Философский словарь

"я, Эго" (в Философии)

— духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным “я” обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки совестным судом и способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии, толкуя “я” в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания человеческого “я”. Часто эта проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения философских систем. По Декарту, “я” обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории. Нем. классическая философия отказалась от психологически-индивидуалистического толкования “я”, свойственного англ. эмпиризму. Но она отделила “я” от живого общественного человека и превратила в трансцендентальный субъект”. Не понимая изначально предметного характера деятельности, Фихте считал такое “я” субстанцией, абсолютным творческим началом, к-рое полагает не только самого себя, но и все сущее как свое “не-я”. Развивавший диалектику объективный идеализм истолковал общественную сущность человеческого “я” как стоящую над конкретными людьми отчужденную силу — мировой разум (Гегель) и т. п. Иррационализм воспроизвел ощущение личности в буржуазном об-ве, сталкивающейся с отрицанием в ней “я”. Но иррациональная т. зр. на индивида лишь увековечивает ситуацию отчуждения. Фрейдизм выразил расщепленность личности в условиях капитализма, биологизацию побуждений как погруженность “я” в “оно” (царство слепых влечений), а искаженное восприятие индивидом своей собственной общественной сущности — как результат контроля враждебного ему “сверх-я”. В классово-антагонистических формациях расщепление и отчуждение деятельности действительно ведет к обезличению индивида, к утрате им своего “я”. Поэтому в основе преодоления ложных концепций “я” лежит реальная борьба за утверждение человеком себя в качестве творца общественных отношений и норм жизни об-ва. Самое полное и свободное проявление в каждом человеке его человеческого “я” становится возможным при гармонизации его личностного мира по критериям безусловных ценностей. Доминантность на других (в смысле А. А. Ухтомского) делает его не “своецентричным”, а творчески-открытым.


Смотреть значение "я, Эго" (в Философии) в других словарях

Доктор Философии — высшая ученая степень, присуждаемая с 12-13 вв. вВеликобритании, Италии и других странах, как правило, после защитымагистром соответствующей диссертации по гуманитарным и социальным наукам.
Большой энциклопедический словарь

Истории Филологии И Философии Институт (иифф) Со Ран, — организован в 1966в Новосибирске. Исследования по истории советского общества; истории,археологии и этнографии народов Сибири; проблемам литературоведения,языкознания и философии и др.
Большой энциклопедический словарь

Истории Философии, Литературы Институты (ифли), — в 1930-е гг.гуманитарные вузы университетского типа в СССР (Москва, 1931-41;Ленинград, 1931-37). Слились с Московскими и Ленинградскими университетами.
Большой энциклопедический словарь

Международный Союз Истории И Философии Науки (мсифн) — основан в 1956Международными союзами истории науки (создан в 1947) и философии науки(создан в 1949). Входит в МСНС.
Большой энциклопедический словарь

Философии Институт Ран (ифан) — организован в Москве в 1929 в результатепреобразования философской секции Коммунистической академии. С 1936 всистеме АН.
Большой энциклопедический словарь

Основной Вопрос Философии — - об отношении мышления к бытию. В зависимости от первичности материи и сознания философы делятся на два принципиальных лагеря: материалисты и идеалисты, в зависимости........
Исторический словарь

вопросы Философии — теоретич. журнал, орган Ин-та философии АН СССР. Выходит в Москве с авг. 1947. Осн. задачи журнала: науч. разработка и обсуждение вопросов диалектич. и ист. материализма,........
Советская историческая энциклопедия

известия Академии Наук Ссср. Серия Истории И Философии — науч. ист.-филос. журнал, орган Отделения истории и философии АН СССР Выходил в Москве с янв. 1944 по июнь 1952 раз в 2 месяца. Гл. ред. Б. Д. Греков, с No 5 за 1947 - В. П. Волгин. Вопросы,........
Советская историческая энциклопедия

Институты Истории, Философии, Литературы, Лингвистики — (Ленинградский ин-т истории, фило- софии и лингвистики (ЛИФЛИ) и Московский ин-т истории, фило- софии и литературы (МИФЛИ)) - гуманитарные высшие уч. заведения университетского........
Советская историческая энциклопедия

Инь И Ян В Древнекитайской Философии И Медицине — принцип разделения женского и мужского начал
Сексологический словарь

Инь И Ян В Древнекитайской Философии И Медицине — принцип разделения женского и мужского начал(Источник: Сексологический словарь)
Сексологическая энциклопедия

Лекс, Доктор Философии — проф. Шляхетск. кадет. корпуса; р. 20 сент. 1787 г., † 18??
Большая биографическая энциклопедия

Любовский, Петр (магистр Философии) — — магистр философии; по окончании Харьковского университета (1808 г.) по этико-политическому отделению со званием кандидата, он в течение 5-ти лет состоял преподавателем........
Большая биографическая энциклопедия

Я, Эго — Один из важнейших терминов в истории развития психоаналитической теории. Принято различать раннее и более позднее значения Я, применяемые до настоящего времени. В........
Психологическая энциклопедия

Покровский, Доктор Философии — писавший историч. и философские статьи в журн. "Приятное и полезное препровожд. времени". (Кажется, это — Гавриил
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :