Философский словарь

Чаадаев Петр Яковлевич

(27.05(7.06).1794, Москва - 14(26).04.1856, Москва) - мыслитель и публицист. В 1808-1811 гг. учился в Московском ун-те, по окончании к-рого участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в составе лейб-гвардии в заграничном походе рус. армии. В 1821 г., пренебрегая открывающейся перед ним военной карьерой (его прочили в адъютанты Александра I), Ч. вышел в отставку. В 1823-1826 гг. путешествовал за границей, где познакомился со мн. выдающимися учеными и философами, в т. ч. с Шеллингом. 1828-1831 гг. - годы т. наз. затворничества Ч., в течение к-рых он работал над главным своим произв. - "Философическими письмами". С 1831 г. Ч. начинает появляться в московском об-ве и в последующие годы предпринимает неоднократные попытки опубликовать свое произв. В 1833 г. он поселился во флигеле усадьбы Левашевых на Новой Басманной улице в Москве, где оставался до самой смерти. В сентябре 1836 г. в 15-м номере журн. "Телескоп" было напечатано (анонимно) первое "Философическое письмо", к-рое вызвало бурную (в основном негативную) общественную реакцию. По распоряжению Николая I издание журнала было прекращено, цензор А. В. Болдырев был уволен со своей должности и с должности ректора Московского ун-та, издатель Надеждин сослан на год в Усть-Сысольск (совр. Сыктывкар), а Ч. объявлен сумасшедшим, над ним был назначен медико-полицейский надзор, продолжавшийся до ноября 1837 г., когда он дал подписку ничего не печатать и ничего не писать. Его писания приобрели характер частных записок и "замечаний" на то или иное произв. его многочисленных друзей. Несколько особняком стоят "Отрывки и разные мысли", к-рые Ч. продолжал писать до самой смерти и к-рые как по объему, так и по глубине содержания следует отнести к лучшим его работам. Большое значение имеют также письма Ч., особенно те, к-рые приобретали характер небольших трактатов на ту или иную тему. Осн. тема философии Ч. - историческая судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося рус. национального самосознания, на формирование к-рого в 1-й четверти XIX в. решающее влияние оказали победа России в войне с Наполеоном и поражение декабристов в декабре 1825 г. на Сенатской площади. Мировоззрение Ч. сложилось в равной степени под влиянием обоих этих событий, чем и объясняется причудливое сочетание в нем элементов оптимизма и пессимизма. Из философских идей, имевших влияние на Ч., особо следует отметить идеи фр. традиционалистов (таких, как Ж. де Местр, Ф. Р. Ламенне и др.) и нем. идеалистов (Ф. В. Шеллинга, но в какой-то степени и И. Ханта). В первом "Философическом письме" большого внимания заслуживает модель Запада, к-рую строит Ч., считая, что Запад олицетворяет собой как бы тройственное единство: единство религии, единство культуры, единство нравственности. Исторические факты, противоречащие этой картине, Ч. отвергает либо осуждает (как, напр., протестантизм). Западная Европа - единственно правильная форма цивилизации, и Ч. утверждает, что идеалы Царства Божия на земле (по его мнению, осн. цель социально-исторического развития) здесь в основном достигнуты. Все остальные цивилизации представляют собой более или менее извращенные формы европейской, тупиковые линии ее развития. Исключение Ч. делает лишь для исламского мира, сохраняющего верность идее монотеизма. Россия же, считает он, из-за принятия ею христианства от "презираемой всеми народами" Византии с самого начала своей истории оказалась как бы в промежуточном положении, не будучи цивилизацией ни европейской, ни азиатской, не будучи вообще "цивилизацией". Ее состояние можно сравнить с серединой магнита, к-рая не есть ни минус, ни плюс. В такой интерпретации исторического состояния России потенциально заложена возможность любой др. интерпретации. Один из вариантов такой интерпретации предложил впоследствии и сам Ч., отчасти ее реализовали славянофилы, для окончательного формирования идеологии к-рых первое "Философическое письмо" сыграло роль мощного катализатора. К частичному пересмотру своей концепции соотношения Запада и России Ч. приступил уже с нач. 30-х гг. Непосредственной причиной его послужила Июльская революция во Франции 1830 г. - событие, к-рое ошеломило Ч. "У меня навертываются слезы на глазах, - писал он в сентябре 1831 г. Пушкину, - когда я вижу это необъятное злополучие старого, моего старого общества". И в том же письме он так расценивает свою концепцию Запада: "Во мне это было верой, было легковерием бесконечным". Запад Ч. - это идеальная модель цивилизации. В первом "Философическом письме" она была отождествлена им с реальным историческим Западом, в 1830 г. он убедился в их несоответствии и еще раз, уже окончательно, убедился в этом в 1848 г., когда во многом соотношение России и Европы в его сознании поменялось местами. Однако в целом от "падения" Запада Россия мало что выиграла. Своей первоначальной оценке совр. состояния России Ч. оставался верен до конца жизни. В своей поздней статье "Universe" он даже усугубил ее, считая, по-видимому, что Россия, не вмешиваясь в политические дела Западной Европы ("крутню Запада", по его выражению), еще раз упустила свой шанс стать составной частью мировой цивилизации. Для этого России нужно только в ускоренном темпе, но вполне сознательно повторить у себя дома все этапы, пройденные Западной Европой в ходе ее исторического развития. Только в этом случае Россия может занять достойное место в мире; более того, Россия призвана разрешить все проблемы западноевропейской цивилизации. Легкая, почти невидимая грань отделяет подобные воззрения позднего Ч. от взглядов славянофилов. И тем не менее Ч. и славянофилы в целом стояли на противоположных позициях. Ч. уповал на развитие, звал вперед. Славянофилы мечтой жили в прошлом. Недаром Ч. окрестил их учения "ретроспективной утопией". Что касается совр. состояния России, то оно оценивается лишь негативно: "как постоянное и повсеместное отсутствие идей долга, справедливости, права и порядка". Собственно философские взгляды Ч., изложенные им во втором - пятом "Философических письмах", интересны гораздо меньше. В области гносеологии он пытался синтезировать идеи платонизма, картезианства и кантианства, поэтому здесь его взгляды с известной долей справедливости можно охарактеризовать как эклектику. Более плодотворной для будущего развития рус. философии могла бы быть идея Ч. о синтезе философии, науки и религии, но поскольку эта его идея не была в полном объеме известна ни современникам, ни ближайшим по времени продолжателям, к-рые ставили перед собой подобную же цель, но решали ее вполне самостоятельно и независимо от Ч., то и здесь приходится признать приоритет Ч. утраченным. Правда, это лишний раз подтверждает, что общее развитие мысли Ч. шло в определенном направлении. Наибольший интерес представляет историософия Ч., к-рую он развивает в шестом - седьмом "Философических письмах". Здесь дан своеобразный прообраз идеи "осевого времени", сформулированной в XX в. К. Ясперсом. Прогрессивный ход развития мировой истории, по Ч., представляет собой последовательную смену форм монотеизма: ветхозаветный Израиль - протохристианское учение Платона - европейское христианство (а именно: католичество). Близок к "осевому времени" мусульманский Восток, очень далеки Япония, Китай, Индия (застывшие формы "уклонения"); Россия - пока нигде. Конкретные (и зачастую несправедливые) характеристики тех или иных исторических деятелей, к-рые дает Ч., коробили мн. его современников (в т. ч. и Пушкина), но в целом его историософия могла быть усовершенствована и в деталях уточнена. Заслуга Ч. состоит в том, что он первым в России начал мыслить систематически, научил рус. людей "западному силлогизму". Он автор первой в истории рус. мысли системы, к-рая синтезирует в себе религию, философию, историософию и то, что сегодня можно назвать социологией (в широком смысле слова). Эта система в отдельных своих пунктах подлежит критике, с ее частностями можно спорить и не соглашаться, но остается фактом, что только после Ч. рус. философия стала философией в подлинном смысле слова. Идеи Ч., оставаясь в течение долгого времени неизвестными в полном своем объеме, оказали мощное влияние (хотя иногда довольно опосредованным путем) на славянофилов и западников, почвенников, консерваторов и либералов. Одним из своих предшественников считали Ч. авторы сб. "Вехи" (1909). Мн. идеи Ч. самостоятельно и в более развитой и систематической форме повторил В. С. Соловьев. "След, оставленный Чаадаевым в сознании русского общества, такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уже не алмазом ли проведен он по стеклу?" (О. Э. Мандельштам).


Смотреть значение Чаадаев Петр Яковлевич в других словарях

Абрамов Петр Васильевич — (ок. 1876 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1917. Малограмотный. В конце 1921 жил в Екатеринбургской губ., работал кузнецом. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Аврускин [оврускин] Михаил (хоша-шая) Яковлевич. — (1897 - 1938). Социал-демократ. Член РСДРП с дореволюционным стажем. Арестован 12.3.1924 (по другим данным в июле 1924) в Симферополе, 18.7.1924 приговорен к 3 годам заключения в концлагерь.........
Политический словарь

Аксельрод Иван Яковлевич — (ок. 1888 - ?). Социалист-революционер. Из мещан. Член ПСР с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Иркутской губ. Местными чекистами характеризовался как "активный" партийный........
Политический словарь

Алеев Петр Андреевич — (ок. 1883 - ?). Социалист-революционер. Служащий. Член ПСР с 1905. Образование среднее. В конце 1921 жил в Самаре, работал в ГубСНХ. Местными чекистами характеризовался как "активный"........
Политический словарь

Алеев Петр Кириллович — (ок. 1884 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Уфимской губ., работал на Златоустовском заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Алукер Яков Яковлевич — (? - ?). Член партии "Цеирей Цион". Арестован 4.5.1922 на съезде партии в Киеве. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Ананьин Петр Кесаревич — (? - ?). Член ПЛСР с 1918. Из крестьян. В конце 1921 жил в Вятской губернии и работал делопроизводителем волостного военкомата. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Андреев Федор Яковлевич — (1893, Невель Витебской губ. – не ранее 1937). Член ПСР с 1916, затем левый с.-р., с марта 1920 член РКП. Образование «низшее». В конце 1921 жил в Псковской губернии. Местными чекистами........
Политический словарь

Арехчев Петр Архипович — (ок. 1877 - ?). Социал-демократ. Рабочий-токарь. Образование низшее. Член РСДРП с 1903. В конце 1921 работал в депо станции Калуга. Местными чекистами характеризовался как "рядовой"........
Политический словарь

Аронсон Григорий Яковлевич (псевд. Г. А., Г. Ар., Яковлев) — (28.6.1887, Витебская губ. - 1968). Социал-демократ. Член ЦК Бунда. После революции 1917 член РСДРП, входил в ее ЦК. В 1918 председатель Минского Совета профсоюзов и заведующий отделом........
Политический словарь

Аросев Александр Яковлевич — (25 мая 1890, Казань – 10 февраля 1938, Москва). Из семьи портного. Участник Революции 1905 – 07 (Казань). В 1907 вступил в РСДРП, большевик. Революционную работу вёл в Москве, Петербурге,........
Политический словарь

Аршинов Петр Андреевич (партийный Псевдоним - Петр Марин) — (1886, Екатеринослав - 1938). Анархист. Из мещан. Образование начальное. Слесарь. В 1904-06 руководил организацией РСДРП на станции Кизил-Арват в Средней Азии редактор нелегальной........
Политический словарь

Барк Пётр Львович — (6 апреля 1869, Екатеринослав, – 16 января 1937, Лондон). Из дворян. В 1892 окончил юридический факультет Петербургского университета. С 1894 секретарь управляющего Государственного........
Политический словарь

Барсков Сергей Яковлевич — (ок. 1897 - ?). Социал-демократ. Служащий. Образование среднее. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Брянской губ., работал в профсоюзе. Местными чекистами характеризовался как "активный"........
Политический словарь

Беккер Абрам Яковлевич — (1907, Одесса - 20.4.1938, там же). Член "Ха-Шомер ха-Цаир". Арестован в Одессе в ноябре 1926. В октябре - декабре 1929 в ссылке в Ново-Ургенче, получил отказ в просьбе о выезде в Палестину.........
Политический словарь

Беловзоров [белозеров] Петр Алексеевич — (ок. 1890 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1915. Образование "низшее". В конце 1921 жил в Бийске Алтайской губ., работал счетоводом в Бийском райпродкоме. Местными чекистами........
Политический словарь

Бердичевский Авраам Яковлевич — (?, Одесса - ?). Сионист-социалист. В ноябре - декабре 1926 в ссылке в Алма-Ате, в июле 1927 в Петропавловске. Ходатайствовал о выезде в Палестину. Дальнейшая судьба неизвестна.........
Политический словарь

Бердичевский Арон (аарон) Яковлевич — (? - ?). Член Единой Всероссийской организации сионистской молодежи и Народно-трудового "Хе-Халуца". Арестован 17.12.1925 в Одессе. Приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. В........
Политический словарь

Бердичевский Матитьягу Яковлевич — (? - ?). Сионист-социалист. Арестован в Одессе 2.9.1924. Дальнейшая судьба неизвестна.
С.Ч.
Политический словарь

Беребешев Петр Акимович — (? - ?). Член ПЛСР. В конце 1921 жил в Рязанской губернии. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Беркман [берман] Израэль Яковлевич (партийная Кличка - Сережа) — (? - ?). Член Сионистского социалистического молодежного союза и Сионистской социалистической партии. В августе 1926 находился в Таганской тюрьме (Москва). Сослан в Нарым.........
Политический словарь

Бобовников Марк (мордух) Яковлевич — (1905, Нежин - ?). Член Народно-трудового (правого) "Хе-Халуца". Арестован 25.1.1928. В августе 1928 - ноябре 1929 в ссылке в Чимбае после пребывания в политизоляторе. В 1929 выехал в Палестину.........
Политический словарь

Боровой Давид Яковлевич — (? - ?). Сионист-социалист. В октябре 1923 находился во Владимире. Дальнейшая судьба неизвестна.
Политический словарь

Бородин Василий Яковлевич — (ок. 1889 - ?). Социалист-революционер. Из крестьян. Член ПСР с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Саратовской губ., работал инструктором Губсоюза. Местными чекистами........
Политический словарь

Борсужд Михаил Яковлевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Служащий. Образование среднее. В конце 1921 жил в Витебской губ., работал инспектором Р.К. [?]. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Ботвинник Гирш Яковлевич — (?, Минск - ?). Сионист-социалист. В октябре 1925 в ссылке в Туркестане. В феврале - мае 1926 содержался в Челябинском политизоляторе. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал", М.К.
Политический словарь

Брамовский Петр Алексеевич — (ок. 1885 - ?). Член ПЛСР с 1918. Крестьянин. Образование низшее. «В 1920 велось дело № 1823, вместе с делом направлен в ВЧК». В конце 1921 жил в Новгородской губернии. Местными чекистами........
Политический словарь

Броун [брун, Ракитин-броун] Михаил Яковлевич — (1889, Елизаветград - ?). Анархист. Сын торговца. Студент Новороссийского университета (Одесса). В анархическом движении с 1905, работал в Одессе и Елизаветграде, осуществлял........
Политический словарь

Брюсов Валерий Яковлевич — (1873 — 1924) – русский поэт Серебряного века, символист. Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию и в 1920 году вступил в Коммунистическую партию. В 1921 году он создает........
Политический словарь

Бучков Петр Николаевич — (? - ?). Член ПЛСР. Из мещан. Образование среднее. В конце 1921 жил в Псковской губернии и работал в Опочецком наробразе. Местными чекистами характеризовался как «бывший активный»........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :