Философский словарь

Хайдеггер (heidegger) Мартин (1889-1976)

- немецкий философ, один из крупнейших мыслителей 20 в. Учился в гимназии иезуитов в Констанце, в университете Фрейбурга слушал теологию, естественные науки, философию. Среди мыслителей, оказавших влияние на становление X. как философа, - Августин, Лютер, Кьеркегор, Гегель, Шеллинг, Ницше, Гуссерль. В 1914 X. опубликовал докторскую работу "Учение о суждении в психологизме", в 1916 - диссертацию "Учение Дунса Скота о категориях и значении". После защиты диссертации - доцентура под руководством Риккерта и ассистирование у Гуссерля. В 1927 появился главный труд X. "Бытие и Время" ("Sein und Zeit"), где X. ставит вопрос о смысле бытия - вопрос, который был забыт в последекартовской философии. Прояснение смысла бытия ведется путем прояснения смысла самого вопрошающего, т.е. существа человека, которое X. определяет как Dasein ("здесь бытие", "вот-бытие", "чистое присутствие до вещных определений") и характеризует изначальной захваченностью, принадлежностью (отнесенностью к) бытию: Dasein онтологич-но, оно всегда уже вращается в определенном смутном понимании бытия. В то же время бытие становится доступным только через человеческое присутствие (Dasein). Методом обнаружения смысла бытия является, по X., феноменологический анализ ("Онтология возможна только как феноменология") в стиле Гуссерля, но исключая терминологию классической философии (понятия сознание, идея, субъект, объект, познание и т.д.). X. пытается найти средства описания бытия экзистирующего сущего (Dasem) в самой структуре (модусах) этого бытия. Самой существенной характеристикой Dasein является его конечность, временность, или темпоральность. Целостность мира, связанность смысла бытия и временных структур экзистенции выражается в заботе (Sorge), которая объединяет три основных момента Dasein: 1) быть-впереди-себя (экзистенциональность); 2) уже-быть-в-мире (фактичность); 3) быть-при-внутримировом сущем. X. отмечает возможную двойственность временной ориентации: ориентация на настоящее, подчиняя себе прошлое и будущее, разрывает подлинную темпоральность, превращает ее в последовательный ряд моментов "теперь". Анализ погруженности в повседневность и описание экзистенционалов "болтовня", "любопытство", das Man показывают анонимность сознания, размытость различия между собственным Я и миром, между "мной" и "другими". Нацеленность на настоящее анонимна, в ней раскрывается не самость, а лишь несобственное Я, осуществляется стремление удержаться в наличном и избежать предстоящего (смерти). Напротив, нацеленность на будущее, где в соединении с прошлым достигается подлинное настоящее, не уклоняется от смерти (предстояния концу) и высвобождает собственное "бытие-к-смерти", осознание подлинной временности. Такая структура заботы - возможность поворота к бытию. Основой этого поворота выступает совесть, которая вызывает Dasein из анонимности, призывая его быть открытым бытию, достичь своей самости. В начале 1930 происходит разрыв X. с Гуссерлем и так называемый "поворот" (Kehre). С этого времени X. сосредотачивает свое внимание на критике разума (деструкция метафизики) и на осмыслении бытия как истины и события. В 1933 X., воодушевленный национал-социалистическим движением, принимает пост ректора Фрейбургского университета; в мае 1933 вступает в члены Национал-социалистической рабочей партии (где официально остается до 1945). Своей задачей X. видит отстаивание университетской независимости, духовного мира и мышления как залога величия немецкого народа. Однако уже в 1934, тяготясь зависимостью от нацистской политики и идеологии, X. оставляет ректорство и целиком отдается преподаванию (курс лекций о Ницше). Работы 1936-1950-х X. посвящает исследованию генезиса и критике метафизики ("Время картины мира" (1938), "Слова Ницше "Бог мертв" (1943), "Поворот" (1949), "Вопрос о технике" (1953) и др.). Выстроенная иерархия в пользу трансцендентального мира вечных сущностей задает тон всему последующему западноевропейскому рационализму с его акцентом на сущее как таковое и "забвении" бытия в пользу сущего. Наиболее ярко метафизическое основание проявляется в пределах Нового времени, в установке на опредмечивание сущего (операция представления). Представить - значит, по X., поместить перед собой сущее как нечто противостоящее, сделать его предметом и тем самым удостовериться в нем. Порочность метафизики не только в "забвении" бытия, но и в невозможности увидеть сущность (истину) сущего, на которое метафизика и нацелена, так как место истины занимает достоверность представления, а идеалом усмотрения становится точность и строгость естествознания. Метафизика изменяет существо человека, который в Новое время освобождается от всякой связанности с бытием и превращается в субъекта, в такое сущее, которое всему сущему задает меру и предписывает норму. Подобное превращение, по X., ведет к эгоцентризму, антропологизму и самообожествлению. Другим неизбежным следствием развертывания метафизики становится отчуждение человека от самого себя и бездомность, которая является судьбой всего западноевропейского мира. Сущность метафизики обнаруживает себя во всех областях культуры: в науке, религии, искусстве, языке и в технике, главной силе современной эпохи. Существо техники "постав" (Gestell) состоит в установке "выводить действительное из его потаенности способом по-ставления его как состоящего-в-наличии". Все сущее опредмечивается для поставляющего производства, втягивается в техническое распоряжение. Человек изначально сам стоит внутри сферы "постава", поэтому "постав" правит и человеком: когда человек редуцирует себя до поставщика "наличного состояния", он сам воспринимается только в качестве последнего. Захваченный "поставом" человек упускает себя, не может встретиться с самим собой и услышать голос бытия. Обретение истины бытия и существа человека, считает X., возможно через язык (речь): "язык - это дом бытия", "существо человека покоится в языке". Критикуя современный неподлинный язык как формализованный, связанный логикой и грамматикой, X. отмечает его прикладную задачу поставлять информацию. Тем самым язык выступает орудием господства и активизма. Чтобы обрести подлинный язык и снова оказаться вблизи бытия, человек должен научиться молчать. Молчание дает слово самому языку и через него самому бытию. Вместо многословия ("болтовни") X. предлагает овладеть умением вслушиваться в произносимое (слышать бытие). Это достигается в феноменологической процедуре вслушивания, "внятия" в то, о чем и как говорит язык наедине с собой. Утраченную связность с бытием X. пытается восстановить, создавая свой собственный язык, который формируется на границе языка диалекта и языка мифа и целью которого является вопрошание о бытии. С другой стороны, язык, в котором покоится бытие, это, прежде всего, язык поэзии, искусства. Обращаясь к досократикам (Гераклиту, Анаксимандру, Пармениду), к поэзии немецкого романтизма (Гельдерлин, С. Георге, Мерике), X. показывает, как сквозь поэтическое мышление, сквозь произведение искусства просвечивает сущность вещи, осуществляется истина бытия как непотаенность. Именно поэт (отмечает X. в поздних статьях и докладах "Путь к языку", "Слово") способен приоткрыть тайну языка и дать возможность раскрыться истине бытия. Среди мыслителей, на философское становление которых X. оказал влияние, его непосредственные последователи (Гадамер), его критики (Ясперс, Карнап, Хабер-мас, Адорно) и отталкивающиеся от его мышления философы (Сартр, Деррида, Бланшо, А. Глюксман, Рорти, Ш. Шир-махер, Аренд и др.). В.Н. Семенова


Смотреть значение Хайдеггер (heidegger) Мартин (1889-1976) в других словарях

Лингс Мартин — (р.1909) – французский традиционалист, последователь Р. Генона, основным объектом внимания была исламская традиция, суфизм.
Политический словарь

Лютер Мартин — (1483 – 1546) – изначально эрфуртский студент, в 1510 году решает посвятить себя делу Католической Церкви и постригается в августинский орден. 95 тезисов, опубликованных в........
Политический словарь

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) — - российско-американский социолог, работавший в России до 1922. С. - один из родоначальников теории социальной мобильности асоциальной стратификации. Основные работы:........
Политический словарь

Хайдеггер Мартин — (1889–1976)– великий немецкий философ, создатель «новой онтологии». Утверждал, что современная европейская цивилизация упустила из внимания главный вопрос – «вопрос........
Политический словарь

Чернышевский Николаи Гаврилович (1828—1889) — философ, экономист, публицист, автор концепции «крестьянского общинного социализма». Ч. был центральной фигурой русского революционного движения в предреформенный........
Политический словарь

Баттайль, Мартин — -
представитель бельгийской бухгалтерской науки конца XVIII начала XIX вв. В 1804 описал бельгийскую форму счетоводства (см.
ФОРМА СЧЕТОВОДСТВА, БЕЛЬГИЙСКАЯ). Баттайль........
Экономический словарь

Гамильтон (hamilton) Эрл Джефферсон (1889-1946) — американский историк-
экономист. В 1927-1929 гг. изучал в Испании по архивным материалам
влияние «революции цен» на экономическое
развитие страны XVI—XVII вв. На........
Экономический словарь

Ган (hahn) Альберт (род. 1889) — американский экономист, представитель неоклассического направления современной политической экономии. В работе «Экономическая теория банковского кредита» (1920) Ган........
Экономический словарь

Дуглас (douglas) Пол Говард (1892-1976) — американский экономист. В 1947 г. совместно с математиком Ч.Коббом для того, чтобы доказать равенство долей продукта, «производимого» трудом и капиталом, с долей каждого........
Экономический словарь

Жебрак, Моисей Харитонович (1889-1962) — - известный ученый,
бухгалтер-практик. Он разработал
предложения по
организации синтетического
учета в
условиях применения нормативного
метода........
Экономический словарь

Закон О Налоговой Реформе 1976 Г. — Федеральный
закон, предусматривающий ужесточение нескольких положений и льгот, связанных с
налогообложением, начиная с 1976-го налогового года. Среди основных........
Экономический словарь

Колер, Эрик (1892-1976) — -
представитель американской учетной науки. Считал невозможным объективно оценивать
активы, так как, по его мнению, любая
оценка противоречива и ненадежна,........
Экономический словарь

Коул (cole) Джордж Дуглас Ховард (1889-1959) — английский экономист, социолог, историк. Один из основателей теории гильдейского социализма. В социологических исследованиях — сторонник теории «нового среднего........
Экономический словарь

Патон, Уильям Эндрю (1889-1991) — - глава персоналистического направления в американской учетной науке. Он утверждал, что весь актив бухгалтерского баланса равен требованиям собственников, что предприятию........
Экономический словарь

Помазков, Николай Семенович (1889-1968) — - представитель русской (советской) учетной науки, автор учения об абсолютном балансе. Двойное членение средств по составу и по источникам признавалось Помазковым только........
Экономический словарь

Судебно-административная Реформа 1889 Г. — -
реорганизация местного управления, проведенная в 37
губерниях европейской
части России на основе
закона о земских начальниках от 12 июля 1889 г. Явилась........
Экономический словарь

Хансен (hansen) Элвин (1887-1976) — американский экономист; основатель американского кейнсианства. Экономический советник Ф.Рузвельта, сторонник государственного регулирования экономики. Основные........
Экономический словарь

Харрис (harris) Сеймур (1897-1976) — американский
экономист,
представитель неолиберального направления экономической мысли.
Специалист по проблемам экономики образования и сферы услуг, современного........
Экономический словарь

Хейман (heimann) Эдуард (1889-1967) — немецкий экономист и социолог. Теоретик христианского социализма, Хейман важное место в обществе отводил религии. Выступал с реформистской идеей постепенного эволюционного........
Экономический словарь

Судебно-административная Реформа 1889 Г. — - реорганизация местного управления, проведенная в 37 губерниях европейской части России на основе закона о земских начальниках от 12 июля 1889 г. Явилась завершением "контрреформы"........
Юридический словарь

Мартин — (Martin) Арчер Джон Портер (р. 1910), британский биохимик, разработавший метод распределительной ХРОМАТОГРАФИИ, использовавшийся при анализе аминокислот. В 1952 г. у была присуждена,........
Научно-технический энциклопедический словарь

Грау Сан-мартин — (Grau San Martin) Рамон (1887-1969) - президент Кубы в1933-34, свергнут Батистой; в 1944-48 вновь президент. Основатель т. н.Кубинской революционной партии (1934), глава ее правого крыла в 1952-58.
Большой энциклопедический словарь

Мао Цзэдун (1893-1976) — председатель ЦК КП Китая (КПК) с 1943. Один изоснователей КПК. В 1954-59 председатель Китайской Народной Республики(КНР). Проведение им политики "большого скачка" (1958-60) ослабило........
Большой энциклопедический словарь

Мартин — Рудольф (1864-1925) - немецкий антрополог. Создатель современнойметодики антропологических исследований.
Большой энциклопедический словарь

Мартин Рекуэрда — (Martin Recuerda) Хосе (р. 1925) - испанский драматург.Пьесы "Как сухой тростник у дороги" (1966), "Христос" (1968), "Королевскийкарнавал" (1983) и др.
Большой энциклопедический словарь

Мартин Турский — (335 или 316-397) - христианский монах-отшельник, экзорцисти проповедник, епископ г. Тура; святой покровитель Франции. Ученик ИларияПиктавийского. Возле его келий возникли........
Большой энциклопедический словарь

Сан-мартин — (San Martin) Хосе де (1778-1850) - один из руководителей Войныза независимость испанских колоний в Америке 1810-26, национальный геройАргентины, генерал. Главнокомандующий Андской........
Большой энциклопедический словарь

Судебно-административная Реформа 1889 — в России составная часть т. н.контрреформ. Ограничила действие ряда положений судебных уставов, принятыхв ходе судебной реформы 1864, ввела институт земских начальников.
Большой энциклопедический словарь

Таха Хусейн (1889-1973) — арабский писатель, литературовед, историк(Египет). С 1965 президент Академии арабского языка (Каир). Реалистическиеповести "Дни" (автобиографическая, ч. 1-3, 1929-72), "Зов горлицы"........
Большой энциклопедический словарь

Хайдеггер — (Heidegger) Мартин (1889-1976) - немецкий философ, один изосновоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии("фундаментальная онтология"), в основе которого противопоставлениеподлинного........
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :