Философский словарь

Хабермас (habermas) Юрген (р. 1929)

- немецкий социальный философ и социолог. С 1961 по 1964 - преподаватель в Гейдельберге, с 1964 - профессор во Франкфурте-на-Майне, с 1970 - содиректор (наряду с К. Вайцзеккером) Института по исследованию условий жизни научно-технического мира. Выступал последовательно представителем "второго" ("среднего") поколения Франкфуртской школы, одним из идеологов "новых левых", представителем неомарксизма; для зрелого периода творчества X. характерна умеренная позиция традиционного либерализма и гуманизма (в самооценке - "либеральный гуманизм"), фундированная идеалом правового государства и преодоления отчуждения. В концепции X. творчески ассимилированы идеи Франкфуртской школы, психоанализа, аналитической философии, герменевтики и структурализма. Исследовательские интересы реализуются в сфере социальной философии, теории коммуникации, методологии и философии права. Основные сочинения: "Теория и практика" (1963), "Познание и интерес" (1963), "Техника и наука как идеология" (1968), "Движение протеста и реформа высшей школы" (1969), "К логике социальных наук" (1970), "Структурные перемены общественности" (1971), "Культура и критика" (1973), "Теория общества или социальные технологии?" (1973), "Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма" (1973), "К реконструкции исторического материализма" (1976), "Теория коммуникативного действия" (в 2 томах, 1981), "Мораль и коммуникация" (1986), "Дискурс современной философии" (1988) и др. Работы X. отличаются социокультурной ориентацией и масштабностью артикулируемых проблем. Центральным проблемным ядром его концепции выступает проблема преодоления неадекватного (отчужденного) статуса интеллектуально активной и "политически функционирующей общественности", понятого в философии X. как "позднекапиталистическое" проявление общего кризиса европейской культурной установки на вертикальную структуру субъект-объектного отношения. Целевым вектором социальной философии X. становится возможность конституирования принципиально ненасильственных (не-вертикальных) способов социального бытия как "универсального примирения" (ср. "пространства, свободные от господства" в миметической философии Адорно). Фундаментальным условием возможности осуществления этой программы X. полагает радикальную трансформацию европейской рациональности, в существующих своих формах моделирующей насилие в жестких конструкциях логического дедуктивизма и технологического операционализма. Фундирующая европейское мышление субъект-объектная оппозиция обусловливает в качестве типового и субъект-объектное (т.е. "извне деформирующее") отношение к миру. В этой связи X. полагает необходимой переориентацию на принципиально субъект-субъектную структуру, моделируемую межличностным общением, - "интеракцию", понимаемую им не просто как социальное взаимодействие (ср. интеракционизм Дж. Мида), но как глубинную содержательную коммуникацию в личностно значимой ее артикуляции. Если "стратегическое поведение" ориентировано, по X., на достижение цели, что неизбежно предполагает ассимметричную субъект-объектную процедуру и прагматическое использование другого в качестве объекта (средства), то "коммуникативное поведение" принципиально субъект-субъектно и, предполагая принятие другого в качестве самодостаточной ценности, может рассматриваться в категориях самодостаточной процессуальности, исключающей какие бы то ни было цели, помимо самого акта своего осуществления. В этом отношении "эмансипационный интерес" человека, стремящегося к освобождению от любого насилия, может быть реализован только посредством становления подлинной "интеракции" (составляющей сферу "практического интереса"), в контексте которой должны быть сформулированы адекватные идеалы и цели, и доминирования этого "интеракционного" взаимодействия над "технологическим", выражающим себя наиболее полно в процедуре "овладения внешней природой" и экстраполирующим эту парадигму природопользования на все возможные сферы отношений. Наличные формы "коммуникативного" поведения, бытующие в реальных коммуникативных практиках, не могут быть выражены, по мнению X., структурами социальных институтов современного общества, центрированными вокруг технических вопросов, в результате чего сфера подлинности реального жизненного мира и система легитимации и институциализации современного общества оказываются принципиально разорванными. Радикальный поворот к свободе означает, таким образом, по X., прежде всего перенос акцентов в культуре, переориентацию ее приоритетов со сферы отношений человека, выстроенных в режиме "субъект-объект" и задающих соответствующий деформированный и одновременно деформирующий стиль мышления, на сферу межличностных коммуникаций, принципиально диалогичных, предполагающих понимание, и, в этом отношении, аксиологически симметричных по самой своей природе. Важнейшим моментом данного процесса, по X., является необходимая смена субъект-объектно организованной "научно-технической рациональности" на принципиально новую "коммуникативную рациональность", в основу которой положена субъект-субъектная структура. В этом контексте X. осуществляется переосмысление введенного структурализмом понятия дискурса как социально обусловленной организации речи: опираясь на теорию речевых актов Дж. Остина и Р. Серла, он, ставя своей задачей "исследование и реконструкцию универсальных условий возможности понимания", разрабатывает концепцию дискурса как специальной формы речевой коммуникации, основанной на многоуровневом рефлексивном диалоге, акцентирующем все значимые для его участников аспекты как обсуждаемой предметности, так и самой ситуации диалога. Если обычно "коммуникативное поведение", по X., реализует себя в актах интеракционизма, основанных на имплицитно предполагаемой проясненности смыслов, то дискурсивный акт требует фиксированной рефлексивной процедуры экспликации семантических и аксиологических структур дискурса, в ходе которой, собственно, и может быть конституировано понимание. Дискурсивные практики как способ коммуникации открывают возможность подлинного субъект-субъектного соприкосновения, актуализируя имманентные и вне дискурсивной ситуации не эксплицируемые пласты смыслов. Наряду с этим, дискурсивная коммуникация позволяет избежать идентификации дискурсивной практики с внешне изоморфной ситуацией ее протекания, т.е. критически дистанцироваться от ситуации субъект-объектной рациональности и "технического интереса" единственно реально возможным способом: не посредством позитивистского принятия предлагаемых культурой аксиологических матриц и не посредством алармизма индивидуально-личностного неприятия социальной ситуации, но на основе эксплицитного утверждения ее рациональных принципов: "лишь в освобожденном обществе, реализовавшем разумность своих членов, коммуникация могла бы развиться в свободный от принуждения диалог всех со всеми, который является примером как взаимного формирования самотождественности, так и идеи истинного согласия". Концепция дискурса X. была развита в рамках радикального направления концепции нового класса ("экспертократия"), задавая "теорию автономии" как цели и способа существования класса "интеллектуалов" (Гоулднер), базирующуюся на фигуре "культуры критического дискурса". Концепция "легитимации" X. - наряду с идеями Фуко - легла в основу концепции "заката больших нарраций" Лиотара, фундировавшей культурные стратегии постмодерна. Сравнивая в контексте анализа регуманизации общества идеи X. и Батая, Ж.-М. Хеймоне отмечает, что объединяющим пафосом их творчества является то, что "перед лицом опасности дегуманизации, которую влечет за собой современная техника, они почувствовали необходимость восстановить связность социальной сферы... и сообщества в их человеческих проявлениях". М.А. Можейко


Смотреть значение Хабермас (habermas) Юрген (р. 1929) в других словарях

Вебер Макс (1864-1929) — - один из крупнейших представителей западной социологии и политологии. Вебера нередко называли великим буржуазным антиподом К. Маркса или "Марксом буржуазии". Труды........
Политический словарь

Дарендорф Ральф (1929) — - немецкий политолог и социолог, один из ведущих теоретиков современного либерализма. В своих работах "Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе" (1959),........
Политический словарь

Веблен (veblen) Торстейн (1857-1929) — американский экономист, основоположник технократического направления институционализма. Веблену принадлежит ряд исследований: «Теория праздного класса» (1899), «Теория........
Экономический словарь

Тиболд (theobald) Роберт (род. 1929) — американский экономист, автор теории «кибернетической революции» и известного «Манифеста тройственной революции» (1964), подписанного рядом экономистов и общественных........
Экономический словарь

Ферри (ferri) Энрико (1856-1929) — - итальянский криминалист, один из основателей антропологической школы в уголовном праве. Окончил юридический факультет университета в Болонье в 1877г., затем стажировался........
Юридический словарь

Московский Протокол 1929 — соглашение о досрочном введении в действиеКеллога - Бриана пакта 1928. Подписан по инициативе советскогоправительства 9 февраля 1929 СССР, Польшей, Румынией, Эстонией, Латвией.Присоединились........
Большой энциклопедический словарь

Общество Поощрения Художеств (1821-1929; — до 1875 Общество поощренияхудожников) - основано в Санкт-Петербурге дворянами-меценатами.Организовывало выставки, конкурсы, способствовало освобождению художниковот........
Большой энциклопедический словарь

Хабермас — (Habermas) Юрген (р. 1929) - немецкий социолог. С 1971 директорИнститута М. Планка по исследованию жизненных условий научно-техническогомира, последователь франкфуртской школы.........
Большой энциклопедический словарь

Алексий Ii (ридигер Алексей Михайлович) (р. 23.02.1929) — патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллине, в "независимой" Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде........
Исторический словарь

Гаагская Конференция По Репарациям 1929-30 — междунар. конференция по рассмотрению и принятию плана Юнга (см. Юнга план), происходила в Гааге с 6 авг. 1929 по 20 янв. 1930 (с перерывом в работе с 1 сент. 1929 по 2 янв. 1930). На 1-й........
Советская историческая энциклопедия

Германо-иранские Договоры И Соглашения 1873, 1929, 1952. — Договор 1873 О дружбе, торговле и мореплавании - подписан в Петербурге 11 июня. Положил начало непосредств. отношениям между Германией и Ираном. Устанавливал взаимное право........
Советская историческая энциклопедия

Латиноамериканская Коммунистическая Конференция 1929 — Состоялась в Буэнос-Айресе (Аргентина) 1-12 июня 1929. В ней участвовали 38 делегатов от компартий и коммунистич. групп Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гватемалы,........
Советская историческая энциклопедия

Лупенский Расстрел 1929 — кровавое подавление бурж.-помещичьими властями Румынии одного из наиболее значит. выступлений рум. шахтеров, происходившего 5-7 авг. в г. Лупени (Lupeni) (центр угольного........
Советская историческая энциклопедия

Международные Антифашистские Конгрессы 1929 И 1933 — Конгресс 1929 состоялся 9-10 марта в Берлине; был созван по инициативе созданного незадолго до этого Междунар. антифаш. к-та (пред. А. Барбюс). Участвовало св. 250 делегатов........
Советская историческая энциклопедия

Мировой Экономический Кризис 1929-33 — наиболее глубокий экономич. кризис в истории капитализма. Кризис, проходивший в условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма, начался осенью 1929 биржевым........
Советская историческая энциклопедия

Московский Протокол 1929 — соглашение о досрочном введении в действие Келлога-Бриана пакта 1928. Подписано в Москве 9 февр. 1929 СССР, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией. К М. п. присоединились Турция........
Советская историческая энциклопедия

Палестинские Восстания 1920, 1929, 1933, 1936-39 — восстания араб. населения Палестины против англ. колонизаторов и сионистской буржуазии. Были вызваны англ. колониальной политикой в Палестине и особенно поддерживавшейся........
Советская историческая энциклопедия

Советско-китайский Конфликт 1929 — организован правившей в Маньчжурии кликой кит. милитариста Чжан Сюэ-ляна, к-рого поддерживали нанкинское гоминьдановское пр-во и зап. империалисты. Кит. милитаристы........
Советская историческая энциклопедия

Такна-арикский Конфликт 1883-1929 — длительный спор между Перу и Чили из-за перуанских пров. Такна (Tacna) и Арика (Arica), перешедших к Чили на 10-летний срок после Тихоокеанской войны 1879-1883. Мирный договор 1883........
Советская историческая энциклопедия

Хабаровский Протокол 1929 — соглашение между СССР и Китаем, подписанное 22 дек. в Хабаровске и завершившее советско-китайский конфликт 1929. Согласно протоколу, восстанавливался статус-кво на Кит.-Вост.........
Советская историческая энциклопедия

Верденфельс Юрген — (наст. имя и фам. Альбрехт Хаусхофер; 1903–1945) – нем. писатель. Сын известного фаш. геополитика Карла Хаусхофера. Изучал историю и географию. Издатель географич. журналов.........
Энциклопедический словарь псевдонимов

1929, 23-29.4. — 16-я конференция ВКП(б). Осуждение "правого уклона". Принятие 1-го пятилетнего плана на 1929-1932.
Исторический словарь

1929, 27.12. — Заявление И. В. Сталина о начале "сплошной коллективизации".
Исторический словарь

1929, Декабрь. — Преобразование Таджикской АССР (в составе РСФСР) в союзную республику и включение ее в СССР.
Исторический словарь

1929, Июль - Декабрь — Советско-китайский конфликт на КВЖД. 1929, октябрь Резким падением курса акций на нью-йоркской бирже начался мировой экономический кризис 1929-1933.
Исторический словарь

1929. — Высылка Л. Д. Троцкого из СССР.
Исторический словарь

1929.01.05 — Король Александр 1 отменяет действующую конституцию Королевства сербов, хорватов и словенцев (будущая Югославия) и устанавливает диктаторский режим.
Исторический словарь

1929.05.30 — Парламентские выборы в Великобритании, впервые проводившиеся на основании Закона о всеобщем равном праве голоса, принесли победу лейбористам, получившим 287 мест. У........
Исторический словарь

1929.07.25 — Папа Пий ХI после подписания Латеранских соглашений между Ватиканом и Италией перестает быть "добровольным узником" и покидает Ватикан, нарушив тем самым традицию, сохранявшуюся с 1870 года.
Исторический словарь

1929.08.06 — В Гааге проходит конференция по выплате репараций (до 13 августа). Германия принимает план Янга, а союзные державы соглашаются вывести свои войска из Рейнской области к июню 1930 года.
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :