Энциклопедия мифологии

Авраам

(евр. 'abraham, ср. имя 'a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины 3-го тыс. до н. э., а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от 3-го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях избранник Яхве, заключивший с ним «завет» (союз), один из патриархов, родоначальник евреев и (через Измаила) арабов. Согласно традиции, первоначально имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от бога прибавление к своему имени дополнительного слога (Быт. 17,5). Сын Фарры (Тераха), генеалогия которого возводится к Симу (Быт. 11), уроженец города Ура в Южной Месопотамии (библ. Ур Халдейский, см. Быт. 11, 28). Таким образом, предки А. жили «за рекой» (за Евфратом) и были язычниками (Иис. Нав. 24, 2-3). Бог требует от него: «пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1). В этом конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с прежней жизнью, с инерцией родовых связей, ради доверия и преданности божеству. Субъективная психология и умственная мотивировка религиозного «обращения» совершенно отсутствуют в библейском повествовании. Позднейшая традиция иудаизма стремилась заполнить этот пробел. Послебиблейские легенды изображают, например, как А. проходит через поиски высшего начала в мире стихий, но убеждается, что слава солнца ограничена временем дня, слава луны - временем ночи, что огонь гасится водой, вода - дар облаков, облака разгоняемы ветром и т. д. (распространённый фольклорный мотив отыскивания сильнейшего) - всё имеет свой предел, кроме бога-творца (талмудический комментарий к книге Бытия - «Берешит рабба» 38, 13 и др.), и А. в акте сознательного выбора предпочитает этого бога всем остальным сверхчеловеческим покровителям. Это ставит А. в ситуацию конфликта с языческим миром, начиная с его собственной семьи (предполагается, что его отец был не только идолопоклонником, но и ваятелем идолов). Едва родившись, А. оказывается жертвой гонений со стороны Нимврода, устрашённого астрологическими предсказаниями; впоследствии Нимврод требует от А. поклониться идолам или самому Нимвроду, а за отказ бросает его в раскалённую печь, из которой А. вызволен богом (Пс.-Ионафан на Быт. 14, 1, Pesikta rabbati 33 и др.) (мотив печи, параллельный преданию о трёх отроках, в применении к А. основан на игре слов или лексическом недоразумении, так как «Ур Халдейский» читается по-еврейски и как «огонь халдейский»). В этих легендах А. - прототип мученика веры; в других он выступает как прототип проповедника веры. Пережив обращение, он пытается обратить своего отца, брата и домочадцев; за отказ уверовать весь дом сожжён огнём с небес, - рассказывает памятник позднеиудаистической апокалиптики «Откровение а». В других текстах рисуется, как А. учил познанию бога мужчин, а жена его Сарра - женщин. Взгляд на А., как на первого совершителя акта веры и постольку «отца верующих», воспринят христианством (Быт. 12, 3; Гал. 3, 6-9). Как утверждает легенда, по велению Яхве А. на 75-м году жизни отправляется вместе с женой Саррой, племянником Лотом, с имуществом и своими людьми в Ханаан (Быт. 12, б), где ведёт жизнь патриархального главы рода скотоводов-кочевников. Традиционные святыни Палестины (Сихем, Вефиль и т. д.) связываются библейским повествованием с маршрутами его кочевий и с местами новых откровений Яхве, неоднократно подтверждающего свою милость к нему. В голодное время А. переходит в Египет, где с наивной хитростью выдаёт Сарру за свою сестру, чтобы не быть убитым, когда фараон востребует её в свой гарем. Сарра действительно оказывается у фараона, но её целомудрие чудесно защищено богом, и напуганный фараон торопится осыпать опасных пришельцев дарами и выпроводить их из страны (12, 11-20). Раздел ареалов кочевий между А. и Лотом закрепляет за А. Ханаан; он поселяется у дубравы Мамре близ Хеврона и ставит там жертвенник Яхве (13, 7-18). Затем А. выступает как герой-воитель: во главе своих вооружённых слуг он успешно совершает поход против царя Элама и союзных с ним царей, чтобы освободить пленённого Лота (14, 14-16). По возвращении он получает от Мельхиседека жреческое благословение и дар хлеба и вина (для христианской традиции - прообраз причастия), отдавая ему как прототипу ветхозаветного священства десятую часть добычи (14, 18-20). Между тем А. тревожит его бездетность: он уже готов назначить наследником своего старшего слугу Елиезера, но Яхве обещает ему потомство. Сарра предлагает А. «войти» к её рабыне Агари, с тем чтобы зачатое дитя считалось ребёнком госпожи; так рождается Измаил. Следует новое явление Яхве, по своей значительности превосходящее все предыдущие, сопровождающееся требованием ко всей жизни А.: «ходи предо мною и будь непорочен» (17,1); Яхве заключает с А. «завет вечный», наследниками прав и обязанностей которого будут потомки А. не от Агари (хотя они тоже получают благословение), но от Сарры; знаком «завета» должно служить обрезание всех младенцев мужского пола (17, 10- 14). Бог ещё раз приходит к А. в виде трёх странников (ангелов), встречаемых А. и Саррой у дубравы Мамре с обычным гостеприимством (христиане увидели в этом явлении первое раскрытие тайны троичности божества); он обещает сына от Сарры, что вызывает у престарелой Сарры недоумение (18, 9-15). От А. трое странников идут осуществлять кару над нечестивыми городами Содомом и Гоморрой; А. заступается за грешников и последовательно испрашивает помилование всякому городу, в котором найдётся 50, 45, 40, 30, 20 или хотя бы 10 праведников (18, 16-32). Эпизод посягательства Авимелеха, царя Герарского, на целомудрие Сарры (20) представляет собой полное соответствие столкновению с фараоном. Во исполнение обещания Яхве случается невозможное: у столетнего А. и девяностолетней Сарры рождается сын Исаак. Конфликт из-за прав первородства (Измаил - старший, но Исаак - вполне законный и притом получивший особое благословение от бога) приводит к изгнанию Агари и Измаила (21,9- 21). Трагическая кульминация пути А. как «друга божьего» - испытание его веры: теперь, когда у А. есть, наконец, Исаак - единственная надежда на продолжение рода (т. к. Измаил отослан), А. должен отказаться от этой надежды. Бог требует: «возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа, и принеси его там в жертву всесожжения» (22,2). А. повинуется; по дороге происходит разговор сына с отцом, полный трагической иронии. «И сказал Исаак у, отцу своему: „Отец мой!" И сказал тот: „Вот я, сын мой!" И сказал он: „Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?" И сказал : „Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой"» (22, 7-8). Лишь в последнее мгновение, когда связанный Исаак лежит на жертвеннике и А. поднял руку с ножом, чтобы заколоть его, ангел останавливает жертвоприношение; вместо Исаака в жертву идёт запутавшийся рогами в зарослях баран (22, 9-13). А. вознаграждён за верность новым благословением себе и своему потомству от Яхве (22, 15-18). После смерти Сарры А. женится на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него рождается ещё 6 сыновей. А. умирает в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» (25, 8), и его погребают рядом с Саррой на родовом кладбище в пещере Махпела.
Библейский образ А. совмещает ряд граней. Это герой - родоначальник евреев, а через сыновей от Агари и Кетуры - различных арабских племён; через своего внука Исава (сына Исаака) - прародитель эдомитов; с ним связано (через его племянника Лота) происхождение моавитян и аммоиитян. В рассказах о заключении завета с Яхве, об установлении обрезания и т. п. он выступает как герой сакрального этиологического повествования. Наконец, в своём гостеприимстве, в своей заботе о женитьбе Исаака (Быт. 24) он являет собой воплощение добродетелей патриархального старейшины рода. Дальнейшая мифологизация образа А. в позднеиудаистической литературе усиливает черты культурного героя (А. оказывается первоучителем астрономии и математики, изобретателем алфавита и т. п.).
Лит.: Beer В., Leben Abraham's nach Auffassung der jüdischen Sage..., в его кн.: Lebensgemälde biblischer Personen nach Auffassung der jüdischen Sage, Tl 1, Lpz„ 1859; Greßmann Н., Sage und Geschichte in den Patriarchenerzählungen, «Zeitschrift fur die alttestamentiche Wissenschaft», 1910, Jg. 30; Alt A., Der Gott der Väter, в его кн.: Kleine Schriften zur Geschichte des Volkes Israel, 2 AufL, Bd 1, Munch.. 1959; Jepsen A., Zur Überlieferungsgeschichte der Vatergeatalten, «Wissenschaftliche Zeitschrift», 1953/54, Jg. 3, Н. 2-3; Кeller С, A., Grundsätzliches zur Auslegung der Abraham-Überlieferung in der Genesis, «Theologische Zeitschrift», 1956, Jg. 12, Н. 4; A1bright W. F., Abram the Hebrew. A new archaeological interpretation, «Bulletin of the American Schools of Oriental Research», 1961, № 163.
С. С. Аверинцев.
 
Сцена принесения А. в жертву Исаака запечатлена в росписи синагог в Дура-Европосе (сер. 3 в.) и Бет-Альфе (1-я пол. 6 в.), катакомбы Присциллы в Риме (кон. 3 - нач. 4 вв.), в средневековой миниатюре (Эчмиадзинское евангелие 10 в. и др.), в пластическом декоре средневековых соборов (скульптурная группа собора в Шартре и др.), рельефах (рельефы для дверей флорентийского баптистерия работы Ф. Брунеллески и Л. Гиберти), в картинах А. дель Сарто, П. Рубенса, Рембрандта, А. П. Лосенко. Сцена благословения А. Мельхиседеком нашла воплощение в мозаиках церквей Санта-Мария Маджоре в Риме и Сан-Витале в Равенне; фреске Рафаэля, картинах Д. Баутса, Л. Лотто, Тинторетто, Рубенса, П. Ластмана, Дж. Б. Тьеполо. В византийском и древнерусском искусстве наиболее популярна была сцена прихода к А. трёх странников, изображавшихся в виде ангелов (фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде, московские, новгородские и псковские иконы; см. также Троица). Среди произведений западноевропейского искусства на этот сюжет - рельеф Гиберти, фреска Рафаэля, гравюры Луки Лейденского и X. Холь-бейна Старшего, картины Л. Каррач-чи, П. Ластмана, Рембрандта, Б. Э. Мурильо, А. де Гелдера и др. В средневековом искусстве нашёл также воплощение сюжет - праотец А. в раю с душами умерших праведников на коленях или во чреве - «лоно авраамово» («Золотые ворота» Фрейбергского собора, «Княжеский портал» собора в Бамберге, роспись Успенского собора во Владимире). В искусстве 16-18 вв. разрабатывались некоторые другие сюжеты: круг сцен, связанный с А., Саррой и Агарью (см. в ст. Агарь), « наставляет египтян астрономии» (Джорджоне) и др. А. (начиная с позднего средневековья) чаще всего предстаёт в облике величавого бородатого старца.


Смотреть значение Авраам в других словарях

Алхасов Авраам Семенович (партийная Кличка - Коля) — (? - ?). Член Сионистского социалистического молодежного союза. Арестован в Махачкале 12.12.1925. В июле 1926 - 1929 находился в ссылке в Урде, в июле - декабре 1929 в Саратове. В декабре........
Политический словарь

Аронович Авраам — (? - ?). Член "Хе-Халуца". В 1-й половине 1930-х гг. в ссылке в Намангане. По окончании ссылки в 1935 поселился в Ташкенте, где работал финансистом. В 1937 арестован и приговорен Особым........
Политический словарь

Бейлин Авраам — (1909, Нежин Черниговской губ. - ?). Член "Ха-Шомер ха-Цаир". В 1930 выехал в Палестину. Дальнейшая судьба неизвестна. Брат - Б. Бейлин.
С.Ч.
Политический словарь

Бердичевский Авраам Яковлевич — (?, Одесса - ?). Сионист-социалист. В ноябре - декабре 1926 в ссылке в Алма-Ате, в июле 1927 в Петропавловске. Ходатайствовал о выезде в Палестину. Дальнейшая судьба неизвестна.........
Политический словарь

Буданов Авраам — (ок. 1886 - 1928 (1929?)). Анархист. Из крестьян Славяносербского у. Екатеринославской губ. С детства работал слесарем в Луганске. Анархист-коммунист с 1905, участник Революции........
Политический словарь

Бык Авраам Д. — (? - ?). Член Сионистской социалистической партии. Арестован в апреле 1926 в Белой Церкви. В августе 1926 - августе 1929 в ссылке в Семипалатинске, затем переведен в Каркаралинск.........
Политический словарь

Вигдерзон Авраам Лазаревич (лейзерович) — (1904, Старобельск - ?). Член Сионистской социалистической партии и Сионистского социалистического молодежного союза. 29.8.1924 арестован в Гомеле. Приговорен к 3 годам лагерей.........
Политический словарь

Гидгарц Авраам — (? - ?). Член партии "Хитахадут". Арестован 2.9.1924 в Одессе. Выслан в Палестину. В 1929 жил в Тель-Авиве. Дальнейшая судьба неизвестна.
С.Ч.
Политический словарь

Гольдин Авраам — (? - ?). Член Народно-трудового (правого) "Хе-Халуца". Арестован в Бердичеве 8.5.1925. Освобожден через 4 месяца. Дальнейшая судьба неизвестна. С.Ч.
Политический словарь

Городзинский Авраам — (? - ?). Член партии "Цеирей Цион". 1.5.1924 арестован в Ростове-на-Дону. Приговорен к 3 годам ссылки. Позднее ссылка заменена на высылку в Палестину. Дальнейшая судьба неизвестна. Политический словарь

Авраам — (Абрам) - в Библии родоначальник евреев, отец Исаака. По велениюЯхве должен был принести сына в жертву, но в моментжертвоприношения был остановлен ангелом.
Большой энциклопедический словарь

А-буре, Авраам — корабельный подмастерье, р. 1769 г., † 15 авг. 1809
Большая биографическая энциклопедия

Авраам — (отец множества)-праотец еврейского народа и всех верующих в истинного Бога. Сын Фарры, потомок Сима, он родился в Уре халдейском (в нижнем течении реки Евфрат) примерно........
Исторический словарь

Авраам (аврамко) — — писец или составитель сборника летописного в Смоленске. Этот сборник составлен в 1495 году, по словам писавшего, "при державе вел. кн. Александра (литовского) изволением........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам Бен-илия — — сын "Виленского Гаона", род. около 1750, ум. в Вильне в 1808 г. А. получил первоначальное образование под руководством гениального отца, который был противником как........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам Бен-иосиф-соломон Луцкий — (известный под прозвищем Ибн-Яшар) — караимский писатель и поэт, жил в Крыму в первой половине 19 в. Родился в Луцке 25 декабря 1792 г., умер в Екатеринославе 26 июня 1855 г. Он........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам Бен-иошия Иерушалми — — караимский ученый и писатель первой половины 18 века. Караимский библиограф Симха Исаак Луцкий считает его крымским уроженцем (см. "Ор-хот Цадиким") и называет........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам Дов Бер Бен-соломон — — ученый 18 в., раввин Оршанский, автор "Be'er Abraham", глосс на первую часть Иоре-Деа (Шулхан-Арух), напечатанных в 1783 г. в Шклове. — Ср. Винер, Bibl. Friedl.,
Большая биографическая энциклопедия

Авраам Сефарди — — пайтан (литургический поэт), пять пиутов которого к праздничным молитвам вошло в караимский молитвенник (см. виленское изд., ч. II, стр. 59, 117, 189, 193 и 195). В четырех из них........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам Симха Мстиславский — — раввинский авторитет 19 века (ум. в 1864 г.), сын Нахмана, раввина Погостского, и племянник известного Хаима Воложинского (см.). Под руководством своего дяди р. Хаима он........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам Степанович — — в 1327 г. тысяцкий новгородский, отправлен в гор. Псков послом требовать, чтобы великий князь Александр Михайлович ехал в Орду. В 1340 г. ездил послом в Москву — поздравить........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам Степанович, Тысяцкий — тысяцкий новгородский XV в., воевода к Выборгу 1411
Большая биографическая энциклопедия

Авраам Шумилин — (до пострижения Алексей Федорович) — архиепископ ярославский и ростовский; род. 16 мая 1761 г. в селе Быстром Крутицкой епархии, умер 18 апреля 1844 года, проживая на покое........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам, 13-й Епископ Коломенский — с 25 апреля 1490; † 1502
Большая биографическая энциклопедия

Авраам, Архимандрит Вагаршападского Монастыря — — архимандрит армянского Вагаршападского монастыря в начале XIX века; перевел с русского на армянский "Русскую грамматику" и "Разговоры", напечатанные в Москве........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам, Епископ Коломенский — — епископ Коломенский.
Упоминается участником Московского Собора 1441 года.
Коломенской епархией управлял до 1442 года.
Литература:
Марков Н. Коломенская епархия........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам, Епископ Перемышльский — — епископ Перемышльский.
Упоминается епископом Перемышльским в 1254 и 1271 годах.
Литература:
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 38.
Большая биографическая энциклопедия

Авраам-абеле Бен-нафтали — — талмудист 19 в., раввин киевский и херсонский, внук Менахема, раввина ладыженского, автор респонсов "Beth Abraham" (Судзилков, 1837) и издатель пасхальных новелл "Хиддуше........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам-абеле Посволер — (от Посвол Ковенской губ.) или просто Абеле — раввин в Вильне (1764—1836). Он считался одним из руководящих талмудистов своего времени, и его решения по вопросам ритуала........
Большая биографическая энциклопедия

Авраам-цеви-гирш Бен-элеазар Петроковский — — польский талмудист начала XIX в., был раввином во многих польских общинах, в том числе в Петрокове, где и умер. Его сочинение "Berith Abraham" (Дигернфурт, 1819) содержит респонсы,........
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :