Философский словарь

Айер (ауег) Алфред Джулс (1910-1989)

- британский философ и логик, представитель логического неопозитивизма. Получил образование в Итоне и Крайст-Чёрч-колледже Оксфордского университета. Окончив обучение в 1932, А. отправился в Вену, где познакомился с новой формой позитивизма, которая разрабатывалась "Венским кружком". С 1933 - лектор в Крайст-Чёрч-колледже. Профессор Лондонского (1946-1959) и Оксфордского (1959-1978) университетов. В 1952 избран членом Британской академии, в 1959 получил звание заслуженного профессора, в 1970 возведен в рыцарское достоинство. Основные сочинения: "Язык, истина и логика" (1936), "Основания эмпирического знания" (1940), "Проблема знания" (1956), "Понятие личности и другие эссе" (1963), "Человек как предмет научного исследования" (1964), "Бертран Рассел: философ века" (1967), "Происхождение прагматизма" (1968), "Рассел и Мур: наследие аналитической философии" (1971), "Центральные вопросы философии" (1973), "Философия в 20 веке" (1983), "Свобода и мораль и другие эссе" (1984), "Витгенштейн" (1985) и др. В 1977 и 1984 вышли в свет два тома автобиографии А.: "Часть моей жизни" и "Вторая половина жизни". Философские взгляды А. сформировались под воздействием Рассела, Мура и Венского кружка, членом которого он был. В работе "Язык, истина и логика" А. дал классическое феноменалистское изложение доктрины логического позитивизма, которую стремился приспособить к традиции британского эмпиризма. Предложения логики и математики считал аналитическими (априорными) и отделял от синтетических (эмпирических) предложений естествознания. Главную задачу видел в элиминации "метафизики", т.е. традиционных философских проблем и мировоззренческих вопросов. По А., философия не в состоянии конкурировать с естествознанием, ибо не располагает спекулятивными истинами, сопоставимыми с научными гипотезами. Вопросы философии науки А. сводил к логическому анализу и реконструкции языка последней вкупе с переводом соответствующих понятий в систему логически ясной и непротиворечивой терминологии. Объяснение значения какого-либо эмпирического высказывания сводимо, согласно воззрениям А., к его перефразированию посредством соответствующего контекстуального (денотативного либо экстенсионального плана) определения так, чтобы стала достижимой его проверка в терминах чувственного опыта. По мысли А., "философ не интересуется непосредственно физическими свойствами вещей. Он имеет дело только с тем способом, каким мы говорим о них... Философия есть отдел логики, ибо... характерная черта чисто логического исследования состоит в том, что оно имеет дело с формальными следствиями наших определений, а не с эмпирическими фактами". Предложения "метафизики" для А. "научно-неосмысленны", поскольку не являются ни логическими тавтологиями, ни эмпирическими гипотезами, представляя собой следствия логических и лингвистических ошибок. Претензии философии на генерирование метафизических истин должны быть отвергнуты. По мнению А., в избавлении от "метафизических" суждений нет ничего страшного: "безмозглому высокомерию не место в философии". При этом философия, по А., никогда не должна заниматься "разбиением" объектов Вселенной на элементарные, атомарные сущности: допущение существования последних - метафизическая чепуха. Философский анализ суть анализ лингвистический. Согласно А., "мы можем определить метафизическое предложение как предложение, которое имеет назначением выразить подлинное высказывание, но на деле не выражает ни тавтологии, ни эмпирической гипотезы. Поскольку же тавтологии и эмпирические гипотезы образуют весь класс значимых высказываний, мы вправе заключить, что все метафизические утверждения бессмысленны". По версии А., аналитичный статус философских высказываний снимает как таковую проблему существования разнообразных философских направлений и сопряженное с ним наличие философских споров. В книге "Основания эмпирического знания" А. отвергал версию британских эмпиристов, согласно которой выражения "чувственное данное", "идея" и т.п. являют собой некие "имена объектов", чьи свойства аналогичны свойствам иных объектов. Отсюда и некорректность проблемы: обладают ли чувственные данные свойствами, которые мы не воспринимаем? С точки зрения А., поскольку мы можем здраво и непротиворечиво судить о мире и на языке "материальных объектов", и на языке "чувственных данных", нам достаточно установить, какой язык с большей легкостью слетает с наших губ. По формулировке А., феноменализм предполагает следующее: повседневные предложения о материальных объектах можно перевести в предложения, отсылающие исключительно к чувственным данным, в разряд последних входят и гипотетические предложения вида "если бы я сделал то-то и то-то, я бы имел такие-то чувственные данные". Мы вправе считать, что утверждения о чувственных данных никогда не могут "точно определить" материальный объект; в итоге мы не в состоянии разложить предложение о материальном объекте на множество предложений о чувственных данных. А. активно использовал метод лингвистического анализа выражений естественного языка, ибо, по его мнению, позитивная функция философии сводима к дисциплинарному анализу "категориальных понятий". Главное в анализе языка, по мысли А., - устранение двусмысленных символов, тождественных по своей устной или письменной форме, но имеющих различный смысл. (Ср.: предложения "он /есть/ хозяин дома" и "собака /есть/ млекопитающее" включают связку "есть", обладающую в первом случае смыслом эквивалентнос- ти, а во втором - смыслом включения в класс.) В отличие от аналогичных рассуждений Рассела, А. идет далее: по его мнению, поскольку символ не есть система знаков, т.к. знаки не являются частью символа, постольку символы суть некие логические конструкции, составленные из чувственных содержаний. Символизм А. основывался, таким образом, на допущении существования вещей (особенного) и их свойств и отношений, которые могут принадлежать также и классам вещей. (Так, по А., британское общество - логическая конструкция из индивидов, стул - логическая конструкция из определенного количества "чувственных содержаний" и т.д.) При этом, согласно утверждению А., словесные конвенции, равно как и язык, неизбывно выступают пределами человеческого познания: немыслимо когда-либо "целиком выйти за рамки языка и с этой выгодной позиции рассматривать мир для того, чтобы понять, какая система лучше всего описывает его". В то же время сам А. отдавал явное предпочтение так называемому феноменалистическому языку, базирующемуся на терминологических рядах, сопряженных с "чувственными данными" (sense-data). Разграничение же "чувственных данных" и материальных объектов, по А., - удел языка, а не факта. Согласно схеме А., предложение "А воспринимает вещь М, имеющую свойство X", должно быть трансформировано в форму "А воспринимает чувственное данное С, которое имеет свойство X и принадлежит М". С точки зрения А., "критерием, по которому мы определяем, что материальная вещь существует, состоит в истинности различных гипотетических высказываний, утверждающих, что если будут выполнены определенные условия, то мы воспримем ее"; физические тела тем самым определяются А. как "постоянная возможность ощущений". Тем более, по утверждению А., "...в то время как ситуация, которая непосредственно устанавливает существование чувственных данных, осуществляет это решающим образом, нет таких ситуаций, которые могли бы решающим образом установить существование материальной вещи". В отличие от Карнапа, видевшего истинность предложения в формальной возможности его включения в данную систему языка, А. утверждал, что неинтерпретированная совокупность высказываний может стать языком лишь в том случае, когда "по меньшей мере некоторые из выражений, которые она содержит, приобрели значение. А это осуществляется с помощью метода остенсивного определения (ostensive definition), т.е. путем корреляции этих выражений не с другими выражениями, но с тем, что действительно наблюдается". В центре внимания раннего А. попала также концепция "сильной" и "слабой" (вероятностной) верификации: "высказывание считается верифицируемым в сильном смысле термина только и если только его истинность может быть решающим образом установлена на опыте. Но оно верифицируемо в слабом смысле, если опыт может сделать его вероятным". Его (как и позже) особенно беспокоила проблема - что же подлежит верификации. В предисловии ко второму изданию "Языка, истины и логики" (1946) - под воздействием критики - А. стал трактовать принцип верификации как чисто методологическое требование установления осмысленности предложений. А. поддержал введение семантического определения истины в принцип верификации (утверждение истинности положения в метафизике эквивалентно факту принятия этого предложения в предметном языке). Тем самым верификация в "слабом" смысле выступала как допустимость операции написания предложения, заменяющей чувственную верификацию операциями фиксации предложения. (По А., "признаком подлинного фактического высказывания является не то, что оно должно быть эквивалентно некоторому опытному высказыванию или какому-либо конечному числу опытных высказываний, но просто то, что из него, в конъюнкции с определенными иными посылками, могут быть выведены некоторые опытные высказывания, не дедуцируемые из одних только этих иных посылок".) А. предложил собственную вероятностную (косвенную) модель верификации, основанную на двух утверждениях: 1) предложение в конъюнкции с некоторыми другими посылками должно быть верифицируемо хотя бы в одном утверждении, не дедуцируемом непосредственно из одной из посылок; 2) эти посылки не должны включать в себя какое-либо утверждение, которое не было бы ни аналитическим, ни непосредственно проверяемым, ни способным к независимому его установлению в качестве непосредственно верифицируемого. Фактически эта "поправка" А. была равнозначна отказу от классической редукционистской схемы верификации и переходу к гипотетико-дедуктивной концепции построения научного знания. Последняя предполагала выдвижение гипотез с последующим подтверждением их через эмпирически проверяемые следствия (т.е. было снято требование возможности сведения теории к эмпирическому базису науки). В общем плане А. ввел третьего кандидата на "верификацию" - "утверждение" (в дополнение к "предложению" и "высказыванию"). По его схеме "предложение" суть грамматически значимый набор слов; "утверждение" суть то, что такие наборы выражают; "высказывание" - подкласс, содержащий только "утверждения", выраженные "строго осмысленными" предложениями. По А., тем самым, "высказывание" как таковое не может быть "бессмысленным". Только предложения являются "строго осмысленными". Только "утверждения", таким образом, подлежат верификации. В издании "Проблема познания" А. рассматривал особенности восприятия, памяти, тождества личности, возможности познания "других сознаний", а физические объекты трактовал как логические конструкции из "чувственных данных". Объектом полемики в этой работе выступил для А. скептицизм. А. отказался от признания существования "базисных высказываний", т.е. окончательных верификаторов, неподверженных переосмыслению (его позиция вплоть до 1946). Он был вынужден констатировать, что "программа феноменализма не может быть выполнена. Утверждения о физических объектах непереводимы в общем и целом в утверждения о чувственных данных... Прежде допускалось, что, поскольку утверждения о физических объектах могут быть верифицированы или фальсифицированы только с помощью чувственных данных, они должны быть как-то сводимы к утверждениям о чувственных данных. Сделать такое допущение естественно, но сейчас я думаю, что оно ложно. Здесь налицо параллель с научными теориями, которые относятся к таким вещам, как атомарные частицы... Наличную стоимость таких теорий следует искать в утверждениях более низкого уровня, от истинности или ложности которых зависит их ценность; в то же время утверждения такой теории - это не просто иная формулировка этих утверждений более низкого уровня... утверждения о физических объектах теоретичны относительно утверждений о чувственных данных. Отношения между ними не строго дедуктивны; сказать же, что они индуктивны - значит оставить их точную природу подлежащей объяснению". (А. полагал проблему индукции псевдопроблемой.) В работе "Центральные вопросы философии" А. квалифицирует свою философию как "усовершенствованный реализм", причем приверженность последнему он объясняет как результат выбора с точки зрения "удобства". Обращая внимание на разнообразие феноменов языка и их способов употребления, А. отвергал идею о необходимости логической формализации и унификации языковых выражений. (По А., знать - это не просто быть уверенным, а иметь "право быть уверенным" на основании фактов.) А. также известен как один из основателей доктрины эмотивизма, отрицающей научную значимость утверждений теоретической и нормативной этики. Осмысленность признавалась им только за утверждениями описательной этики (фиксация фактов реального поведения в конкретных социокультурных операциях). Теоретическая же этика, по А., конвенциональна, а нормативная этика есть дедукция из нее. Однако, согласно А., главное в нормативной этике то, что она служит средством воздействия на поведение людей через навязывание им соответствующих воззрений. По мнению А., мировоззрение неопозитивизма исключает саму возможность религиозного знания в контексте "нашей трактовки метафизики". Хотя, согласно А., поскольку "утверждение, что Бог существует, является бессмысленным, то и утверждение атеиста, что Бога нет, равно бессмысленно, ибо осмысленно противоречить можно только осмысленному высказыванию". В целом "линия А." в логическом позитивизме (известный отход к эпистемологии, близкой британскому эмпиризму) не совпадала с соответствующей "линией Карнапа", ориентировавшегося на реалистическое объяснение восприятия и физикалистскую трактовку сознания. (См. Карнап, Венский кружок.)


Смотреть значение Айер (ауег) Алфред Джулс (1910-1989) в других словарях

Мертон (merton) Роберт Кинг (1910) — - американский социолог, представитель структурно-функциональной анализа. Внес значительный вклад, изучение проблем социальной структуры, бюрократии и девиантного........
Политический словарь

Уайтхэд Алфред Норт — (1861–1947) – англо-американский математик, логик и философ, представитель неореализма. С середины 1920-х гг. развил «философскую космологию», родственную платонизму. Автор........
Политический словарь

Баран (baran) Пол (1910-1964) — американский экономист, представитель «потребительского» направления радикального социализма, автор книг «Политэкономия роста» (1956), «Монополистический капитал»........
Экономический словарь

Боулдинг (boulding) Кеннет (род. 1910) — американский
экономист, один из основоположников теории
организации. В ряде вопросов Боулдинг является последователем Дж.М.Кейнса, хотя он критически воспринял........
Экономический словарь

Вальрас (walras) Леон Мари Эспри (1834-1910) — швейцарский
экономист, основатель математической школы. Основные теоретические достижения Вальраса представлены в его книге «
Элементы чистой политической........
Экономический словарь

Журнал Коммерческий Деятель (1910-1915) — - крупное бухгалтерское издание Москвы. Его издателем был уникальный и деловой человек Н.Е.Хабаров. Для существования и процветания
журнала были необходимы средства.........
Экономический словарь

Закон О Реформе Финансовых Учреждений И О Восстановлении Их Деятельности 1989 Г. — FINANCIAL INSTITUTIONS REFORM, RECOVERY, AND ENFORCEMENT ACT OF 1989 - FIRREAФедеральное законодательство, принятое под воздействием кризиса депозитных учреждений в конце 80-х гг., изменило структуру........
Экономический словарь

Киндлебергер (kindleberger) Чарлз Пур (род. 1910) — американский экономист. Центральными проблемами мировой экономики считал вопросы внешней торговли, платежного баланса и валюты. Киндлебергер исследует методы регулирования........
Экономический словарь

Кларк (clark) Колин (1905-1989) — английский экономист и статистик. Выдвинул концепцию, согласно которой экономическое развитие проходит стадии, характеризующиеся определенным соотношением между........
Экономический словарь

Коуз (coase) Рональд (род. 1910) — американский экономист, современный теоретик неоклассической школы, основоположник теории трансакционных издержек. В 60-х гг. им была предложена так называемая «теорема........
Экономический словарь

Купманс (koopmans) Тьялинг Чарлз (1910-1985) — американский экономист, специалист в области эконометрики. Изучал воздействие НТП на технологические коэффициенты, динамические аспекты оптимизации межотраслевых........
Экономический словарь

Масгрейв (musgrave) Ричард (род. 1910) — американский экономист. В монографии «Теория государственных финансов» (1959) связывал неоклассические концепции финансового регулирования с кейнсианской политикой........
Экономический словарь

Пезенти (pesenti) Антонио (1910-1973) — итальянский экономист-марксист. Специалист по политической экономии, финансам и финансовому праву. Министр финансов Италии в 1945 г. Главный труд — «Учебник политической........
Экономический словарь

Самнер (sumner) Уильям Грэм (1840-1910) — американский экономист, социолог, представитель либерального направления. Самнер выступал противником всех форм государственного регулирования экономических отношений,........
Экономический словарь

Суизи (sweesy) Пол (род. 1910) — американский экономист. Книга Суизи «Теория капиталистического развития: принципы марксистской политэкономии» (1942) создала ему репутацию ведущего американского марксиста-экономиста........
Экономический словарь

Хикс (hicks) Джон Ричард (1904-1989) — английский экономист-кейнсианец; внес большой вклад в теорию общего равновесия, теорию стоимости, теорию процента, теорию торгового цикла. Основные работы: «Стоимость........
Экономический словарь

Мьянма (союз Мьянма, До 1989 Г. - Бирма Или Бирманский Союз) — - государство в Юго-Восточной Азии. Независимость провозглашена 4 января 1948 г. Столица - г. Рангун (с 1989 г. именуется Янгон). М. (по Конституции 1947 г.) - федеративная республика,........
Юридический словарь

Польша (республика Польша, В 1952-1989 Гг. - Польская Народная Республика) — - государство в Центральной Европе. Независимость воссозданного польского государства провозглашена 11 ноября 1918 г. Столица - г. Варшава. Административное деление:........
Юридический словарь

Румыния (до 1989 Г. - Социалистическая Республика Румыния) — - государство на юго-востоке Европы. Независимость и суверенитет государства провозглашены парламентом Р. 9 (21) мая 1877 г. в результате освобождения балканских народов........
Юридический словарь

Таравская Декларация Глав Правительств Стран-членов Южно-тихоокеанского Форума От 11 Июля 1989 Года — – см. Проблема дрифтерного промысла.
Юридический словарь

Айер — (Ayer) Алфред Джулс (р. 1910) - английский философ, представительнеопозитивизма. Пропагандировал идеи Венского кружка; для поздних работхарактерна тенденция к лингвистической философии.
Большой энциклопедический словарь

Ан Чунгын (1879-1910) — деятель корейского национально-освободительногодвижения. С 1905 участвовал в партизанской борьбе против японскихколонизаторов. В дальнейшем встал на путь индивидуального........
Большой энциклопедический словарь

Батырай (1831-1910) — даргинский поэт. Один из зачинателей реалистическойдаргинской литературы. Циклы песен "О жизни", "О герое", "О любви"(собраны и опубликованы в 1928).
Большой энциклопедический словарь

Мексиканская Революция 1910-1917 — свергла клерикально-помещичью диктатуруП. Диаса. В ходе Мексиканской революции развернулась крестьянская войнапод руководством Ф. Вильи и Э. Сапаты, были пресечены........
Большой энциклопедический словарь

Португальская Революция 1910 — революция, приведшая к свержению монархии иустановлению республики. Началась в октябре 1910 восстанием в Лиссабоне исозданием временного правительства. В августе 1911........
Большой энциклопедический словарь

Афганская Война (1979-1989 Годы) — Война коммунистического правительства Афганистана и вторгнувшихся в страну советских войск против исламских повстанцев. После Второй мировой войны Афганистан, имевший........
Исторический словарь

Мексиканская Революция 1910-17 — бурж.-демократич. революция, направленная против феод. пережитков, террористич. режима и гнета иностр. империализма. В начале 20 в. в Мексике происходил рост антифеод.........
Советская историческая энциклопедия

Португальская Революция 1910 — бурж. революция, приведшая к свержению монархии и установлению республики в Португалии. Экономич. отсталость Португалии (несмотря на нек-рое развитие капиталистич.........
Советская историческая энциклопедия

Потсдамское Свидание 1910 — свидание Николая II с Вильгельмом II в Потсдаме 22-23 окт. (4-5 нояб.) 1910, во время к-рого состоялись переговоры между герм. канцлером Т. Бетман-Гольвегом, статс-секретарем А.........
Советская историческая энциклопедия

Революция 1910 В Португалии — см. Португальская революция 1910.
Советская историческая энциклопедия

Посмотреть еще слова :