.
Толковый словарь Ефремовой

При Жизни Нареч. Разг. — 1. Когда ещё был жив кто-л.
Толковый словарь Ефремовой

При Исполнении Нареч. Разг. — 1. Находясь на службе.
Толковый словарь Ефремовой

При Помощи Предлог — 1. с род. пад. Употр. при указании на что-л., пользуясь чем производится какое-л. действие; с помощью чего-л., посредством чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

При Посредстве Предлог — 1. с род. пад. Употр. при указании на что-л., являющееся средством или орудием какого-л. действия; посредством чего-л., при помощи чего-л., каким-л. способом, используя что-л.
Толковый словарь Ефремовой

При Предлог — 1. с твор. пад. Употр. при выражении пространственных отношений, указывая на: 1) непосредственную близость от какого-л. места, соответствуя по значению сл.: около, возле........
Толковый словарь Ефремовой

При Свечах Нареч. — 1. При зажженных свечах.
Толковый словарь Ефремовой

При Свече Нареч. — 1. При зажженной свече.
Толковый словарь Ефремовой

При Свечках Нареч. — 1. При зажженных свечках.
Толковый словарь Ефремовой

При Свечке Нареч. — 1. При зажженной свечке.
Толковый словарь Ефремовой

При Свидетелях Нареч. — 1. В присутствии кого-л.
Толковый словарь Ефремовой

При Себе Нареч. Разг. — 1. Имея с собою, храня у себя и не расставаясь с чем-л. 2. перен. Не высказывая (о мыслях, словах и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

При Случае Нареч. Разг. — 1. Если представится случай, при определенных обстоятельствах.
Толковый словарь Ефремовой

При Условии Предлог — 1. с род. пад. Употр. со знач.: при наличии чего-л., будучи обусловлено чем-л.
Толковый словарь Ефремовой

При Этом Нареч. — 1. Вместе с тем, наряду с этим.
Толковый словарь Ефремовой

При-1 Префикс — 1. Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением предметов или явлений, которые имеют дополнительный, сопровождающий характер по сравнению........
Толковый словарь Ефремовой

При-2 Префикс — 1. Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением территории, которая непосредственно примыкает к той, что названа мотивирующим именем........
Толковый словарь Ефремовой

При-3 Префикс — 1. Словообразовательная единица, образующая глаголы совершенного вида со значением: прибавить что-л. в дополнение к уже имеющемуся с помощью действия, названного мотивирующим........
Толковый словарь Ефремовой

При-5 Префикс — 1. Словообразовательная единица, образующая глаголы совершенного вида со значением: довести до результативного завершения действие, названное мотивирующим словом........
Толковый словарь Ефремовой

При-6 Префикс — 1. Словообразовательная единица, образующая глаголы совершенного вида со значением: достигнуть какого-л. места, доставить что-л. в какое-л. место, приблизить или присоединить........
Толковый словарь Ефремовой

Академия — -и; ж. [от греч. Akademia].
1. Название научных учреждений, задачей которых является развитие наук или искусств. А. наук России. А. художеств. Почётный член академии. Выборы........
Толковый словарь Кузнецова

Посмотреть еще слова :