Философский словарь

Koht (comte) Огюст (1798-1857)

- французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т. ч. шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842). К. поставил созданную им науку "социологию" в один ряд с фундаментальными науками, создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии. Эволюционная теория К. сняла противоречие между "социальным прогрессом" и "социальным порядком": отказ К. от революционной теории, постановка на ее место эволюционного принципа в социальном развитии давали возможность не уничтожать, а реформировать, эволюционно изменять существующий в обществе порядок. Эволюционная теория К. опиралась на выработанные им четыре основных социологических принципа: 1) Принцип условий существования (Milieu), требовавший отдавать предпочтение социальной среде, выделять внешнюю и внутреннюю (духовную) среды, учитывать взаимодействие между организмом и средой (причина и следствие), между человеком и обществом, выделять проблему влияния сознания на среду; 2) Принцип единообразия человеческой природы, требовавший учета соответствия интересов и чувств, учета их единообразия на биологической основе в обход психологии; 3) Принцип консенсуса, обязывавший учитывать цельную совокупность частей, их взаимосогласованность при взаимодействии как частей, так и целого с частями; 4) Принцип эволюции, опирающийся на признание социального прогресса, движения к определенной цели на основе интеллектуального развития, морального совершенства. Социология, по К., должна опираться на следующие важнейшие принципы: эмпиризм, позитивизм и физикализм. По К., эмпиризм означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм - что предметом его являются только факты, а не трансцендентальное бытие или мнимая сущность вещи. Физикализм - что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное значение. В качестве предмета социологии К. определял законы наблюдаемых явлений, решительно выступал против поисков трансцендентных причин. Ставил задачу основывать достоверность социологических выводов на фактах и их связях, а не на философских интерпретациях смысла истории. Уделил особое внимание разработке законов развития семьи и "главного закона развития общества" - "закона трех стадий" исторического развития. Поскольку социальные связи вытекают и концентрируются прежде всего в семье, К. считал, что именно семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. По К., именно через семью личность связывается с производством, социальными группами, организациями. Изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции. Идея о "законе трех стадий" исторического развития проходит красной нитью через все работы К. Согласно учению К, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии, для которой характерно господства духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм). На второй стадии - при господстве философов и юристов - явления природы объясняются абстрактными причинами, "идеями" и "силами", гипостазированными абстракциями. На третьей, позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формирует законы. Наиболее характерной чертой позитивной эпохи, по К., является преобладающее влияние промышленности на все общественные процессы. Социология К. состояла из двух разделов: социальной статики и социальной динамики. Под социальной статикой К. понимал исследование ограниченного во времени ряда социальных явлений (семьи, касты, классов, социальных групп, организаций, государства, нации) в их взаимосвязи, обусловленности. Он подходил ко всем социальным явлениям с точки зрения общего понятия "общества", в котором видел функциональную систему, основанную на разделении труда. В структуре общества он выделял прежде всего семейную ассоциацию и политическое общество. В первом устойчивые системы связей опираются прежде всего на чувства солидарности и согласия, во втором - на классовые интересы, идеологические догмы, правовые нормы, юридические законы, доминирующие в данном обществе. Социальная динамика по К., должна изучать, что является движущей силой в развитии общества. Он считал, что такими силами являются экономические условия, географическая среда, природные условия, климат. Главной же силой развития общества являются взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Поэтому К. делит историю общества на три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную. Одним словом, социальная динамика изучает законы последовательности, а социальная статика - законы существования. Первая должна доставить практической политике теорию прогресса, а вторая - теорию порядка. Для классификации наук он использовал критерий догматизма (одна наука вытекает из другой) и историзма (переход от одного этапа развития к другому). Поэтому социология оказалась последней в этом ряду: "математика, астрономия, физика, химия, биология, социология". Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, К. к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение "системы наук" не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. По К., стал необходим "второй теологический синтез" как духовная опора нового общества. К. создает "вторую социологию", изложив ее в книге "Система позитивной политики или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1851-1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе. Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у К. религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество К. именует "Великим Бытием", пространство - "Великой Сферой", землю - "Великим фетишем". Догматами новой веры должны были выступить позитивная философия и научные законы. Арон назвал "Великое Бытие" К. "наилучшим из всего, сделанного людьми": "стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения... То, что Огюст Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское - завтра, не американское - послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься". Г.П. Давидюк


Смотреть значение Koht (comte) Огюст (1798-1857) в других словарях

Бланки Луи Огюст — (1805-1881) – французский коммунист-утопист, участник революций 1830 и 1848 гг. В 30-х гг. был руководителем тайных республиканских обществ. Заочно (был в тюрьме) избран членом........
Политический словарь

Конт Огюст — (1798 – 1857) – французский философ, один из основоположников позитивизма. Наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной........
Политический словарь

Бланки (blanqui) Жером Адольф (1798-1854) — французский экономист, последователь Ж.Б.Сэя и Ф.Бастиа. Известен, в основном, своей «Историей политической экономии в Европе» (1839), одним из первых капитальных курсов........
Экономический словарь

Веблен (veblen) Торстейн (1857-1929) — американский экономист, основоположник технократического направления институционализма. Веблену принадлежит ряд исследований: «Теория праздного класса» (1899), «Теория........
Экономический словарь

Лория (loria) Акилле (1857-1943) — итальянский экономист и социолог. Автор работы «Экономическая теория политического устройства» (1886). Лория пытался свести все явления политической жизни к экономическим........
Экономический словарь

Ван Сяонун (1857-1918) — китайский актер и драматург. Выступал в различныхтеатрах страны. Лучшая роль - поэт Ли Бо в пьесе "Бродячий император".Автор пьес "Плач в храме предков", "Преподнесение........
Большой энциклопедический словарь

Вэй Юань (1794-1857) — китайский мыслитель, историк, географ и поэт. Автор"Карт и описания заморских стран", одной из первых китайских книг остранах Европы.
Большой энциклопедический словарь

Египетская Экспедиция 1798-1801 — поход французской армии генералаНаполеона Бонапарта с целью завоевания Египта и нарушения английскихкоммуникаций с Индией. В июне 1798 французские войска высадились........
Большой энциклопедический словарь

Индийское Восстание 1857-59 — (Сипайское восстание) - против английскогоколониального господства. Военное ядро - сипаи. Центр восстания - долинар. Ганг. Главные очаги восстания - Дели, Канпур, Лакхнау,........
Большой энциклопедический словарь

Огюст — (Auguste) Август Леонтьевич (наст. имя Пуаро - Poireau) (ок.1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с 1798работал в России. Поставил в Санкт-Петербургском Большом........
Большой энциклопедический словарь

Римская Республика 1798-99 — провозглашена 15 февраля 1798 римскимиреспубликанцами на территории Папской обл., завоеванной армией Наполеона;находилась в зависимости от Франции. В республике была........
Большой энциклопедический словарь

Русско-французские Войны..1) 1798-1800, — велась Россией в составе 2-йантинаполеоновской коалиции. В ходе Итальянского похода А. В. Суворова1799 и Средиземноморского похода Ф. Ф. Ушакова 1798-1800 разбитыфранцузские........
Большой энциклопедический словарь

Средиземноморский Поход Ушакова 1798-1800 — во время войны России всоставе 2-й коалиции против Франции. Объединенная русско-турецкая эскадрапод командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова заняла десантами Ионические........
Большой энциклопедический словарь

Авраамий, Архимандрит Алатырского Троицкого Монастыря С 1798 Г. — в 1798—1828 гг. архимандрит алатырского Троицкого
Большая биографическая энциклопедия

Алексеев, Михаил Васильевич (1857-1918) — - царский генерал, после Февральской революции был верховным главнокомандующим, потом помощником Корнилова, а после разгрома корниловского мятежа стал начальником........
Исторический словарь

Альфонс Xii (1857 - 1885) — - испанский король. После революции 1868 г. в Испании уехал в Париж. С 1870 г., после отречения от престола его матери королевы Изабеллы II, объявил себя претендентом на испанский........
Исторический словарь

Бланки Луи-огюст — (1805 - 1881) - французский революционер-заговорщик, развивался под сильным влиянием Буонаротти, товарища Бабефа по "заговору равных". Бланки не возлагал никаких надежд на........
Исторический словарь

Бланки, Луи Огюст — (1805 - 1881) - великий французский революционер, принимал выдающееся участие во французской революции 1830 г. и всю свою дальнейшую жизнь посвятил революционной борьбе, являясь........
Исторический словарь

Варсонофий, 1857—8 Г. — архимандрит Трегуляева
Большая биографическая энциклопедия

Вениамин, 1857—59 Г. — архимандрит Спасского м. в
Большая биографическая энциклопедия

Гервасий, 1857—8 Г. — строит. Небина Троицкого
Большая биографическая энциклопедия

Герман, Дек. 1798 Г. — строит. Железноборовск. Предтечева мон., Костромск.
Большая биографическая энциклопедия

Ледрю-роллен, Александр-огюст — (1808 - 1875) - известный французский политический деятель, революционер и республиканец. Адвокат по профессии, Ледрю-Роллен еще с 1832 г. неоднократно выступал против правительства........
Исторический словарь

Минье (mignet) Огюст — (1796-1884). Французский историк либерального направления, один из создателей буржуазной теории классовой борьбы. Рассматривал борьбу классов как главный двигатель истории,........
Исторический словарь

Горяинов, 15 Дек. 1798 Г. — Выс. пр. 5 кл. председ. Ярославской палаты суда и расправы, назначен ярослав.
Большая биографическая энциклопедия

Англо-афганские Договоры И Соглашения 1809, 1855, 1857, 1879, 1893, 1905, 1919, 1921. — Договор 1809 - заключен в Пешаваре (ратифицирован 17 июня). Первый неравноправный договор, навязанный Англией Афганистану. По его условиям афг. эмир Шуджа уль-Мульк, к-рый........
Советская историческая энциклопедия

Англо-иранские Договоры И Соглашения 1801, 1809, 1814, 1857, 1919 — Политич. и торг. договоры 1801 - подписаны в Тегеране 4 янв. По политич. договору шах обязался в случае нападения Афганистана на англ. владения в Индии послать иран. войска........
Советская историческая энциклопедия

Бхилов Восстание 1857-58 — антиангл, восстание племен бхилов в Гуджарате и Хандеше (Индия). Началось, как только до бхилов дошли вести об антиангл, выступлении на С. Индии (см. Индийское народное........
Советская историческая энциклопедия

Палаш Драгунский Офицерский Образца 1798 Г. — - аналог драгунского солдатского палаша образца 1798 г., но с золоченым эфесом и прибором ножен. Аналогичные палаши типичны для европейских армий.
Исторический словарь

Палаш Драгунский Солдатский Образца 1798 Г. — - русский палаш, существовавший как армейское оружие с 1798 по 1806 г. Общая длина 980 мм, длина клинка 800 мм, ширина 34 мм, вес с ножнами 2000 г. Аналогичные палаши типичны для европейских армий.
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :