Философский словарь

Так Говорил Заратустра. Идея Сверхчеловека

"Так говорил Заратустра" — это, пожалуй, самое влиятельное и специфическое произведение Ницше — почти не поддается сколько-нибудь адекватным пересказу и изложению, если таковые должны быть краткими. Подзаголовок книги парадоксален: "Книга для всех и ни для кого". Имя "Заратустра" взято из восточных легенд и верований — с несомненной целью подчеркнуть отличие "жизненной мудрости", проповедуемой Заратустрой, от типично европейских норм, ценностей, догматов. Завязка и стиль книги таковы. Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, он покинул родину и ушел в горы, десять лет наслаждаясь одиночеством. Но вот он пресытился своей мудростью, сердце его обратилось к солнцу за напутствием и благословением сойти вниз, к людям. Он спустился с гор и встретил старца, который в отшельничестве своем искал Бога. Старец сразу заметил: чист взор Заратустры, на лице его нет отвращения. Не оттого ли идет он так, словно танцует? Старец, узнав о намерении Заратустры идти к людям, уговаривает его остаться в лесу. Но Заратустра отвечает: "Я люблю людей". И расставаясь со святым старцем, думает: "Возможно ли это?! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог умер!". Общение Заратустры с людьми — это серия искусно нарисованных Ницше житейских картинок и рассказанных Заратустрой притч морального, психологического, философского содержания. Так, расставшись со старцем, Заратустра устремился в город, который был за лесом. Народ собрался на базарной площади, чтобы поглазеть на плясуна на канате. Перед представлением Заратустра обратился к народу с речью-проповедью, которая должна была "учить о сверхчеловеке". В чем, как оказалось, смысл этого поучения? Природа развивается от червя к человеку, "но многое в вас, — обращается Заратустра к слушателям, — осталось от червя. Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезьяна, чем иная из обезьян". Близость человека к природному, животному миру несомненна. Человек — сын земли. "Будьте верны земле", — проповедует Заратустра и уточняет: "но разве я велю вам стать призраком или растением?" Верность земле означает только, что нельзя верить "неземным надеждам". Это намек на религию, что снова заставляет Заратустру повторить: "Бог умер". Еще Кьеркегор бросил религии обвинение: "Христианский мир убил Христа". Почти те же слова Ницше вкладывает и в уста Заратустры, и одного из персонажей произведения "Веселая наука": "Где Бог? — воскликнул он. — Я скажу вам! Мы его убили — вы и я! Все мы убийцы!.. Бог умер! Бог мертв!" (Афоризм 125). Вера в христианского Бога, заключал Ницше, более не заслуживает доверия. Кьеркегор был человеком религиозным — он стремился обновить христианскую веру, возвратившись к ее евангельским первоистокам и отринув скомпрометировавшие себя позднейшие практику и учения церкви. Ницше, на первый взгляд, подходил к критике христианской религии и церкви решительнее и хладнокровнее. Но и его антихристианские настроения отмечены противоречиями и своего рода болезненным надрывом. Бунт против христианской веры и церкви давался этим интеллектуалам XIX в. ценой страданий, внутреннего душевного разлада. В "Заратустре" Ницше, кстати, замечает: "Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но БОГ умер, и вместе с ним умерли и эти хулители". А что же человек? В проповеди Заратустры высказаны самые резкие обвинения в адрес людей: "Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собой?", "поистине человек — это грязный поток". Люди твердят о добродетели, справедливости, но для того чтобы действительно достигнуть их, человек "должен быть пламенем и углем", т.е. сверхчеловеком. "Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчелрвеке; он — эта молния, он — это безумие". И пока Заратустра говорил так, толпа думала, что речь шла о канатном плясуне, и стала кричать, "чтобы его наконец-то показали. И все принялись смеяться над Заратустрой. Так начались речи Заратустры — речи-проповеди, речи-иносказания. О чем только ни говорил Заратустра! Он рассказал о "трех превращениях духа": сначала дух сделался верблюдом, потом верблюд превратился во льва, а лев стал дитятей. Смысл этих символических превращений: сначала дух хочет испытать тяжесть своей ноши, хочет, чтобы его навьючили, подобно верблюду, и спешит в пустыню свою. Потом дух хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Однако дух-лев скоро понимает, что, наслаждаясь свободой, он не может стать духом-созидателем. Символ дитяти означает полное обновление духа, "начальное движение, священное утверждение". О разных типах людей повествовал Заратустра — о тех, кто устремляется мыслью в потусторонние миры, о презирающих тело, о любящих войну. Он повествовал "о тысяче и одной цели": перевидев много стран и народов, Заратустра убедился, что доброе у одного народа у другого народа считается злым. Люди не понимают друг друга. Они твердят о любви к ближнему, но любят только самих себя. Многие парадоксальные жизненные устремления обсуждает Заратустра — одни цепляются за жизнь, другие постоянно одержимы мыслью о смерти. Ни одну установку Заратустра не отвергает с порога, находя в ней хоть что-нибудь жизненное и правдоподобное. Но всегда находится решение, соответствующее учению Заратустры, а значит, главным устремлениям сверхчеловека. И потому образ сверхчеловека постоянно уточняется и обретает новые краски.


Смотреть значение Так Говорил Заратустра. Идея Сверхчеловека в других словарях

Так 1 — этак (эдак)
таким образом (таким манером)
Словарь синонимов

Так 2 — до такой степени (в такой степени)
настолько
столь
таково
столько
Словарь синонимов

Так 3 — этак (эдак)
Словарь синонимов

Идея — ж. лат. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. | Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; | намеренье, замысел. Идеология........
Толковый словарь Даля

Идея — идеи, ж. (греч. idea). 1. Мысль, понятие о каком-н. предмете, постигаемый разумом образ (книжн.). общего блага. добра. рыцарства. 2. В идеалистической философии - умопостигаемая,........
Толковый словарь Ушакова

Так — нареч. тако церк. и сев. равно, подобно, одинаково; | сим образом, таким порядком, способом, вот как; ответ на как? болит, зудит, что невсутерпь. Как люди терпят, так и ты. Как........
Толковый словарь Даля

Так — 1. нареч. Обозначает обстоятельство, способ, образ действия в знач. Именно таким образом, не как-нибудь иначе. Именно так. Невежи судят точно так. Крылов. годы многие прошли.........
Толковый словарь Ушакова

Так-с — и тэк-с, частица. То же, что так в 10 знач. - "Я, матушка, Прасковья Ивановна, очень люблю ваши булки", сказал он ей. "Тэк-с, тэк-с". Тургенев.
Толковый словарь Ушакова

Так-сяк — в знач. сказуемого (простореч. фам.). Терпимо, сносно. Ну, это еще так-сяк.
Толковый словарь Ушакова

Так-таки — частица противительная (разг.). То же, что таки в 1 знач. Сумел так-таки сделать! И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? Тургенев. Неужто так-таки и не можешь? Максим Горький.
Толковый словарь Ушакова

Так-то — (разг.). 1. нареч. употр. преимущ. в восклицаниях в знач. именно так. таким образом. ты меня слушаешь! 2. частица. То же, что так 1 в 10 знач. - , брат, кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча.........
Толковый словарь Ушакова

Идея — 1. Основная мысль, соображение; намерение.
Абстрактная, банальная, беспочвенная, блестящая, блистательная, богатая, большая, бредовая, важная, ведущая, верная, вечная,........
Словарь эпитетов

Вот Так Вот Нареч. Разг. — 1. Именно так, а не как-нибудь иначе; именно таким образом.
Толковый словарь Ефремовой

Вот Так Да Межд. Разг. — 1. Возглас при выражении изумления или удивления на неожиданное сообщение или на неожиданно совершившееся событие; вот так так, вот это да.
Толковый словарь Ефремовой

Вот Так Нареч. Разг. — 1. Именно так, а не как-нибудь иначе; именно таким образом. 2. перен. Очень.
Толковый словарь Ефремовой

Вот Так Частица Разг. — 1. Употр. при выражении удивления, неодобрения, иронии при общей оценки чего-л.; ай да, ну и.
Толковый словарь Ефремовой

Вот Так-то Межд. Разг. — 1. Возглас при подтверждения предыдущего высказывания.
Толковый словарь Ефремовой

Если Даже И.., Так Союз — 1. Употр. при соединении однородных членов предложения, первый из которых содержит допущение; если и.., то; если и.., так; если даже и.., то; хотя и. 2. Употр. при присоединении........
Толковый словарь Ефремовой

За Так Нареч. Разг. — 1. Бесплатно, даром.
Толковый словарь Ефремовой

И Так Частица Разг. — 1. Употр. при усиленном подчеркивании действия, которое уже совершилось, совершается или совершится; и без того, уже.
Толковый словарь Ефремовой

Как Бы Не Так Частица Разг.-сниж. — 1. Употр. при выражении категорического несогласия или отказа от чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Как.., Так И Союз — 1. Употр. при соединении однородных членов предложения, сопоставляемых в каком-л. отношении. 2. Употр. при соединении предложений, в которых сопоставляются субъекты, объекты........
Толковый словарь Ефремовой

Как.., Так Союз — 1. Употр. при соединении частей предложения или целых предложений, субъекты которых сопоставляются, соотносятся друг с другом.
Толковый словарь Ефремовой

Не Так Ли Частица Разг. — 1. Употр. при ожидании утвердительного ответа на вопрос; не правда ли.
Толковый словарь Ефремовой

Не Так Нареч. Разг. — 1. Не слишком, не очень.
Толковый словарь Ефремовой

Не Так Чтоб Нареч. Разг. — 1. см. не так чтобы.
Толковый словарь Ефремовой

Не Так Чтоб.., А Союз Разг. — 1. см. не так чтобы.., а.
Толковый словарь Ефремовой

Не Так Чтоб.., Но Союз Разг. — 1. см. не так чтобы.., но.
Толковый словарь Ефремовой

Не Так Чтобы И Не Так Чтоб Нареч. Разг. — 1. Не очень, не слишком, так себе.
Толковый словарь Ефремовой

Не Так Чтобы.., А И Не Так Чтоб.., А Союз Разг. — 1. Употр. при соединении однородных членов предложения, внося оттенок неопределенности в оценку признака или состояния первой части предложения; не так чтобы.., но.
Толковый словарь Ефремовой

Посмотреть еще слова :