Философский словарь

Пьер Абеляр (1079-1142)

- самый значительный представитель Средневековой философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории философии не только своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена им в автобиографическом произведении "История моих бедствий". С малых лет он почувствовал у себя тягу к знаниям, а потому отказался от наследства в пользу своих родственников. Получил образование в различных школах, затем обосновался в Париже, где занимался преподавательской деятельностью. Он приобрел славу искусного диалектика по всей Европе. Абеляр прославился также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице. Их роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но дядя Элоизы вмешался в их отношения, и после того как над Абеляром по указанию дяди было совершено надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в монастырь. Отношения между Абеляром и его женой известны из их переписки. Основные произведения Абеляра: "Да и нет", "Познай самого себя", "Диалог между философом, иудеем и христианином", "Христианская теология" и др. Он был широко образованным человеком, знакомым с произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими памятниками античной культуры. Главная проблема в творчестве Абеляра - соотношение веры и разума, эта проблема была основной и для всей схоластической философии. Абеляр отдавал предпочтение разуму, знанию перед слепой верой, поэтому вера у него должна иметь рассудочное обоснование. Абеляр - ревностный сторонник и адепт схоластической логики, диалектики, которая в состоянии разоблачить всевозможные ухищрения, в чем и заключается, ее отличие от софистики. По мнению Абеляра, мы можем совершенствоваться в вере, лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики. Абеляр определял веру как "предположение" о вещах, недоступных человеческим чувствам, как то, что имеет дело не с природными вещами, познаваемыми науками. В произведении "Да и нет" Абеляр анализирует взгляды "отцов церкви", используя выдержки из Библии и их сочинений, и показывает противоречивость приводимых высказываний. В результате этого анализа возникают сомнения в некоторых догматах церкви, христианского вероучения. С другой стороны, Абеляр не сомневался в основных положениях христианства, а лишь призывал к осмысленному их усвоению. Он писал, что тот, кто не понимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в музыке. Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в самостоятельности философов, в критическом отношении к теологии. Взгляды Абеляра осуждены церковью на Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам бросил свою книгу "Божественное единство и троичность" в огонь. (В этой книге он доказывал, что существует лишь один-единственный Бог-отец, а Бог-сын и Бог-дух святой- лишь. проявления его могущества.) В произведений "Диалектика" Абеляр излагает свои взгляды по проблеме универсалий. Он пытался примирить крайне реалистические и крайне номиналистические позиции. Крайнего номинализма придерживался учитель Абеляра Росцелин, а крайнего реализма - тоже учитель Абеляра - Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что существуют лишь единичные вещи, общего вообще не существует, общее - это лишь названия. Гильом из Шампо, наоборот, считал, что общее существует в вещах как неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят индивидуальное разнообразие в единую общую сущность. Абеляр полагал, что человек в процессе своего чувственного познания вырабатывает общие понятия, которые выражаются в словах, имеющих тот или иной смысл. Универсалии создаются человеком на основе чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех свойств вещи, которые общи для многих предметов. В результате этого процесса абстрагирования происходит образование универсалий, которые существуют лишь в уме человека. Такая позиция, преодолевающая крайности номинализма и реализма, впоследствии получила название концептуализма. Абеляр выступал против схоластических умозрительных и идеалистических спекуляций в отношении знания, существовавших в то время. В произведении "Диалог между философом, иудеем и христианином" Абеляр проводит идею веротерпимости. Он доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что она единственно истинная религия. Только философия может достичь истины; она направляется естественным законом, который свободен от всевозможных священных авторитетов. В следовании естественному закону и состоит нравственное познание. Кроме этого естественного закона, люди следуют еще всевозможным предписаниям, но они ~ лишь ненужные добавления к естественному закону, которому следуют все люди, - совести. Этические воззрения Абеляра изложены в двух произведениях -"Познай самого себя и "Диалоге между философом" иудеем и христианином". Они находятся в тесной зависимости с его теологией. Основной принцип этической концепции Абеляра - утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки - как добродетельные, так и греховные. Такое воззрение - продолжение -абеляровской позиции в области гносеологии, подчеркивание субъективной роли человека в познании. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. Греховный поступок - такой, который совершен в противоречии с убеждениями человека. В соответствии с этими своими убеждениями Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами. Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был примером высокой морали, которой должно следовать все человечество. Абеляр полагал, что человечество унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру, божественная благодать нужна человеку не для осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их осуществление. Все это противоречило распространенным тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским собором (1140) как ересь.


Смотреть значение Пьер Абеляр (1079-1142) в других словарях

Абеляр Пьер — (1079 – 1142 ) – католический теолог, мистик-рационалист, основал теорию концептуализма – смягченную версию номинализма, продолжал традицию комментаторства Порфирия-Боэция,........
Политический словарь

Бурдье (bourdieu) Пьер (1930) — - французский социолог. По Б., общество - это совокупность отношений, складывающихся в различных полях, каждое из которых имеет специфический тип власти. "Политическое........
Политический словарь

Галуа Пьер-мари — (р.1911) – современный французский геополитик, генерал. Автор многих статей и книг, в частности, «Геополитика: дороги могущества».
Политический словарь

Милза Пьер — - французский исследователь проблем фашизма. Автор работ "Фашизмы и реакционные идеологии в Европе. 1919-1945" (1969), "Фашизм" (1986), "Французский фашизм. Прошлое и настоящее" (1988) и др.
Политический словарь

Прудон (proudhon) Пьер Жерар (1809-1865) — - французский философ, социолог, экономист, теория анархизма. В основе учения П. лежит утверждение, что приобретаемая без труда (рента, прибыль), для охран которой и существует........
Политический словарь

Буагильбер (boisguillebert) Пьер Лепезан (1646-1714) — один из зачинателей классического направления экономической мысли во Франции. В отличие от У.Петти Буагильбер критиковал меркантилистическое обожествление денег,........
Экономический словарь

Гарнье, Пьер — - крупный
представитель французской бухгалтерской науки XX в. Все
факты Гарнье делил на юридические (
договоры поставки, купли-продажи,
подряда, аренды........
Экономический словарь

Дюпон Де Немур (dupont De Nemours) Пьер Самуэль (1739-1817) — французский экономист и политический деятель. Примкнул к кружку Ф.Кенэ и стал одним из представителей школы физиократов и пропагандистов их идей. Был редактором основанного........
Экономический словарь

Жамс (james) Эмиль Пьер Мари (1899-1987) — французский
экономист, один из идеологов кейнсианства, которое во Франции в 50-е гг. XX в. оформилось в реалистическое направление, или
дирижизм. Жамс выступал........
Экономический словарь

Левассер (levasseur) Пьер Эмиль (1828-1911) — французский экономист и историк. Занимался изучением экономической истории Франции
Экономический словарь

Леоте, Эжен Пьер — - крупный
представитель французской бухгалтерской науки XIX в., тесно сотрудничал с А.Гильбо. Для Леоте
учет - это веление счетов, с
помощью которых достигаются........
Экономический словарь

Мерсье Де Ля Ривьер (lemercier De La Riviere) Поль Пьер (1729-1793) — французский экономист, теоретик школы физиократов. В середине 60-х годов XVIII века вошел в круг экономистов, сгруппировавшихся вокруг Ф.Кенэ. В 1767 г. вышла книга Мерсье........
Экономический словарь

Прудон (proudhon) Пьер Жозеф (1809-1865) — представитель французской мелкобуржуазной политэкономии. Основные экономические работы: «Что такое собственность?» (1840), «Система экономических противоречий, или........
Экономический словарь

Пьер Лепезан Де Буагильбер — Pierre le Pesant, Sieur de Boisguilbert

1646-1714

Прошло больше 40 лет с тех пор, как в 1661 г. молодой король Людовик XIV после смерти всесильного министра Мазарини стал править самостоятельно.........
Экономический словарь

Абеляр — (Abelard - Abailard ) Пьер (1079-1142), французский философ, теологи поэт. В споре о природе универсалий развил учение, названное позжеконцептуализмом. Разрабатывал схоластическую........
Большой энциклопедический словарь

Бернарден Де Сен-пьер — (Bernardin de Saint-Pierre) Жак Анри (1737-1814) -французский писатель. Руссоистские идеи в романе "Поль и Виргиния" (1788),сатирико-философской повести "Индийская хижина" (1791), повести "Суратскаякофейня" (1791).
Большой энциклопедический словарь

Пьер-сен-мартен — (Pierre-Saint-Martin) - карстовая пропасть в сопредельномрайоне Франции и Испании, в Зап. Пиренеях. Глубина 1350 м (одна из самыхглубоких в мире).
Большой энциклопедический словарь

Сен-пьер — (Saint-Pierre) - город, порт, административный центр владенияФранции Сен-Пьер и Микелон. 5,4 тыс. жителей (1988). Лов и переработкарыбы.
Большой энциклопедический словарь

Сен-пьер И Микелон — (Saint-Pierre et Miquelon) - низменный архипелаг (8островов) у восточных берегов Сев. Америки, южнее о. Ньюфаундленд.Владение Франции. 242 км2 (из них о. Микелон 216 км2). Население 6,4 тыс.человек........
Большой энциклопедический словарь

Пьер-сен-мартен — Пьер-Сен-Марте́н(Pierre-Saint-Martin), карстовая пропасть в Зап. Пиренеях, на границе Франции и Испании. Известна с 1951 г. В течение долгого времени считалась глубочайшей пещерой........
Географическая энциклопедия

Сен-пьер — Сен-Пьеростров в островной группе Сен-Пьер и Микелон, в проливе Кабота (Атлантический океан), к югу от острова Ньюфаундленд (Канада). Пл. ок. 26 км. От крупнейшего в архипелаге........
Географическая энциклопедия

Сен-пьер И Микелон — Сен-Пьер и Микело́н(Saint-Pierre et Miquelon), группа из 8 о-вов в прол. Кабота (Атлантический океан), к Ю. от о. Ньюфаундленд. Заморский департамент Франции. Пл. 242 км² (о. Микелон –........
Географическая энциклопедия

Сен-пьер И Микелон — группа о-вов в Атлантическом океане у юж. побережья о-ва Ньюфаундленд; владение Франции. Открыты в 1520 г. португ. мореплавателем Жуаном А. Фагундишем. Название Микелон........
Географический словарь

Амп, Пьер (род. В 1876 Г.) — - псевдоним известного современного французского писателя Бурильона. В молодости Пьер Амп был поваром в Лондоне и Париже, затем стал железнодорожным служащим и наконец........
Исторический словарь

Андрей Владимирович (1102 - 1142) — В 1118-1135 гг. княжил во Владимире-Волынском, а затем получил от великого князя киевского Ярополка Владимировича княжение в Переяславле Русском. Когда Всеволод Ольгович,........
Исторический словарь

Бриссо Де Варвиль Жак Пьер — (Brissot de Warville, Jacques Pierre) (1754-1793). Парижский адвокат и литератор, представитель радикальной буржуазной интеллигенции во время Французской Революции. В Национальной Ассамблее........
Исторический словарь

Бриссо Де Варвиль, Жак Пьер — (Brissot de Warville, Jacques Pierre) (1754-1793) - Парижский адвокат и литератор, представитель радикальной буржуазной интеллигенции во время Французской Революции. В Национальной Aссамблее........
Исторический словарь

Базен, Пьер Доминик (петр Петрович) — (Pierre Dominique Bazaine) — род. в 1783 г., умер 28 сентября (нов. ст.) 1838 г. в Париже. Он был прислан Наполеоном I по просьбе Александра I вместе с тремя другими молодыми математиками из........
Большая биографическая энциклопедия

Бурде, Поль Пьер — актер французский в СПб., уехал из СПб. за границу весною 1799
Большая биографическая энциклопедия

Валуа, Пьер Христоф — архитектор, назначенный академ. И. А. X. при Екатерине II; † 1744?
Дополнение: Валуа, Жак (не Пьер) Христоф, архитектор; † 1774 г.
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :