Энциклопедия мифологии

Шаманская Мифология

тесно связана с ритуальной практикой и в значительной степени ориентирована на время обряда. Отражена преимущественно в устно-поэтической, фольклорной традиции.
Центральная фигура Ш. м. - шаман, осуществляющий посредничество, медиацию между людьми и духами. В распоряжении шамана находится особая категория духов-помощников, именуемых часто в шаманских песнопениях его «силой», «свитой» или «войском». Нередко духи-помощники выступают в образе птиц, рыб или наземных животных - символов различных сфер мироздания (ср. самодийские лозы, тадебцо).
Шаманским космологиям свойственно трёхчленное деление мироздания на верхний, средний и нижний миры, каждый из которых, в свою очередь, членится на несколько ярусов или слоев. Эти миры соединены древом мировым или космической рекой: её , исток (южная сторона) соответствует верхнему миру, а устье - нижнему, находящемуся на севере. Обычно отчётливо прослеживается отождествление положительного, светлого начала с верхом, небом и югом, а отрицательного, тёмного - с низом, миром мёртвых и севером (или западом). Верхний мир населяется добрыми духами (часто во главе с верховным божеством), подземный мир - вредоносными духами и душами покойников, средний мир - людьми и многочисленными духами-хозяевами (ср., например, тюркские эе, иччи).
Выделяются две основные тематические группы шаманских мифов и легенд: связанные с посвящением в шаманы (шаманскими инициациями) и с шаманской обрядовой практикой. Шаманские инициации описываются или как избранничество неофита духами, которые преследуют его своими притязаниями сексуального характера, или как пребывание души будущего шамана в мире предков, на особом шаманском дереве, в колыбели, гнезде и т. д. Соответственно шаманское посвящение может разворачиваться как история заключения брака с избравшим духом, становящимся после этого главным духом - помощником шамана [возможно, именно с этой версией связаны представления о шаманах превращённого (двойного) пола, существовавшие у палеоазиатов, эскимосов и у ряда индейских племён Сев. Америки], либо как выращивание, выкармливание шаманской души - птенца духами - предками, либо как расчленение и пересотворение тела неофита: варка в котлах, выковывание в кузнице, зашивание под кожу кристаллов, магических камней, змей и т. д., нахождение особой «шаманской кости» и пр. Рассечение тела может интерпретироваться и как смерть - воскрешение, и как жертвоприношение духам (у якутов, например, считалось, что лишь те духи, до которых долетели капли крови и кусочки мяса будущего шамана, будут в дальнейшем ему помогать или подчиняться его требованиям), и как испытания, пройти которые суждено лишь достойному кандидату.
Наиболее распространённая функция шаманов - врачевание. В некоторых регионах в круг ритуальных обязанностей шамана входило также добывание у духов - хозяев душ промысловых животных, скота или младенцев для бездетных супругов, удачи для охотника, усмирение непогоды, гадания, проводы души умершего в селение мертвецов, изгнание проникших к людям, поселившихся в доме злых духов, наделение жизненной силой амулетов, промыслового инвентаря, оружия и т. д. В процессе камлания шаман или его духи-помощники совершают символическое путешествие в мир духов, при этом он призывает то одного, то другого из своих духов-помощников, вступает в поединки с духами болезней, уговаривает и заклинает духов-хозяев удовлетворить просьбы, пророчествует от имени духов и, получив искомый объект (душу больного, жизненную силу новорождённого, охотничью удачу и т. д.), передаёт его просителям.
В легендах о шаманских подвигах сюжетная сторона камланий как странствий души ещё более разрастается за счёт включения таких эпических мотивов, как похищение души у антагониста, бегство, оборотничество и различные превращения добываемых объектов, самого героя - шамана, его помощников и противников [среди последних часто оказываются не только злые духи, но и вредоносные чёрные (способные наносить порчу и пожирать души) шаманы-инородцы]. Такие рассказы о шаманских путешествиях, поединках, чудесах, трюках и т. д., разыгрываемые или излагаемые во время камланий, имеют тенденцию к отрыву от конкретной обрядовой ситуации и иногда циклизуются в обширные биографические серии вокруг фигуры какого-либо великого шамана прошлого, становящегося в ряде случаев объектом почитания (культ умерших шаманов существовал у якутов, бурят, юкагиров и др.). Подобные сюжеты могут быть близки мифологическим и сказочным сюжетам о культурном герое, кваэиисторическом предке и т. д. В эпической архаике, где богатырские качества героя обычно не отделяются от хитрости и колдовского могущества, шаманские сюжеты составляют существенный пласт мотивного фонда, а многие мифологические персонажи (например, корякский культурный герой Ворон, энецкий Ди'а и др.) наделены шаманскими способностями и умениями. Элементы Ш. м. прослеживаются и в стадиально более поздних мифологиях и религиях: в представлениях о скандинавском Одине, получившем священный мёд и знание рун в результате прохождения шаманской инициации на ясене Иггдрасиль, греческом Орфее, совершающем путешествие в мир мёртвых, карело-финском Вяйня-мёйнене, отправляющемся в Туонелу или Похьёлу за магическим инструментом, ритуальной формулой или сампо, библейских пророках и т. д.
Лит.: Аврорин В. А., Козьминский И. И., Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте», в кн.: Сборник Музея антропологии и этнографии, т. 11, М.-Л., 1949; Анохин А. В., Материалы по шаманству у алтайцев..., там же, т. 4, в. 2, Л., 1924; Банзаров Д., Черная вера или шаманство у монголов, СПБ, 1891; Зеленин Д. К., Культ онгонов в Сибири, М.-Л., 1936 (Труды Института антропологии, археологии и этнографии. т. 14); Ксенофонтов Г. В.. Легенды и рассказы о шаманах, М., 1930; Михайлов Т. М., Хороших П. П., Бурятский шаманизм. Указатель литературы (1774-1971 гг.), Улан-Удэ, 1973; Михайловский В. М., Шаманство, М., 1892; Попов А. А., Материалы для библиографии русской литературы по изучению шаманства северо-азиатских народов. Л., 1932; Прокофьева Е. Д., Шаманские бубны, в кн.: Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961; её же. Шаманские костюмы народов Сибири, в кн.: Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX в. Сборник Музея антропологии и этнографии. т. 27, Л., 1971; Paтнер-Штернберг С. А., Музейные материалы по тлингитскому шаманству, там же, т. 6, Л., 1927;
Штернберг Л. Я„ Избранничество в религии, •Этнография., 1927. кн. 3, № 1; Eliade М., Schamanismus und archaische Ekstasetechnik, Z.-Stuttg.. 1957; Findeisen Н., Schamanentum. Stuttg., 1975; Nioradze G., Der Schamanismus bei den Sibyiachen Völkern, Stuttg., 1925; Ohimarks A., Studien zum Problem des Schamantamus, Lund- Kbh., 1939;
Shirokogoroff S. М., Psychomental complex of the tungus, L., 1936.
E. С. Новик.


Смотреть значение Шаманская Мифология в других словарях

Мифология — мифологии, ж. 1. Совокупность, система мифов. Греческая мифология. 2. только ед. Наука о мифах. Сравнительная мифология.
Толковый словарь Ушакова

Мифология Ж. — 1. Научная дисциплина, изучающая мифы древних народов. 2. Совокупность мифов какого-л. народа.
Толковый словарь Ефремовой

Мифология Политическая — - ложное, фантастическое, нереальное представление о политической действительности.
Политический словарь

Мифология — -и; ж. [от греч. mythos - предание, сказание и logos - учение]
1. Совокупность, собрание мифов (1 зн.). Греческая м. Индийская м.
2. Комплексная научная дисциплина, изучающая мифы. Введение в мифологию.
Толковый словарь Кузнецова

Мифология — (от греч. mythos - предание - сказание и ...логия),1)совокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Др. Греции, Др.Индии.2) Наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание,распространение).
Большой энциклопедический словарь

Греческая Культура Vii-iv Вв. До Н.э. Религия И Мифология — Невозможно назвать область современной культуры — будь то география пли медицина, архитектура или театр, где бы греки не оставили глубокого следа, но особенно велик........
Исторический словарь

Мифология — — совокупность мифов, а также наука, раскрывающая сущность мифа и описывающая многообразие мифических феноменов.
Исторический словарь

Ассиро-вавилонская Религия И Мифология — см. Вавилоно-ассирийская религия и мифология.
Советская историческая энциклопедия

Вавилоно-ассирийская Религия И Мифология — Вавилоно-ассирийская религия - религия древних народов Двуречья (терр. совр. Ирака) - шумеров, вавилонян и ассирийцев. Она не составляла стройной догматической системы,........
Советская историческая энциклопедия

Древнегерманская Мифология И Религия. — Источниками для воссоздания Д. м. и р. служат: труды античных (Юлия Цезаря, Тацита и др.) и нек-рых ср.-век. (Адама Бременского и др.) авторов, пережитки в обрядах совр. герм.........
Советская историческая энциклопедия

Древнегреческая Мифология И Религия — Древнегреч. мифология как совокупность сказаний древних греков о богах, демонах и героях представляла попытку первобытного человека осмыслить окружающую действительность........
Советская историческая энциклопедия

Древнеиндийская Мифология — Первые достоверные сведения о мифологии индийцев относятся ко времени создания Ригведы (2-е - нач. 1-го тыс. до н. э.). Боги Ригведы (их более 3 тыс.) представляли собой персонификацию........
Советская историческая энциклопедия

Древнеиранская Мифология — Осн. источниками для изучения Д. м. являются Авеста и примыкающие к ней памятники среднеперс. лит-ры ("Бундахишн", "Денкард" и др.), а также знаменитое "Шахнаме" Фирдоуси........
Советская историческая энциклопедия

Древнеримская Мифология И Религия — Мифология и религия древних римлян никогда не имели законч. системы. Остатки старинных верований уживались в них с мифами и религ. представлениями, заимствованными........
Советская историческая энциклопедия

Мифология — (от греч. mutos - предание, сказание и logos - слово, рассказ) - 1) Фантастич. представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации. 2) В узком смысле слова........
Советская историческая энциклопедия

Скандинавская Мифология — см. в ст. Древнегерманская мифология и религия.
Советская историческая энциклопедия

Славянская Религия И Мифология — Религия и мифология древних славян известны весьма недостаточно. Слав. племена были обращены в христианство в 9-12 вв., и от их прежних религ. верований для науки сохранились........
Советская историческая энциклопедия

Финикийская Религия И Мифология — Трудность изучения финик. религии состоит в недостатке источников, а также в том, что имена финик. богов обычно были табуированы (т. е. их нельзя было произносить) и поэтому........
Советская историческая энциклопедия

Мифология Джайнов — насчитывает астрономическое кол-во божеств. Ими изобилует средний мир, ибо божества есть у каждой горы, озера, реки, дерева, ворот, океана, местности и т. п. В подавляющем........
Словарь индуизма

Мифология Индуизма — комплекс мифологич. представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединенных в религиозной системе, сменившей к кон. I тыс. до н. э. в Индии древнюю религию........
Словарь индуизма

Мифология — - с первых лет становления психоанализа внимание исследователей было обращено к мифологии, в чем виделся один из путей понимания человеческой психики. В 1926 году Фрейд........
Психологическая энциклопедия

Мифология — (от греч. mythos - предание, сказание, легенда  и logos - учение,  слово) - англ. mythology; нем. Mythologie. 1. Совокупность  мифов данной культуры. 2. Наука  о мифах и мифологическом........
Социологический словарь

Мифология Социальная — - англ. mythology, social; нем. Mythologie, soziale. Мифологическое сознание,  эмоционально окрашенное, чувственное представление  о соц. деятельности, замещающее и вытесняющее реальное........
Социологический словарь

Мифы И Мифология — (myths and mythologies) — религиозные или священные народные сказания о происхождении или создании мира, богов, определенных народов, обществ и т.д. Иногда эти истории, имеющие........
Социологический словарь

Социальная Мифология — - мифологическое сознание;  эмоционально окрашенное, чувственное представление о социальной действительности, замещающее и вытесняющее ее подлинное знание. 
Социологический словарь

Мифология — (от грсч. mythos предание, сказание, рассказ) -1) совокупность мифов, т. е. созданных народной фантазией сказаний, в к-рых в олицетворенной наглядно-образной бсссознательно-художеств.........
Философский словарь

Мифология И Пред-философия — Бросается в глаза связь древнегреческой философии с мифологией. Сказанное относится не только к милетской школе, но и к более поздним философским учениям, например........
Философский словарь

Социальная Мифология — - см. МИФОЛОГИЯ  
Философский словарь

МИФОЛОГИЯ — МИФОЛОГИЯ, -и, ж. 1. Совокупность мифов (в 1 знач.) какого-н. народа. Древнегреческая м. Славянская м. 2. Наука, изучающая мифы (в 1 знач.). || прил. мифологический, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть еще слова :