Энциклопедия мифологии

Тай-и

(«великая единица», «великое единство», «великий единственный»), в китайской мифологии верховное божество. В песне Цюй Юаня (4 в. до н. э.) - наиболее раннем упоминании о Т.-и - он описывается как небесное божество, держащее в руках длинный меч, ножны которого украшены сверкающим нефритом. На Т.-и подвески из нефрита, мелодично позванивающие на ветру. Древние комментаторы полагали, что в царстве Чу Т.-и выступал как верховное небесное божество, связанное с Востоком. (По мнению китайского исследователя Сюнь Сяо-е, Т.-и почитался чусцами как бог войны, дарующий победу.) В общекитайской традиции, однако, Т.-и - скорее абстрактное верховное божество; философ Чжуан-цзы сообщает, что он правит всем.
В текстах эпохи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) Т.-и - название звезды и духа этой звезды (комментарии к «Ши цзи» - «Историческим запискам» Сыма Цяня). Согласно «Описанию жертвоприношений» в «Хань шу» («Истории династии Хань») Бань Гу (1 в. н. э.), Т.-и главенствует над 5 государями сторон света (см. У ди ). По другим источникам, Т.-и повелевает 16 драконами, знает, когда будет ветер и дождь, наводнение и засуха, голод, война и моровые болезни. В ту же эпоху рождается представление о Сань и («Трёх единственных»): Тянь-и («небесном единственном»), Ди-и («земном единственном») и («великом единственном»). В ряде случаев культ Т.-и стал сочетаться с культом божества земли Хоу-ту, а затем после 3 в. н. э. Т.-и стал упоминаться как один из многих сподвижников пяти государей сторон света (У ди). В народных преданиях 3- 10 вв. Т.-и выступает как посланец Небесного государя (Тянь-ди), являющийся на землю в облике старца.
В средневековых даосских сочинениях Т.-и - отец Дао, предшествующий небу и земле, находящийся над всеми девятью небесами, в великой чистоте (см. Сань цин ), вне шести мраков. Это - некое первоначальное дыхание, дающее миру и всем существам жизнь. Несмотря на такое абстрактное понимание божества, Т.-и описывается как существо с телом петуха и человечьей головой. Считалось, что Т.-и находится в человеческом мозге. Несколько раз в году Т.-и и Трое единственных вместе с божествами пяти основных внутренних органов «смешивается» и превращается в одного большого бога, который именуется по-разному. В 1-м лунном месяце в два определённых дня между 5 и 7 часами утра он находится в сердце, в 6-м месяце в один из дней с 7 до 9 часов утра находится в печени, в 7-м месяце - в селезёнке, в 8-м - в лёгких, в 9-м - в почках, в 11-м месяце - в мозгу во дворце Нихуань (инд. Нирвана?). В 3-м и 4-м месяцах это единое божество разделяется вновь и распространяется через все кости человека, которые оно укрепляет.
По другой версии, Т.-и находится в теле человека во дворце таинственной киновари (Сюаньданьгун). Он считается повелителем всех частей тела. Он живёт в пурпурной палате (ср. «Хуайнань-цзы», где говорится, что Т.-и обитает на Пурпурной звезде - Цзывэй) в голубом жилище, наполненном киноварным паром. Он имеет вид новорождённого, сидящего на золотом троне, украшенном нефритом, в шёлковой одежде с пурпурной вышивкой. К его поясу подвешена погремушка из жидкого огня, которая не имеет субстанции, а представляет собой только красный свет, но звук её слышен за 10 тысяч ли. В левой руке у него рукоятка Большой Медведицы, а в правой - Полярная звезда.
В эпоху Сун, при императоре Жэнь-цзуне считалось, что на Полярной звезде живёт не один Т.-и, а 10 духов Т.-и. В 11 в. Ли Гун-линь создал портрет Т.-и, на котором написал стихотворное посвящение поэт Хань Цзюй. Судя по этому стихотворению, как предполагает китайский писатель и исследователь Сюй Ди-шань, образ Т.-и в это время подвергся заметному влиянию образа Кришны. При династии Мин (с 14 в.) чествование Т.-и проходило вместе с церемонией поклонения духам ветра, облаков, грома и дождя.
Лит.: Гу Цзе-ган, Ян Сян-куй, Сань хуаи као (Разыскания о трех государях), Пекин, 1936, с. 28-38, 131-67; Хуан Во-лу, Цзи шо цюань чжэнь (Полный свод преданий), кн. 4, Шанхай, 1885, с. 302-06; Ли Гуан-синь, «Цзю гэ. Дун-хуаи » пяньти чу тань (Опыт исследования песни «Повелитель Востока » из цикла «Девять напевов»), «Сюэшу юэкань», Шанхай, 1961, № 9; Гун Вэи-ин, «Чуды» сюэси чжацзи (Заметки при изучении «Чуских строф»), там же, Шанхай, 1963, № 6, с. 64- 65; Попов П. С., Китайский пантеон, в кн.:
Сборник Музея по антропологии и этнографии, в. 6, СПБ, 1907, с. 69; Maspero Н., Le Taoisme et les religions chinoises, P., 1971; Dore Н., Researches into Chinese superstitions, v. 9, Shan. ghai, 1931, p. 99-104.
В. Л. Рифтин.


Смотреть значение Тай-и в других словарях

Тай — м. или тайбола ж. арх. тайга ж. сиб. финск. обширные, сплошные леса, непроходимая, исконная глушь, где нет никакого жилья на огромном просторе, кое-где зимовка лесоповальщиков,........
Толковый словарь Даля

Тай-бокс — , ТАЙ-БО́КС, -а; м. [англ. tie - связь, box - удар] Разновидность восточной борьбы, основанная на нанесении ударов без боксёрских перчаток.
Толковый словарь Кузнецова

Тай-боксер — , ТАЙ-БОКСЁР, -а; м. [англ. tie - связь, boxer - боксёр] Спортсмен, занимающийся тайбоксом.
Толковый словарь Кузнецова

Тай-боксинг — , ТАЙ-БО́КСИНГ, -а; м. [англ. tie - связь, boxing - бокс] = Тайбо́кс. Заниматься тайбоксингом.
Толковый словарь Кузнецова

Тай-брейк — -а; м. [англ. tie-break] Проф. Предоставление ограниченного времени при равном счёте у команд, игроков в некоторых видах спорта. Шахматный тай-брейк. Исход матча решит тай-брейк.
Толковый словарь Кузнецова

Тай — (бо) - народ в Юж. Китае. 1 млн. человек (1992). Язык тайский.Верующие - буддисты.
Большой энциклопедический словарь

Тай-и — (кит. великое единство) - в китайской мифологии верховное небесноебожество, первопричина мира.
Большой энциклопедический словарь

Тай-суй — в китайской мифологии бог времени и планеты Юпитер (Суй-син).Изображался с секирой и кубком.
Большой энциклопедический словарь

Тай — народ в КНР; расселены в пров. Юньнань, гл. обр. в авт. окр. Сишуанбаньна и Дэхунском авт. окр. народностей Т. и цзинпо. Числ. 700 т. ч. (1967). Т. близко родственны другим тайским........
Советская историческая энциклопедия

Чжан Тай-лэй — (1898-1927) - деятель Коммунистич. партии Китая (КПК). Род. в семье торг. служащего в г. Чанчжоу (пров. Цзянсу). В 1919 окончил юридич. ф-т Бэйянского ун-та в г. Тяньцзине. Принимал........
Советская историческая энциклопедия

Чжан Тай-янь — Чжан Бинь-линь (1868-1936), - кит. политич. деятель. Принимал участие в реформаторском движении конца 19 в. (см. "Сто дней реформ"). В 1901 перешел на позиции революц. борьбы против........
Советская историческая энциклопедия

Болезнь Тай-сакса — (Tay-Sachs disease) - наследственное заболевание, вызывающее прогрессивную потерю интеллекта, зрения, моторных функций и приводящее к смерти.
Психологическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :