Философский словарь

Адам Смит Как Философ-моралист

Среди первых на юмовское учение откликнулся выдающийся шотландский экономист, один их создателей классической политэкономии Адам Смит (1723-1790), но скорее не в более известном современным читателям своем качестве теоретика формирующегося капиталистического хозяйства, а философа-моралиста, автора книги «Теория моральных чувств». Адам Смит родился в 1723 г. под Эдинбургом. Четырнадцатилетним юношей он начал учиться в университете в Глазго (где одним из его преподавателей был Ф. Хатчесон), а затем (1740-1746) был студентом Оксфордского университета. Там он и познакомился с философией Юма. С 1751 г., после чтения лекций об английской литературе, он стал преподавать в университете в Глазго логику,, а потом и моральную философию. Книга «Теория моральных чувств» («The Theory of Moral Sentiment»), вышедшая в Лондоне в 1759 г., — одно из самых значительных произведений Адама Смита, в свое время оказавших заметное влияние, в том числе и на последующее формирование взглядов самого этого родоначальника политэкономической науки нового времени. С 1763 г. А. Смит путешествовал по Европе. Во Франции он познакомился и много общался с ДАламбером, Гольбахом, Гельвецием, Вольтером, с экономистами — создателями физиократической теории. В 60-х годах А. Смит сделал многочисленные наброски по философским, в том числе натурфилософским, проблемам; им было суждено увидеть свет только после его смерти (в 1795 г. вышли «Эссе на философские темы», а в 1896 г. — лекции, читанные в 1763 г.). По возвращении в Шотландию А. Смит создал свое главное сочинение «Исследование природы и причин богатства народов», вышедшее в Лондоне в 1776 г. С 1777 г. он находился на королевской службе в качестве члена таможенной комиссии. Умер А. Смит в Эдинбурге в 1790 г. Философию А. Смит понимает как "науку о взаимосвязанных принципах природы", однако эти связи и отношения он, следуя Юму, обнаруживает не в самой природе, а в человеческом уме, в его "способности воображения" (inventions of the imagination). Но в случае, если результаты воображения выстраиваются в систему, выдерживающую проверку опытом, такие отношения следует признать реалистически установленными. А. Смит, вслед за Локком и Юмом придавая огромное значение опыту, вместе с тем решающую роль в человеческом познании отводил науке и ее теории. Образцом научной теории он считал концепцию Ньютона, ей же он придавал смысл методологического руководства, пригодного для других научных дисциплин, например для особо интересовавшей А. Смита моральной философии. Цель последней, согласно А. Смиту, — достоверное описание и глубокое объяснение моральных отношений людей на основе не неких вымышленных нравственных правил долженствования, но фактов, относимых не к совершенным существам, а к столь "слабым и несовершенным творениям, какими являются обычные живые люди". В основание морали А. Смит, снова же следуя отечественным философам-эмпирикам, прежде всего Юму, кладет не разум, рационалистические выкладки и соображения, а ощущения и чувства человека. Разум, конечно, также играет роль в сфере морали, но роль вторичную: он способствует осмыслению и оценке соотношения целей и средств. В отличие от тех своих предшественников и современников, которые говорили о совершенно специфическом и относительно самостоятельном моральном чувстве, делая из него фундамент этики, А. Смит парадоксальным образом обрисовывал такое чувство скорее как конструкцию морализирующего ума. Мораль зиждется, считал А. Смит, на том чувстве, на котором основывается деятельность человека во всех других сферах, областях и измерениях, — чувстве симпатии. "В противовес этическому эгоизму и, соответственно, утилитаризму он утверждал, что (эгоистическое) усмотрение полезности нравственного или правового поведения отнюдь не изначально и не может служить собственной основой образования". Любое действие человека, согласно А. Смиту, лишь в том случае достигает успеха, если этот человек способен войти в положение других людей и как бы солидаризироваться с помощью чувства симпатии с их чувствами, ощутив нечто вроде превентивной благодарности, которую другой человек способен проявить в ответ на планируемое действие. Этот момент, аспект действия Смит называет "идентификацией с помощью симпатии". Если таковая не имеет места, то действие либо обречено на непосредственную неудачу, либо приводит к следствиям, подрывающим смысл и цель действия. Свое понимание действия А. Смит встраивает в более общее понимание мира, которое включает элементы теологизма и телеологизма: мир, созданный Богом, нацелен на благо и счастье всех существ. При этом А. Смит предостерегает против понимания "симпатии" как простого альтруистического аффекта, а толкует ее как объективное единство и "тяготение" людей друг к другу, восходящее к Богу и природе. Такое понимание человеческих отношений вообще, морали в частности, облегчает ему переход к экономической концепции, имеющей своей целью трактовку отношений людей в хозяйственной сфере. А. Смит исходит из того, что никакая общественная реальность, никакие связи людей, включая связи экономические, попросту не сложились бы, когда бы главным мотивом человеческих поступков был простой эгоизм. Правда, общество не может выстроиться и на чистом альтруизме. Однако какой-то вид "симпатии", "аффективного резонанса", т.е. учета чувств другого человека и его интересов, приходится предположить — иначе общество, экономику, по его мнению, вообще нельзя ни вообразить себе, ни объяснить другим людям. "Согласно Смиту, симпатия никогда не возникает прямо — она всегда опосредована представлением, которое мы составляем себе о представлениях других людей". Одна из целей концепции А. Смита — проложить путь от "чувства симпатии" к моральным нормам. Здесь "сенсуализм" наталкивается на естественные трудности. Смит мыслит разрешить их благодаря тому, во-первых, что к чувствам подсоединяется разум, а во-вторых, субъект морали из заинтересованного, несовершенного человека превращается в незаинтересованного, нейтрального наблюдателя — наподобие того, к которому апеллирует естествознание. Концепция А. Смита включает в себя ряд других философских — главным образом философско-правовых и этических — элементов, из которых наиболее интересно стремление подвести философский фундамент под знаменитую экономическую "теорию стоимости". Как известно, последняя возникла в острой полемике с физиократами и меркантилистами. В меркантилистской концепции А. Смит оспаривал отождествление богатства и денег, а также рекомендацию — для обогащения страны любыми способами скапливать в ней запасы благородных металлов. Главной же практической рекомендацией самого А. Смита как экономиста было не создание в стране торгового баланса прежде всего и любыми силами, а установление оптимального соотношения производства и потребления. В центре внимания А. Смита и как экономиста, и как философа-моралиста находился до сих пор актуальный вопрос о согласовании интереса собственника и его здравого смысла, инициативы, достоинства, чести. При этом для Смита важны не только субъективные намерения и даже не столько мера социальной ориентированности, "просвещенности" в /поведении того или иного собственника, а снова же объективные основания его действия. "Каждый полагает, что он имеет в виду только собственный интерес. Фактически же, косвенно он также наилучшим образом способствует общему благу народного хозяйства. Индивид при этом как бы невидимой рукой оказывается ведомым к цели, которую он ни в коей мере не имеет в виду", — пишет А. Смит...в Выдающийся экономист глубоко и здраво связывает самые различные аспекты экономической деятельности — обмен товаров, разделение труда, накопление капитала и получение прибыли — с человеческим поведением, его мотивацией, прежде всего со здравым смыслом. Принято считать, что А. Смит — основатель буржуазной политической экономии и что его философия служит именно её фундированию. Действительно, в поле зрения А. Смита — мануфактура как институт капиталистического хозяйствования, наемный труд, стремление капиталиста к максимальной прибыли и т.д. Однако поскольку разделение труда, обмен товаров, хозяйственная деятельность в целом относятся не только к капиталистическим формам экономических отношений, концепция А. Смита выходит за пределы буржуазной теории. В ней разбираются многие проблемы, которые сохраняют значение при различных общественных отношениях и системах. Главная тема и проблема сложной философско-экономической теории А. Смита, достойного наследника английской философии и культуры XVII и XVIII вв., — свойственные человеческой цивилизации черты деятельности и поведения, благодаря которым люди, преследующие индивидуальные интересы и обладающие частной собственностью, тем не менее способны объединяться в общество, осуществлять совместную, хотя, конечно, проникнутую многими противоречиями деятельность в разных сферах (в частности и в особенности в сфере экономики и экономической политики). И главенствует у Смита вопрос о том, как несмотря на индивидуализм и эгоизм в экономической сфере также существует и усовершенствуется общечеловеческая нравственность. Глубокие раздумья на все эти темы делают А. Смита теоретиком, важным и интересным и сегодня.


Смотреть значение Адам Смит Как Философ-моралист в других словарях

Как 1 — будто
как будто
словно
точно
ровно
чисто
что
подобно как (подобно тому как)
Словарь синонимов

Как 2 — каким образом
каким манером
Словарь синонимов

Как Раз 1 — именно
прямо
аккурат (в аккурат)
Словарь синонимов

Как Раз 2 — в самый раз
впору
в аккурат
тютелька в тютельку
Словарь синонимов

Как-нибудь — каким-нибудь образом (каким-нибудь способом, каким-нибудь манером)
каким-либо образом (каким-либо способом, каким-либо манером)
тем или иным способом
как-либо
как
Словарь синонимов

Адам — вообще, человек во плоти, грешник; | падкий на соблазн. И ты адам, и я адам; все мы адамы. | Взятый от земли; | праотец. Помер - ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю,........
Толковый словарь Даля

Адам — (А прописное), а, м. В выражениях: от а, (начиная) с а (разг.) - от начала мира. От а до наших лет. Маяковский. (По имени а - первого человеке на земле в библейской легенде.)
Толковый словарь Ушакова

Как — нареч. вопрос о качествах и обстоятельствах чего-либо; | выраженье подобия, сравненья, удивленья, сомненья; | когда. это сталось? нам быть? А как вам угодно. (сколь) далеко........
Толковый словарь Даля

Как-раз — нареч. разом, сразу, живо, мигом, скоро, сейчас; того и гляди. Сделаю как раз. Он как раз уйдет! | Ровно, верно, впору, ладно, акурат. Кафтанчик как раз! Как раз аршин.
Толковый словарь Даля

Как — бы вовсе не существующее вследствие своей ничтожности. И мощь бесов исчезнет, яко прах. Пушкин. Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та, чтоб кроме вас ему........
Толковый словарь Ушакова

Как-либо — нареч. (книжн.). Как угодно, каким угодно образом. Нужно это как-либо оформить.
Толковый словарь Ушакова

Как-нибудь — и , нареч. (разг.). 1. Каким бы то ни было образом. Уговори его как-нибудь. Надо как-нибудь развязаться с долгами. 2. Когда-нибудь вскоре. Приходите ко мне как-нибудь поскорее.........
Толковый словарь Ушакова

Как-то — нареч. 1. Неопределенным образом; неясно, как именно. Здесь как-то неуютно. Мне как-то не по себе. Он улыбается как-то странно. 2. При вопросительном употреблении означает........
Толковый словарь Ушакова

Кое-как — и (простореч.) кой-как, нареч. 1. Еле-еле, с большим трудом. переехали они на дырявой лодке. 2. Небрежно, плохо. Работа сделана кое-как. питались они целую зиму.
Толковый словарь Ушакова

Кой-как — ОЙ, КОЙ-КОГДА, КОЙ-КТО, КОЙ-ЧТО. См. кое-как и т. д.
Толковый словарь Ушакова

Моралист — моралиста, м. (книжн.). Писатель по вопросам морали, нравственности. ? Человек, проповедующий строгую нравственность. ? Охотник до нравоучений (ирон.).
Толковый словарь Ушакова

Философ — философа, м. 1. Ученый, специалист по философии; Человек, занятый разработкой вопросов мировоззрения, мыслитель. ом может быть всякий..., кто родился с привычкой думать........
Толковый словарь Ушакова

А Как Же Частица Разг. — 1. Употр. при подтверждении сказанного, подчеркивании категоричности утверждения; да, конечно, разумеется, ну а как же.
Толковый словарь Ефремовой

А Ну Как Частица Разг. — 1. Употр. при выражении опасения, предположения чего-л. нежелательного; что если.
Толковый словарь Ефремовой

А То Как Же Частица Разг. — 1. Употр. при подтверждении предшествующего вопроса или ранее высказанной мысли, а также при желании рассеять сомнения, заключенные в них; да, конечно.
Толковый словарь Ефремовой

А Что Как Частица Разг.-сниж. — 1. Употр. при выражении опасения, а также при обращении с нерешительной просьбой; что если, а ну как.
Толковый словарь Ефремовой

Адам* М. — 1. Имя первого человека на Земле, созданного - по библейскому сказанию - Богом.
Толковый словарь Ефремовой

В То Время Как Союз — 1. Употр. при присоединении придаточной части сложноподчиненного предложения при одновременности действия, зафиксированного в главной и придаточной частях; когда.........
Толковый словарь Ефремовой

Вон Оно Как Межд. Разг. — 1. Возглас при выражении удивления; вон что, вон как, вот как, вот что.
Толковый словарь Ефремовой

Всё Равно Как Союз Разг. — 1. Употр. при присоединении придаточной части сложноподчиненного предложения со значением достоверного сравнения или уподобления; словно, как будто. 2. Употр. при выражении........
Толковый словарь Ефремовой

Да Ещё Как Частица Разг. — 1. Употр. при усилении выделения, подчеркивания действия, состояния или признака; ещё как.
Толковый словарь Ефремовой

Да Как Союз — 1. Употр. при присоединении члена предложения или части предложения, в которых выражается неожиданное действие, являющееся реакцией на предыдущее.
Толковый словарь Ефремовой

Да Хоть Как Нареч. Разг. — 1. Как угодно, все равно как, безразлично как, хоть как.
Толковый словарь Ефремовой

До Того Как Союз — 1. Употр. при присоединении придаточной части сложноподчиненного предложения, действию которой предшествует действие главной части; перед тем как, прежде чем.
Толковый словарь Ефремовой

Едва.., Как Союз — 1. Употр. при соединении части сложного предложения, при этом действие второй части предложения наступает сразу же после завершения действия первой части.
Толковый словарь Ефремовой

Посмотреть еще слова :