Энциклопедия мифологии

Царь Племени Шиби

        Накопив во множестве своих рождений великий опыт мудрости и добра, стал бодхисатва царем племени Шиби. Было его явление подобно облаку Критаюги, пролившему людям дождь даров. Нуждающимся он предоставлял пищу и одежду, повелев устроить специальные дома бесплатной раздачи. Каждый, пожелавший от него что-либо, получал желаемое. Обойдя весь мир и ни в ком не встретив расположения, бедняки стремились к нему, как лесные слоны к большому озеру на водопой.
        За всем этим с вершины сияющей блеском сокровищ горы Меру наблюдал царь богов Шакра. И однажды гора задрожала, словно от землетрясения. Задумавшись над причиной этого явления, Шакра понял, что гора дрогнула от высочайшей добродетели царя племени Шиби, от его готовности отказаться от всего во благо другим.
        Потрясенный таким могуществом, решил Шакра испытать этого царя. Приняв вид старого слепого брахмана, Шакра спустился с горы Меру на землю и влился в поток нуждающихся, следующих к царю племени Шиби. Когда до него дошел черед, царь, полный дружелюбия, обнял пришельца и спросил о его нужде.
        — Я стар и слеп, — сказал Шакра. — У тебя же, лотосоокий, два глаза. Не уступишь ли ты один мне?
        — Но кто тебя научил прийти ко мне? — спросил бодхисатва. — Кто такого высокого мнения о моих достоинствах, что надоумил тебя обратиться ко мне, презрев поговорку: «С оком разлука — высшая мука»?
        — Эту мысль мне внушил Шакра, — ответил брахман.
        — Неужели он думает, что я не смогу расстаться и с другим глазом?! — сказал бодхисатва. — Я отдаю тебе оба, почтенный.
        Услышав это, министры стали уговаривать царя этого не делать. Один из них сказал:
        — Есть, о царь, у тебя царство, которое можно обрести лишь созерцанием и тяжкими трудами и которое своим благополучием может поспорить с царством Шакры. Почемужеты отдаешь свои глаза и лишаешь себя света? Этим ты не достигнешь высшей власти, какой ты достоин.
        — Я не стремлюсь к высшей власти, — ласково ответил царь. — Моя цель — спасти мир. И если я отклоню чью-либо мольбу, мир не будет спасен.
        После этого царь приказал вынуть у себя сначала один глаз. Когда согласно указаниям врачебной науки один глаз был вынут и царь увидел его сияющим наподобие лепестка голубого лотоса на лице слепца, другой глаз царя зажегся величайшей радостью, и он отдал и второй глаз.
        После этого сердце Шакры переполнилось изумлением и он подумал: «О стойкость! О доброта! О высокое стремление ко благу всех живых! В подобное совершенство я не могу даже поверить».
        Через некоторое время, когда раны на лице царя зажили, он сидел в уединении на берегу заросшего лотосами пруда, вдыхая аромат цветов и внимая жужжанию пчел. Услышав шаги, он повернул на их шум лицо и спросил:
        — Кто это?
        — Я — Шакра, владыка богов, — услышал он.
        — Добро пожаловать! Какая просьба свела тебя с сияющей вершины на землю?
        — Я не хочу от тебя ничего, — ответил Шакра. — Я пришел тебя одарить. Выбирай всё, что тебе угодно.
        — Богатства мои велики, моя армия огромна и сильна, — ответил с достоинством царь. — Я могу иметь все, что ты мне можешь предложить, кроме смерти. И я ее хочу, ибо я исполнил желания всех, кто ко мне обратился с какой-либо просьбой, а теперь не вижу их лиц. Пришли мне ее, о Индра!
        — Оставь эту мысль! — отозвался Шакра. — Объясни мне, почему твое сердце привязано к тем, кому ты благодетельствовал? Ведь ими же ты и доведен до состояния, в каком находишься!
        — Я думаю о них и радуюсь, — ответил царь. — Но хотя бы краешком глаза увидеть их счастливыми!
        Едва были произнесены эти слова, как на лице царя засветилось одно око, как кусочек сапфира, прикрытый веком — лепестком лотоса.
        — Я вижу тебя, Шакра, — сказал царь. — Но оку не положено быть одному. Пусть явится и другое.
        И тотчас на лице царя загорелось второе око.
        И задрожала земля вместе со всем, что на ней находилось. Реки вышли из берегов. Разлился океан. Низкими и приятными тонами зазвучали в небесах литавры небожителей. Дивная даль небес засияла безмятежной лаской от исходящего из очей бодхисатвы света. С небес посыпались чудные цветы, и воздух наполнился запахом сандала. Со всех сторон послышались напевы, сливающиеся в один могучий хор:
        Все славное станет презренным
        Все юное будет старо.
        Рассыпятся вечные стены.
        И только одно неизменно:
        Воздастся добром за добро
        * * *
        Таковы были передававшиеся из уст в уста рассказы о спасителе мира и великом учителе человечества Сиддхартхе Просветленном, историческом Будде, совершавшем подвиги любви и милосердия, и о его предшествующих воплощениях в животных и растения. Перенесение Будды в прошлое человечества и всего природного мира не просто ставило его в глазах верующих выше всех богов, обитавших на горе Меру или в небесных сферах, но и делало причастным к реальной, полной забот жизни простых людей — подобно близкому другу или доброму соседу, учило добру, состраданию ко всему живому Джатаки ввели в буддийскую проповедь огромное богатство народной сказки и басни с их занимательностью и поучительностью. Многие из сюжетов джатак стали известны за пределами Индии и вошли в сокровищницу мировой литературы и изобразительного искусства.


Смотреть значение Царь Племени Шиби в других словарях

Царь — м. вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев........
Толковый словарь Даля

Царь — царя, м. 1. Название монархов в нек-рых странах. В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил. Пушкин. Протестуя против "крайностей" царизма, либералы преследовали........
Толковый словарь Ушакова

Царь М. — 1. Титул монарха в некоторых странах. 2. Монарх, имеющий такой титул. 3. перен. Тот, что господствует надо всем или всеми, превосходит всех или всё; владыка, властитель. 4.........
Толковый словарь Ефремовой

Калин-царь — царь поганых, персонаж русск. народн. творчества. Согласно Фасмеру (ZfslPh 15, 103), из прозвища "толстяк", от кыпч., алт., казах. kаlуŋ "толстый", крым.-тат., тур., тат., уйг., караим.........
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Племени — племенем, племена. См. племя.
Толковый словарь Ушакова

Царь — (лат. caesar цезарь - титул римских императоров) - в России в 1547- 1721 официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I был заменен титулом император,........
Политический словарь

Царь — (от лат. caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. официальный
титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Гроз При Петре I заменен титулом
император, но неофициально существовал наравне с ним.
Экономический словарь

Царь — Восходит к общеславянскому цьсарь, которое в свою очередь восходит к латинскому Caesar – имени человека, который оставил заметный след во всемирной и римской истории........
Этимологический словарь Крылова

Царь — -я́; м.
1. В России (с 1547 по 1721 гг.) и в некоторых других странах: титул монарха; лицо, носящее этот титул. Царь Фёдор. Царь Николай II. По указу самого царя. Пасть в ноги царю.........
Толковый словарь Кузнецова

Царь- — Первая часть сложных слов. Вносит зн.: большой, величественный (по качеству или объёму). Царь-девица, царь-дерево, царь-колокол, царь-пушка, царь-яблоко, царь-якорь.
Толковый словарь Кузнецова

Царь — (от лат. caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.
Юридический словарь

Царь — (от лат. caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 официальный титулглавы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменентитулом император, но неофициально существовал наравне с ним.
Большой энциклопедический словарь

Царь-колокол — памятник литейного искусства 18 в., установлен вМосковском Кремле; масса свыше 200 т (высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6м); отлит в 1733-35 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными.........
Большой энциклопедический словарь

Царь-пушка — артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 русскиммастером А. Чоховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм.Предназначалась для обороны Кремля (но из нее никогда........
Большой энциклопедический словарь

Адраазар, Сын Реховов, Царь В Суве — — части Сирийского царства (3Цар. 11: 23) — был разбит Давидом в трех сражениях (2 Цар. 8:3 и дал.; 10:6 и дал.; 1 Пар. 18:3; 19:6).
Исторический словарь

Барак, Царь Ордынский — — царь Ордынский. В 1422 г., во время смут и частой смены ханов в Большой Орде, он вступил в борьбу с ханом Куйдадатом, нанес ему сильное поражение и завладел престолом.........
Большая биографическая энциклопедия

Ибрагим (обреим, Царь Казанский) — Ибрагим (в летописи Обреим) - царь казанский, современник великого князя Ивана III . Ряд военных экспедиций в 1467 - 1469 годах против Ибрагима заставил его смириться "на всей........
Исторический словарь

Касим (царь Астраханский) — Касим - царь астраханский с 1532 г. Он хотел было заключить тесный союз с московским великим князем Василием , но был схвачен и убит черкесами.
Исторический словарь

Литл-биг-хорн (little Big Horn) Восстание Племени Сиу — 25 июня 1876 ген. Кастер атаковал во главе 700 солдат деревню вождя сиу Ситтинг- Булла. Он разделил свой отряд на три колонны. Одна колонна, которую вел сам генерал, попала........
Исторический словарь

Царь — (от лат. caesar - цезарь, титул рим. императоров) - офиц. звание (титул) главы гос-ва (монарха) в России (до 1917) и Болгарии (до 1946). Ц. принято называть и монархов древних гос-в:........
Советская историческая энциклопедия

Ибрагим, Царь Казанский — (по летописям Обрагим) — царь казанский, сын Мамутека. Уступая настояниям служилого моск. царевича Касима, Иоанн III в 1467 г. отправил, под предводительством князя Ивана........
Большая биографическая энциклопедия

Имеретинский, Царь Арчил Вахтангович — — умер в Москве в 1713 г. Отец его, Вахтанг Багратион, царствовал в Картлии и Кахетии с 1660 г., признавая верховную власть персов. Покорив Имеретию, он назначил ее правителем........
Большая биографическая энциклопедия

Иоанн Алексеевич, Царь — и вел. князь Московский, р. 27 авг. 1666 г., воцарился 23 мая 1682 г. с братом Петром; † 29 янв. 1696
Большая биографическая энциклопедия

Феодор Иоаннович (царь Московский) — Феодор Иоаннович - царь московский (1584 - 1598). Родился 11 мая 1557 г. и был младшим сыном Иоанна Грозного от Анастасии Романовны . Незадолго до смерти Иоанна, 19 ноября 1582 г.,........
Исторический словарь

Царь Салтан — - герой сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), написанной на основе........
Литературные герои

Царь — – цезарь – в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но наравне с ним неофициально........
Исторический словарь

Царь (басилевс) — - титул главного жреца Херсонеса.
Исторический словарь

Царь Царей, Предста Царица — — особый вариант деисусной композиции (см. Деисус), где Христос изображается как «Царь Царствующих и Господь Господствующих» (1 Тим VI, 15). Возникает первоначально как........
Исторический словарь

Царь-колокол — – памятник литейного искусства XVIII в., установлен в Московском Кремле: масса свыше 200 т, высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м. Отлит в 1733–1735 гг. русскими мастерами И. Ф. и М.........
Исторический словарь

Царь-пушка — – артиллерийское орудие, мортира, отлитое в 1568 г. русским мастером А. Моховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначалась для обороны Кремля, но из нее........
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :