Философский словарь

Д.юм Об Обществе, Справедливости, Собственности, Морали, Религии

Юм считает человека существом, общественным по самой своей природе. При этом философ не оставляет без осмысления и обсуждения вопрос о том, как быть с "себялюбивой" природой человека, столь бурно обсуждавшейся его предшественниками и современниками. Он согласен с тем, что среди первых значительных свойств человека, естественно ему присущих, можно назвать эгоизм. И, вместе с тем, Юм убежден, что в "изображении указанного качества заходили слишком далеко...". Его же — как философа, писателя, историка — гораздо более, чем впечатляющие описания злодейств эгоистичного человека, занимает скромное, неэкзальтированное, но достоверное описание и осмысление другого процесса. Речь идет о медленном, неравномерном, но неуклонном в конечном счете прогрессе, которого человеческий род достигает, воспитывая в себе наиважнейшее из всех качеств, вернее, целую сумму свойств, привычек, норм и обязательств — их он именует то чувствами благожелательности, то "социальными добродетелями". Вопрос о том, как и почему человек оказывается способным к такого рода свойствам и добродетелям, Юм считает куда более важным для учения об обществе и морали, нежели все распространенные в его время внутриэтические споры (скажем, о том, каковы общие принципы морали, или о том, что более важно для этики — чувства или разум). Казалось бы, социальные добродетели, выраженные эпитетами "общительный, добродушный, человеколюбивый, сострадательный, благодарный, дружелюбный, великодушный, благодетельный", известны людям с давних времен и глубоко почитаемы ими. И разве не являются они излюбленными понятиями этики? Юм готов согласиться с этим. Однако он не без оснований полагает, что моралистам, с благодушием описывающим такого рода добродетели и склонности, не слишком-то верят "реалисты", справедливо указывающие на прямо противоположные поступки и свойства. К тому же, механизмы добродетельных поступков изучены в этике столь же поверхностно, сколь мало принципы "общественной полезности", нормы взаимодействия и взаимопомощи исследованы в разделах философии, посвященных обществу, государству, собственности. Между тем это принципиально необходимо. Например, весьма труден, говорит Юм, вопрос о мотивах добродетельных, человеколюбивых поступков. Быть может, в человеке изначально, "естественно" заложен "аффект любви к человечеству как таковому"? На этот вопрос Юм дает однозначно отрицательный ответ. "...Мы должны признать, что чувство справедливости и несправедливости не проистекает из природы, но возникает искусственно, хотя и с необходимостью, из воспитания и человеческих соглашений". Пусть правила справедливости, социальные добродетели искусственны, продолжает Юм, но они ни в коей мере не произвольны, а подчинены строгим законам необходимости. Одно из первых оснований необходимости — та польза, которую люди неизменно и с сознанием своей заинтересованности извлекают из объединения в общество, что никак не отменяет и сопряженных с этим противоречий, недостатков и неудобств. "Благодаря объединению сил увеличивается наша трудоспособность, благодаря разделению труда развивается умение работать, а благодаря взаимопомощи мы меньше зависим от превратностей судьбы и случайностей. Выгода общественного устройства состоит в этом приумножении силы, умения и безопасности". Люди, однако, должны ясно осознать эту выгоду, что возможно лишь в цивилизованном общественном объединении. Здесь, уже на уровне социального рассуждения, Юм снова придает огромное значение привычке, прививаемой людям посредством семейного и общественного воспитания. Не меньшая роль приписывается соглашению людей между собой. И хотя "естественное состояние" и "общественный договор", о которых так много спорили его предшественники и современники, Юм называет "философской фикцией", разговор о них, считает философ, небесполезен и небеспредметен — он помогает понять, что общественное рождалось в трудах и муках из личного, эгоистического интереса как первичного мотива, но на основе его постепенного преобразования, перевоспитания. Нравственное одобрение, соответствующие нормы и принципы также играли свою преобразующую роль. Но, пожалуй, наибольшее значение в воспитании общественных интереса и пользы Юм, как это ни покажется парадоксальным, приписывает частной собственности, ее признанию, поддержанию стабильности, выработке гражданских законов, регулирующих отношения собственности. Перевоспитание и обуздание эгоизма, проистекающего из притязаний на чужую собственность, Юм считает одним из решающих актов цивилизованного гражданского, правового взаимодействия людей. "Справедливость" в истолковании Юма является, таким образом, широким понятием, охватывающим так или иначе полезное всем индивидам их взаимодействие. Справедливость философ четко и однозначно увязывает с состоянием гражданского мира, хотя бы относительного согласия, и резко противопоставляет гражданской войне. Юм, однако, понимает, что гражданские войны чаще всего ведутся под флагом борьбы за справедливость и перераспределение собственности. Философ принципиально не согласен с отождествлением справедливости и равенства. "...Историки и здравый смысл могут просветить нас относительно того, что, какими бы благовидными ни казались эти идеи полного равенства, реально в сущности они неосуществимы- И если бы это было не так, то это было бы чрезвычайно пагубно для человеческого общества. Сделайте когда-либо имущество равным, и люди, будучи различными по мастерству, прилежанию и трудолюбию, немедленно разрушат это равенство. А если вы воспрепятствуете этим добродетелям, вы доведете общество до величайшей бедности и, вместо того, чтобы предупредить нужду и нищету, сделаете ее неизбежной для всего общества в целом". История неоднократно подтверждала это предсказание Юма. Как и в учениях других английских мыслителей XVII-XVIII вв., у Юма немалую роль играют размышления о религии. В «Диалогах о естественной религии» Юм разбирает различные доказательства Бога — телеологические, космологические и имеющие отношение к бытию (позднее названные онтологическими) — и ко всем им относится критически на том основании, что вера в Бога и религиозные убеждения гораздо более покоятся на чувствах и склонностях, нежели на рационально-логических доказательствах какого бы то ни было рода. И потому споры о доказательствах — скорее внутреннее дело богословов и философов. Что же касается теоретических качеств упомянутых доказательств, то здесь вступает в силу уже знакомая нам гносеологическая линия Юмовой критики рационализма: универсум, в качестве первопричины которого примысливается Бог, есть нечто единое и единственное, относительно чего невозможен опыт; а если это так, то никакие обоснованные высказывания относительно связи мира и мировой первопричины невозможны. Примыкая к английской традиции веротерпимости, Юм высказывается против религиозных фанатизма и исступления, вызывающих "жестокие беспорядки в человеческом обществе". Учение о религиозной свободе тесно связано у Юма с отстаиванием гражданских свобод. Он более всего приветствует политических писателей, которые свободны от "неистовства партий и партийных предрассудков", однако полагает, что "наш мир еще слишком молод, чтобы можно было устанавливать многочисленные общие истины в политике, которые останутся справедливыми и для позднейших поколений". Итак, признание неизбежности себялюбия как качества человеческой природы, но признание также и значительных возможностей человеческого рода в воспитании и совершенствовании социальных добродетелей, поддержание собственности и трудолюбия благодаря законам права и морали, достижение согласия и умеренности в политике, религиозная веротерпимость, гражданские права и свободы — вот основные принципы социально-философских разделов учения выдающегося британского философа Дэвида Юма.


Смотреть значение Д.юм Об Обществе, Справедливости, Собственности, Морали, Религии в других словарях

В Обществе Нареч. Разг. — 1. На людях, при публике.
Толковый словарь Ефремовой

По Справедливости Нареч. — 1. В соответствии с истиной; справедливо. 2. По праву, заслуженно.
Толковый словарь Ефремовой

Абсолютные Права Собственности — - это те
права, которые определены безотносительно соглашений между отдельными экономическими агентами.
Экономический словарь

Абсолютный Титул Собственности — ABSOLUTE TITLEБезоговорочное
владение личной
собственностью или
владение недвижимостью в соответствии с абсолютным
правом собственности. Такой
ТИТУЛ........
Экономический словарь

Автомобиль, Не Находящийся В Собственности — В автомобильном страховании:  средство  автотранспорта, которое не принадлежит страхователю, т.е. арендовано им, взято напрокат или во временное
пользование для........
Экономический словарь

Агент По Передаче Прав Собственности На Акции — STOCK TRANSFER AGENTСм.
ПЕРЕДАЧА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА АКЦИИ
Экономический словарь

Акт Создания Доверительной Собственности — DEED OF TRUSTДокумент (ипотечная закладная) с отрывным дубликатом; документ в письменной или печатной форме (ипотечная закладная), в к-ром право на описанную в данном документе........
Экономический словарь

Арендованное Безусловное Право Собственности — Интерес собственности, который
лендлорд или
арендодатель сохраняет в имуществе при условии его аренды, при которой
права пользования и занятия передаются........
Экономический словарь

Безусловное Право Собственности — Абсолютное право собственности, при условии соблюдения ограничений, установленных только
государством; также называется фригольдом (см.). (Типы имущества, 2.2.2)
Экономический словарь

Включение Объектов Интеллектуальной Собственности В Состав Нематериальных Активов — -
форма
учета объектов интеллектуальной собственности;
объекты интеллектуальной собственности включаются в
стоимость приватизируемого имущества научно-технической........
Экономический словарь

Владение Без Права Собственности — законное, открытое
владение
имуществом, не являющимся
собственностью данного лица.
Экономический словарь

Владение На Правах Собственности — См. Право собственности
Экономический словарь

Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (воис) — - учреждена в 1970 г. в соответствии с Конвенцией, подписанной в Стокгольме (Швеция) в 1967 г. К 1995 г. в
ВОИС входило 147 государств-членов, включая Россию. С 1974 г. ВОИС является........
Экономический словарь

Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности, Воис, Випо — англ. World intellectual property organization, WIPO международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Учреждена согласно Парижской конвенции (1883 г.) по........
Экономический словарь

Государственная Форма Собственности — -
собственность федеральная, республиканская, муниципальная и других образований в составе государства.
Экономический словарь

Договор Земельной Собственности — В юридической практике и в страховании правового
титула:
договор между продавцом и покупателем о продаже недвижимой собственности в рассрочку. Такие договоры........
Экономический словарь

Документ О Передаче Права Собственности — В страховании правового
титула: 1. Письменный
договор о передаче (переуступке)
права собственности на недвижимое
имущество. 2.
Документ (
свидетельство),........
Экономический словарь

Документ О Передаче Права Собственности С Общей Гарантией — В страховании правового титула: документ, который не только устанавливает передачу (переуступку) всех интересов лица, переуступающего право собственности, связанных........
Экономический словарь

Документ О Передаче Права Собственности, Гарантирующий — В страховании правового титула: документ, который устанавливает, что одно лицо передает другому лицу безупречное право собственности, свободное от долгов. Документ........
Экономический словарь

Документ О Праве Собственности На Недвижимость — TITLE DEEDПодтверждение
права собственности лица на недвижимое
имущество. В этом
документе указывается
лицо, к-рому принадлежит
недвижимое имущество,........
Экономический словарь

Документ Об Учреждении Доверительной Собственности — Контракт между эмитентом ценной
бумаги и ее держателем.
Экономический словарь

Доля Собственности — часть собственности, принадлежащая отдельному собственнику.
Экономический словарь

Доход Населения От Собственности — доход, получаемый физическим лицом от собственности, которая участвует в производстве или другой деятельности.Д.н.с. может быть представлен доходами, получаемыми от........
Экономический словарь

Доход От Собственности — доход, получаемый владельцем от собственности, которая передана другому физическому или юридическому лицу и участвует в производстве или другой деятельности. Владелец........
Экономический словарь

Жилищный Фонд В Коллективной Собственности — -
жилищный фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности........
Экономический словарь

Журнал Регистрации Передачи Права Собственности На Акции — STOCK TRANSFER JOURNALСпециальная книга учета, в к-рой регистрируется переход прав собственности на акции. По сути представляет собой дубликат распоряжения о передаче прав собственности,........
Экономический словарь

Законный Титул Собственности — Право на собственность, которое имеет юридическое подтверждение. Также наз. чистым титулом (clear title), хорошим титулом (good title), истинным титулом (proper title).
Экономический словарь

Защита Прав Собственности — законодательные, правовые акты и другие меры, направленные на предотвращение незаконного изъятия, отторжения собственности у ее владельцев.
Экономический словарь

Защита Права Собственности — - применение правовых средств для устранения или предотвращения нарушения этого
права. Различаются:
защита
вещи, оказавшейся объектом нарушения, и
возмещение........
Экономический словарь

Интернационализация Собственности — процесс возникновения мульти- или транснациональных компаний.
Экономический словарь

Посмотреть еще слова :