Энциклопедия мифологии

Японская Мифология

совокупность древнеяпонской (синтоистской), буддийской и возникшей на их основе (с включением элементов даосизма) поздней народной мифологических систем. Древнеяпонская мифология запечатлена в многочисленных памятниках, таких, как «Кодзики» («Записи о делах древности», 712г.), «Нихонги» (или «Нихонсёки», «Анналы Японии», 720 г.), этногеографические описания японских провинций, т. н. фудоки («Записи о землях и обычаях», 8 в.), древнейшие молитвословия норито, «Когосюи» («Собрание древних слов», нач. 9 в.) и «Кюдзихонги» («Главные записи о делах старины», нач. 12 в.). Наибольшее количество мифов, целые циклы их вошли в «Кодзики» и «Нихонги». Эти своды и составили официальную мифологию синто, частично адаптировав, а частично оттеснив на периферию и в низшую мифологию местные шаманистские культы.
Материалы первых свитков в обоих сводах позволяют выделить в них три основных мифологических цикла: в первом, космологическом цикле действие происходит на равнине высокого неба - такама-но хара, где обитают небесные боги, и в царстве мёртвых ёми-но куни. Во втором цикле Идзумо действие происходит на земле (Идзумо - древнее название местности, ныне расположенной в восточной части префектуры Симане в центральной Японии). Третий цикл рассказывает о событиях, происходящих в местности Химука (нынешняя префектура Мия-дзаки, остров Кюсю). Героями мифов в этих свитках выступают боги - ками (иначе именуемые микото), одни из которых действуют и говорят подобно людям, другие же олицетворяют абстрактные, умозрительные представления. Высшую категорию ками представляют собой небесные ками, среди которых, в свою очередь, выделяются «особые небесные» ками, ниже их стоят земные ками, обычно привязанные к определённой местности; и, наконец, ещё ниже - ками-духи, проявлением существования которых служат предметы и явления природы.
В Я. м. нет единого творца - зачинателя мироздания, демиурга. Всё начинается не с хаоса, а с самопроизвольного установления самого первоначального и элементарного порядка, одновременного появлению богов-ками.
Первых ками трое: Амэ-но минака-нуси, Такамимусуби и Камимусуби. В отличие от последующих поколений богов, являющихся парами, они не имеют пола и каких-либо внешних признаков. За этой троицей появляются ещё четыре ками-одиночки. Они уже менее абстрактны и связаны с теми или иными природными объектами. Двое из них (ср. Амэ-нотокогами) были рождены в лоне земли, которую можно отождествить с Японией (поэтическое наименование Японии в мифах - Асихара-но накацукуни, «тростниковая равнина - срединная страна»). Следом рождаются бог, навечно утвердившийся на земле, и бог обильных облаков над равнинами - последние боги-одиночки. Бог всплывающей грязи и его младшая сестра богиня осаждающегося песка открывают список богов, являющихся парами.
Завершение космогонического процесса приходится на долю пятой пары этих богов Идзанаки и Идзанами. Ко времени их появления «земля еще не вышла из младенчества» и, подобно плавающему жиру, носилась по морским волнам, поэтому высшие небесные боги поручают этим богам обратить жидкую землю в твердь, что они и совершают, мешая воду копьём.
Затем, заключив брак, они рождают острова, составляющие Японию, а потом - богов-духов, которые должны эту страну населить. Мир постепенно обретает свой обычный вид: являются горы и деревья, равнины и ущелья, туманы в ущельях и тёмные расщелины, а «хозяевами» всех предметов и явлений окружающего мира становятся рождённые здесь ками. Старшая дочь Идзанаки, Аматэрасу, получает во владение «равнину высокого неба» и становится главным божеством пантеона, покровительницей земледелия. Небесные владения Аматэрасу описываются, как некое подобие земли. Здесь есть рисовые поля, покои для ткацких работ и т. п.
Повествования, связанные с нисхождением Сусаноо в Идзумо, могут рассматриваться как своего рода посредники, объединяющие два цикла мифов - мифы пришельцев и мифы коренных насельников Идзумо. В этих последних наиболее прославленным персонажем является 0-кунинуси, отпрыск Сусаноо, который со своим помощником Сукунабикона занимается устроением мира. С прибытия на землю Ниниги и его вступления во владения Японией начинается третий цикл мифов об установлении божественной власти на земле. Существование двух версий приведения к покорности земных богов: длительной и гуманной («Кодзики», «Нихонги») и краткой и воинственной («Когосюи») также отражает наличие двух разных культурных традиций, одна из которых принадлежала покорителям (небесные боги), другая - побеждённым (земные боги).
Характерной особенностью Я. м. является широкое отражение в ней веры древних японцев в магию. Исследователи отмечают, что японские мифы больше похожи на смесь различных суеверий, чем на связную сюжетную систему. Подробное описание магических обрядов приводится в мифе о бегстве Идзанаки из подземного царства, содержащем распространённый в фольклоре многих народов мотив задержания погони посредством бросания различных предметов («магическое бегство»), и в мифе о сокрытии солнечной богини Аматэрасу в грот, где самым главным в магическом ритуале является танец богини Амэ-но удзумэ.
В японских мифах вычленяется много сказочных мотивов и сюжетов, явно более позднего происхождения, чем основные сюжетные линии. Ср. миф о победе Сусаноо над змеем Ямата-но ороти. В мифах действуют животные - помощники. Это мышь в рассказе об испытаниях 0-кунинуси, «голый заяц» Акахада-но усаги в мифе об 0-кунинуси и его старших братьях - ясогами. Полный и развитой сказочный сюжет воплощён в мифологическом рассказе о пребывании Хоори в подводном царстве, тоже явно более позднем по происхождению включении в мифологический свод.
Лит.: Арутюнов С. А„ Светлов Г. Е., Старые и новые боги Японии, М., 1968; Конрад Н. И., Канун, Японское древнее общество, в его кн.: Очерк истории культуры средневековой Японии VII-XVI вв., М., 1980;
Пинус Е. М., Древние мифы японского народа, в кн.: Китай, Япония. История и филология. К семидесятилетию академика Н. И. Конрада. М., 1961; Кодзики - Записи о делах древности. [Вступ. статья и пер. Е. М- Пинус], «Проблемы Дальнего Востока», 1973, № 4; Obayashi Таrуо. The Origins of Japanese Mythology, «Acta Aeiatica. Bulletin of the Institute of Eastern Culture», Tokyo, 1977, v. 31; Vannovsky A., Volcanoes and the Sun, a new concept of the mythology of the Kojiki, Tokyo. I960; Ито Сэйдзи, Ообаяси Таре. Нихон синва кэнкю, (Исследование мифов Японии), т. 1-3, Токио, 1977; Кодзики-Норито Нихон котэн бунгаку тайкэй (серия «Японская классическая литература»), т. 1, Токио, 1958; Мацумура Такэо, Нихон синва-но кэнкю (Изучение японской мифологии), 3 изд.. т, 1-4, Токио, 1955-58; Нихонсёки. Нихон котэн дзэнсё (Японские древние хроники), т. 1-2, Токио, 1969; Ообаяси Таре, Нихон но синва (Японские мифы), Токио, 1976; его же, Нихон синва-но кигэн (Происхождение японских мифов), Токио, 1965.
Е. М. Пинус.
 
Буддийская мифология. Буддизм (см. ст. Буддийская мифология) получает распространение в Японии с середины 6 в. вместе с потоком континентальной культуры из Кореи и Китая. Начиная с этого времени он оказывает существенное влияние на все стороны социальной и культурной жизни японского общества, находившегося на стадии перехода от общества раннеклассового к классовому. Однако это происходит не столько за счёт подавления местных культов, сколько путём инфильтрации буддизма в те идеологические и духовные сферы, в которые синтоизм ещё не успел проникнуть. В первую очередь это касается государственного культа, а также обслуживания потребностей выделявшейся из кровнородственного коллектива личности.
Персонажи буддийской мифологии выступают не в своей основной ипостаси, а в изменённом обличье - обычно святыми (хидзири), творящими чудеса. Подобная трактовка будд и бодхисатв (босацу) через привычные образы полуфольклорных героев создавала широкие предпосылки и возможности для инкорпорирования идей и персонажей буддийской мифологии в жизнь японцев. Святые первоначального японского буддизма сохраняют некоторые черты синтоистских шаманов и заклинателей. Они помогают добродетельным, наказывают злодеев, наставляют заблудших. Главная роль при этом принадлежит аватарам бодхисатвы Каннон (Авалокитешвары), чаще всего осмысляемой, в отличие от Индии и подобно Китаю, в женском облике. Понимание ею личных нужд человека, безграничное сострадание, чего были лишены синтоистские божества, поклонение которым носило по преимуществу коллективный характер, сделало Каннон чрезвычайно популярной среди простого люда.
Другим главным действующим лицом буддийских мифов, преданий и легенд стал царь страны мёртвых - Эмма (санскр. Яма). Считалось, что Эмма определяет меру грехов и благодеяний того или иного человека и соответствующее воздаяние, причём акцент делается не на будущих рождениях (как в ортодоксальном буддизме), а переносится на данную жизнь человека. Уже в 8 в. с Эммой стали отождествлять бодхисатву Дзидзо.
Характерной чертой сложившегося в результате сосуществования буддизма и синтоизма общего пантеона стала двуединость многих входящих в него божеств: тот или иной будда являл себя через определённое божество синтоизма (напр., Вайрочана в образе Аматэрасу), сохраняя при этом собственные свойства и приобретая дополнительно свойства этого божества.
С распространением буддизма космология дополнилась сложными представлениями о мировой вертикали - горе и шести мирах, в которых перерождаются умершие в соответствии с их моральными заслугами. Однако в народном буддизме эта картина довольно быстро упростилась. Небеса и адские судилища в представлениях японцев отождествились с реальными горами, издавна считавшимися обиталищами ками. Так, например, горы Кумано, священные и в добуддийскую эпоху, с начала 9 в. стали почитаться как место расположения раёв бодхисатв Каннон и Амиды.
Эсотерические секты Сингон (букв. «истинные слова», перевод санскр. «мантра») и Тэндай («опора неба», кит. Тянь-тай) впервые вводят рисованные изображения будд и бодхисатв (раньше типично было их скульптурное воплощение), первостепенное значение приобретает мандала, в центре которой находится Вайрочана. Культ Вайрочаны особенно развит в учении Сингон, согласно которому всё живое и неживое на земле является эманацией этого будды. Пантеон Тэндай более многочислен. Приверженцы Тэндай почитали и Шакъямуни (япон. Сяка-нёрай), и Вайрочану, и будду Амитабху (Амида), и Бхайшаджьягуру, исцеляющего людей от телесных и духовных недугов, и многих других будд и бодхисатв.
Секта Дзёдо-сю (букв. «чистая земля»), получившая распространение в 12 в., осуществила серьёзный пересмотр основных положений буддийской доктрины. Конечной целью человеческого существования объявлялась не нирвана (япон. сатори), а возрождение в западном раю «чистой земли», которым правит Амида. Раньше представления о рае и аде совмещались в стране мёртвых царя Эммы. Это типологически соответствовало синтоистским идеям о потустороннем существовании, согласно которым статус каждого умершего одинаков: вне зависимости от его земных деяний, он является объектом поклонения для своих потомков. В учении Дзёдо-сю рай и ад разделены. Среди сект «чистой земли» Амиде особенно большое место отводилось в учении Дзёдо-син-сю (истинная секта чистой земли), основанной в 13 в.
Начиная с 1614, когда был издан указ, согласно которому каждому японцу вменялось в обязанность посещать храм того прихода, где он проживал, вне зависимости от принадлежности к той или иной секте, наблюдается постепенное нивелирование мифологии, догматики и обрядности различных японских буддийских сект. Народные верования буддизма в новое время обнаруживают аморфность и синкретичность. На эти верования заметное влияние оказала практика синтоизма и отчасти даосизма.
А. Я. Мещеряков.


Смотреть значение Японская Мифология в других словарях

Мифология — мифологии, ж. 1. Совокупность, система мифов. Греческая мифология. 2. только ед. Наука о мифах. Сравнительная мифология.
Толковый словарь Ушакова

Мифология Ж. — 1. Научная дисциплина, изучающая мифы древних народов. 2. Совокупность мифов какого-л. народа.
Толковый словарь Ефремовой

Мифология Политическая — - ложное, фантастическое, нереальное представление о политической действительности.
Политический словарь

Мифология — -и; ж. [от греч. mythos - предание, сказание и logos - учение]
1. Совокупность, собрание мифов (1 зн.). Греческая м. Индийская м.
2. Комплексная научная дисциплина, изучающая мифы. Введение в мифологию.
Толковый словарь Кузнецова

Японская Концепция Маркетинга — концепция,
основной
принцип которой -
учет пожеланий, запросов потребителя без критики, рассмотрение их производителем как своих собственных; главный лозунг:........
Экономический словарь

Японская Концепция Маркетинга — - концепция, основным принципом которой является учет пожеланий, запросов потребителя без критики, рассмотрение их производителем как своих собственных. Главный лозунг........
Юридический словарь

Лихорадка Речная Японская — см. Цуцугамуши.
Большой медицинский словарь

Мифология — (от греч. mythos - предание - сказание и ...логия),1)совокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Др. Греции, Др.Индии.2) Наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание,распространение).
Большой энциклопедический словарь

Русско-японская Война 1904-05 — империалистическая, за господство вСеверо-Вост. Китае и Корее. Начата Японией. Основные события 1904:нападение японского флота на Порт-Артур, Порт-Артура оборона, неудачныедля........
Большой энциклопедический словарь

Русско-японская Конвенция — (секретная) (заключена 8.7.1912 вСанкт-Петербурге) - о разделе сфер влияния в Северо-Вост. Китае иВнутренней Монголии, которая делилась по пекинскому меридиану на русскую(западную)........
Большой энциклопедический словарь

Вафангоу Русско-японская Война — Место сражения 14-15 июня 1904 35-тысячной русской армии барона Штакельберга с 40-тысячной япон. армией ген. Оку. Японцы атаковали позиции противника, но русским войскам удалось........
Исторический словарь

Греческая Культура Vii-iv Вв. До Н.э. Религия И Мифология — Невозможно назвать область современной культуры — будь то география пли медицина, архитектура или театр, где бы греки не оставили глубокого следа, но особенно велик........
Исторический словарь

Квантунская Армия (японская) — - главная и самая мощная группировка сухопутных войск Японии во второй мировой войне 1939-1945 гг., сосредоточенная в Манчжурии и Корее и разгромленная советскими вооруженными........
Исторический словарь

Ляоян (liaoyang) Русско-японская Война — Место сражения 11-21 авг. (24 авг. - 3 сент.) 1904 между 152-тысячной русской армией ген. А. Н. Куропаткина и япон. войсками марш. Оямы (130 000 чел. и 508 орудий). Японцы планировали решительное........
Исторический словарь

Мифология — — совокупность мифов, а также наука, раскрывающая сущность мифа и описывающая многообразие мифических феноменов.
Исторический словарь

Мукден (mukden) I Русско-японская Война — После падения Порт-Артура япон. силы под Мукденом увеличились на 30 % за счет армии ген. Ноги, их общая численность составила 271 000 чел. при 1062 орудиях; русский главнокомандующий........
Исторический словарь

Наньхань (nanhan) Русско-японская Война — Место сражения 26 мая 1904, в котором участвовали три япон. дивизии ген. Оку и русская дивизия ген. Стесселя при поддержке артиллерии. Русские занимали хорошо укрепленные........
Исторический словарь

Ассиро-вавилонская Религия И Мифология — см. Вавилоно-ассирийская религия и мифология.
Советская историческая энциклопедия

Вавилоно-ассирийская Религия И Мифология — Вавилоно-ассирийская религия - религия древних народов Двуречья (терр. совр. Ирака) - шумеров, вавилонян и ассирийцев. Она не составляла стройной догматической системы,........
Советская историческая энциклопедия

Порт-артур Ii Русско-японская Война — Место сражения 8 февр. 1904 между япон. флотом (16 военных кораблей) под командованием вице-адм. Того и русским флотом под командованием вице-адм. О. В. Старка (семь броненосцев........
Исторический словарь

Древнегерманская Мифология И Религия. — Источниками для воссоздания Д. м. и р. служат: труды античных (Юлия Цезаря, Тацита и др.) и нек-рых ср.-век. (Адама Бременского и др.) авторов, пережитки в обрядах совр. герм.........
Советская историческая энциклопедия

Древнегреческая Мифология И Религия — Древнегреч. мифология как совокупность сказаний древних греков о богах, демонах и героях представляла попытку первобытного человека осмыслить окружающую действительность........
Советская историческая энциклопедия

Древнеиндийская Мифология — Первые достоверные сведения о мифологии индийцев относятся ко времени создания Ригведы (2-е - нач. 1-го тыс. до н. э.). Боги Ригведы (их более 3 тыс.) представляли собой персонификацию........
Советская историческая энциклопедия

Древнеиранская Мифология — Осн. источниками для изучения Д. м. являются Авеста и примыкающие к ней памятники среднеперс. лит-ры ("Бундахишн", "Денкард" и др.), а также знаменитое "Шахнаме" Фирдоуси........
Советская историческая энциклопедия

Древнеримская Мифология И Религия — Мифология и религия древних римлян никогда не имели законч. системы. Остатки старинных верований уживались в них с мифами и религ. представлениями, заимствованными........
Советская историческая энциклопедия

Русско-японская Война (1904-1905 Гг.) — Война между Россией и Японией велась за контроль над Маньчжурией, Кореей и портами Порт-Артур и Дальний. В ночь на 9 февраля японский флот без объявления войны напал........
Исторический словарь

Русско-японская Война 1904-05 — за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. Начата Японией. В ночь на 27.1(6.2). 1904 японский флот внезапно атаковал Порт-Артур и блокировал Тихоокеанскую эскадру. В январе........
Исторический словарь

Русско-японская Конвенция — - секретная, заключена 08.07.1912 г. в Петербурге - о разделе сфер влияния в Северо-Восточном Китае и Внутренней Монголии, которая делилась по пекинскому меридиану на русскую........
Исторический словарь

Мифология — (от греч. mutos - предание, сказание и logos - слово, рассказ) - 1) Фантастич. представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации. 2) В узком смысле слова........
Советская историческая энциклопедия

Русско-японская Война 1904-05 — империалистич. война между Японией и Россией, возникшая в обстановке усилившейся борьбы империалистич. держав за раздел полуфеод. Китая и Кореи. Япон. империалисты,........
Советская историческая энциклопедия

Посмотреть еще слова :