Экономический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ю Я #
A B C D E F G J I K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Адам Смит

Adam Smith 1723-1790 Как заметил английский историк экономической мысли Александр Грей:
был
столь явно одним из выдающихся умов XVIII в. и имел такое огромное
влияние в XIX в. в своей собственной стране и во всем мире, что кажется несколько странной наша плохая осведомленность о подробностях его жизни... Его биограф почти поневоле вынужден восполнять
недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени. Родиной великого
экономиста была Шотландия. Несколько столетий шотландцы вели упорные войны с Англией, но при королеве Анне в 1707 г. была, наконец, заключена государственная
уния. Это было в интересах английских и шотландских промышленников, купцов и богатых фермеров, влияние которых к этому времени заметно усилилось. После этого в Шотландии началось значительное экономическое
развитие. Особенно быстро рос
город и
порт Глазго, вокруг которого возникал целый промышленный
район. Именно здесь, в
треугольнике между городами Глазго, Эдинбургом (
столица Шотландии) и Керколди (родной город Смита) прошла почти вся жизнь великого экономиста. Влияние церкви и религии на общественную жизнь и науку постепенно уменьшалось. Церковь утратила
контроль над университетами. Шотландские
университеты отличались от Оксфорда и Кембриджа духом свободомыслия, большой ролью светских наук и практическим уклоном. В этом отношении особенно выделялся Университет Глазго, где учился и преподавал Смит. Рядом с ним работали и были его друзьями изобретатель паровой машины Джемс Уатт, один из основоположников современной химии Джозеф Блэк. Примерно в 50-х годах Шотландия вступает в полосу большого культурного
подъема, который обнаруживается в разных областях науки и искусства. Блестящая когорта талантов, которую породила на протяжении полувека маленькая Шотландия, выглядит очень внушительно. Кроме названных в нее входят экономист Джемс Стюарт и философ Давид Юм (последний был ближайшим другом Смита), историк Уильям Робертсон, социолог и экономист Адам Фергюсон. Такова была
среда, атмосфера, в которой вырос
талант Смита. родился в 1723 г. в маленьком городке Керколди, близ Эдинбурга. Его отец, таможенный чиновник, умер за несколько месяцев до рождения сына. Адам был единственным ребенком молодой вдовы, и она посвятила ему всю жизнь. Мальчик рос хрупким и болезненным, сторонясь шумных игр сверстников. К счастью, в Керколди была хорошая
школа, а вокруг Адама всегда было много книг - это помогло ему получить хорошее
образование. Очень рано, в 14 лет (это было в обычаях того времени), Смит поступил в Университет Глазго. После обязательного для всех студентов
класса логики (первого
курса) он перешел в класс нравственной философии, выбрав тем самым гуманитарное направление. Впрочем, он занимался также математикой и астрономией и всегда отличался изрядными познаниями в этих областях. К 17 годам Смит имел среди студентов репутацию ученого и несколько странного малого. Он мог вдруг глубоко задуматься среди шумной компании или начать говорить с самим собой, забыв, об окружающих. Успешно окончив в 1740 г. университет, Смит получил стипендию на дальнейшее
обучение в Оксфордском университете. В Оксфорде он почти безвыездно провел шесть лет, с удивлением отмечая, что в прославленном университете почти ничему не учат и не могут научить. Невежественные профессора занимались лишь интригами, политиканством и слежкой за студентами. Через 30 с лишним лет, в Богатстве народов, Смит свел с ними
счеты, вызвав взрыв их ярости. Он писал, в частности: В Оксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания. Бесплодность дальнейшего пребывания в Англии и политические события (восстание сторонников Стюартов в 1745-1746 гг.) заставили Смита летом 1746 г. уехать в Керколди, где он прожил два года, продолжая заниматься самообразованием. В свои 25 лет поражал эрудицией и глубиной знаний в самых различных областях. Первые проявления специального
интереса Смита к политической экономии также относятся к этому времени. В 1751 г. Смит переехал в Глазго, чтобы занять там
место профессора в университете. Сначала он получил кафедру логики, а потом - нравственной философии. В Глазго Смит прожил 13 лет, регулярно проводя 2-3 месяца в году в Эдинбурге. В старости он писал, что это был счастливейший
период его жизни. Он жил в хорошо знакомой ему и близкой среде, пользуясь уважением профессоров, студентов и видных горожан. Он мог беспрепятственно работать, и от него многого ждали в науке. Как в жизни Ньютона и Лейбница, в жизни Смита женщины не играли никакой заметной роли. Сохранились, правда, смутные и недостоверные сведения, что он дважды - в годы жизни в Эдинбурге и в Глазго - был близок к женитьбе, но оба раза все по каким-то причинам расстроилось. Его дом всю жизнь вели мать и кузина. Смит пережил мать только на шесть лет, а кузину - на два года. Как записал один приезжий, посетивший Смита, дом был абсолютно шотландский. Подавалась национальная пища, соблюдались шотландские традиции и
обычаи. В 1759 г. Смит опубликовал свой первый большой научный
труд - Теорию нравственных чувств. Между тем уже в ходе
работы над Теорией направление научных интересов Смита заметно изменилось. Он все глубже и глубже занимался политической экономией. В торгово-промышленном Глазго экономические проблемы особенно властно вторгались в жизнь. В Глазго существовал своеобразный
клуб политической экономии, организованный богатым и просвещенным мэром города. Скоро Смит стал одним из виднейших членов этого клуба. Знакомство и дружба с Юмом также усилили интерес Смита к политической экономии. В конце прошлого века английский ученый-экономист Эдвин Кэннан обнаружил и опубликовал важные
материалы, бросающие свет на развитие идей Смита. Это были сделанные каким-то студентом Университета Глазго, затем слегка отредактированные и переписанные записи лекций Смита. Судя по содержанию, эти лекции читались в 1762-1763 гг. Из этих лекций прежде всего ясно, что курс нравственной философии, который читал Смит студентам, превратился к этому времени, по существу, в курс социологии и политической экономии. В чисто экономических разделах лекций можно легко различить зачатки идей, получивших дальнейшее развитие в Богатстве народов. В 30-х годах XX столетия была сделана другая любопытная
находка: набросок первых глав Богатства народов. Таким образом, к концу своего пребывания в Глазго Смит уже был глубоким и оригинальным экономическим мыслителем. Но он еще не был готов к созданию своего главного труда. Трехлетняя поездка во Францию (в качестве воспитателя юного
герцога Баклю) и личное знакомство с физиократами завершили его подготовку. Можно сказать, что Смит попал во Францию как раз вовремя. С одной стороны, он уже был достаточно сложившимся и зрелым ученым и человеком, чтобы не подпасть под влияние физиократов (это случилось со многими умными иностранцами, не исключая Франклина). С другой стороны, его
система еще полностью не сложилась у него в голове: поэтому он оказался способным воспринять полезное влияние Ф. Кенэ и А. Р. Ж. Тюрго. Франция присутствует в книге Смита не только в
идеях, прямо ли, косвенно ли связанных с физиократией, но и в великом множестве разных наблюдений (включая личные), примеров и иллюстраций. Общий тон всего этого материала критический. Для Смита Франция с ее феодально-абсолютистским строем и оковами для буржуазного развития - самый яркий пример противоречия фактических порядков идеальному естественному порядку. Нельзя сказать, что в Англии все хорошо, но в общем и целом ее строй гораздо больше приближается к естественному порядку с его свободой личности, совести и - главное - предпринимательства. Что означали три года во Франции для Смита лично, в человеческом
смысле? Во-первых, резкое улучшение его материального положения. По соглашению с родителями герцога Баклю он должен был получать 300 фунтов в год не только во время путешествия, но в качестве пенсии до самой смерти. Это позволило Смиту следующие 10 лет работать только над его книгой; в Университет Глазго он уже не вернулся. Во-вторых, все современники отмечали
изменение в характере Смита: он стал собраннее, деловитее, энергичнее и приобрел известный навык в обращении с различными людьми, в том числе и сильными мира сего. Впрочем, светского лоска он не приобрел и остался в глазах большинства знакомых чудаковатым и рассеянным профессором. Смит провел в Париже
около года - с декабря 1765 г. по октябрь 1766 г. Поскольку центрами умственной жизни Парижа были литературные салоны, там он в основном и общался с философами. Можно думать, что особое значение для Смита имело знакомство с К. А. Гельвецием, человеком большого личного обаяния и замечательного ума. В своей философии Гельвеций объявил эгоизм естественным свойством человека и фактором прогресса общества. С этим связана идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное
право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все
общество. Такие идеи были близки Смиту. Они не были новы для него: нечто схожее он воспринял от философов Дж. Локка и Д. Юма и из парадоксов Мандевиля. Но конечно, яркость аргументации Гельвеции оказала на него особое влияние. Смит развил эти идеи и применил их к политической экономии. Созданное Смитом
представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы.
Понятие homo oeconomicus (
экономический человек) возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о невидимой руке является одним из наиболее цитируемых фрагментов Богатства народов. Что такое экономический человек и
невидимая рука? Ход мыслей Смита можно представить себе примерно так. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Но преследовать свой интерес человек может, только оказывая
услуги другим людям, предлагая в
обмен свой труд и
продукты труда. Так развивается
разделение труда. Каждый отдельный человек стремится использовать свой труд и свой
капитал (как видим, здесь могут подразумеваться как
рабочие, так и о капиталисты) таким образом, чтобы продукт его обладал наибольшей
ценностью. При этом он и не думает при этом об общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей, но
рынок ведет его именно туда, где результат вложения его ресурсов будет оценен обществом выше всего. "Невидимая
рука" -- это красивая метафора для обозначения стихийного
действия объективных экономических законов. Условия, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное
действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. У Смита это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это
принцип и
цель экономической политики, т. е. политики laissez faire, с другой - это теоретическая
конструкция,
модель для изучения экономической действительности. В
физике полезными орудиями познания природы являются абстракции идеального газа и идеальной жидкости. Реальные газы и жидкости не ведут себя идеально или ведут себя так лишь при некоторых определенных
условиях. Однако имеет большой смысл абстрагироваться от этих нарушений, чтобы изучать явления в чистом виде. Нечто подобное представляет собой в политической экономии
абстракция экономического человека и свободной (совершенной) конкуренции. Наука не смогла бы изучать массовые экономические явления и
процессы, если бы она не делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой точки зрения абстракция экономического человека и свободной конкуренции сыграла важнейшую роль в экономической науке. Для Смита homo oeconomicus является выражением вечной и естественной человеческой природы, а
политика laissez faire прямо вытекает из его взглядов на человека и общество. Если
экономическая деятельность каждого человека ведет в конечном счете к благу общества, то ясно, что эту деятельность не надо ничем стеснять. Смит считал, что при свободе передвижения товаров и денег, капитала и труда
ресурсы общества будут использоваться наиболее эффективным образом. Экономическая политика английского правительства на протяжении следующего столетия была в известном смысле осуществлением смитовой программы. Сохранился такой любопытный рассказ. В последние годы жизни Смит был уже знаменит. Будучи в 1787 г. в Лондоне, Смит приехал в дом одного знатного вельможи. В гостиной было большое общество, включавшее премьер-
министра Уильяма Питта. Когда вошел Смит, все встали. По своей профессорской привычке он поднял руку и сказал: Прошу садиться, господа. Питт на это ответил: После вас, доктор, мы все здесь ваши ученики. Возможно, это только
легенда, но она очень правдоподобна.
Экономическая политика У. Питта во-многом опиралась на идеи свободной торговли и невмешательства в экономическую жизнь общества, которые проповедовал Адам. Смит. Переведенные работы: 1. Смит А.
Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1935 2. Смит А. Теория нравственных чувств, или Опыт исследования о законах, управляющих суждениями. СПб.: И. И. Глазунов, 1895.


Смотреть значение Адам Смит в других словарях

Адам — вообще, человек во плоти, грешник; | падкий на соблазн. И ты адам, и я адам; все мы адамы. | Взятый от земли; | праотец. Помер - ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю,........
Толковый словарь Даля

Адам — (А прописное), а, м. В выражениях: от а, (начиная) с а (разг.) - от начала мира. От а до наших лет. Маяковский. (По имени а - первого человеке на земле в библейской легенде.)
Толковый словарь Ушакова

Адам* М. — 1. Имя первого человека на Земле, созданного - по библейскому сказанию - Богом.
Толковый словарь Ефремовой

Адам — -а; м. [от др.-евр. adam - человек]. [с прописной буквы] Адам-прародитель (согласно библейскому рассказу: первый человек, сотворённый Богом). * Адам прельщён женою, а жена змеёю........
Толковый словарь Кузнецова

Вайсхаупт Адам — (1748 – 1811 ) – предводитель «Баварских иллюминатов», масон, просветитель, иезуитский священник и профессор церковного права.
Политический словарь

Мюллер Адам — (1779–1829) – философ романтизма, в своих трудах старался применить принципы романтизма к учению о государстве, подверг резкой критике политэкономическое учение Адама........
Политический словарь

Парфри Адам — (р.1959) – современный американский публицист, издатель антологий нонконформистских текстов. Наиболее известной является «Apocalypse Culture» (1987).
Политический словарь

Пшеворский Адам — - американский политолог. Являлся одним из основных участников международного проекта "Переходы от авторитаризма к демократии", который завершился изданием в Университете........
Политический словарь

Смит Адам — (1723–1790) – шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Автор “Исследования о природе и причинах богатства народов”........
Политический словарь

Артродез По Смит-петерсену — см. Смит-Петерсена артродез.
Большой медицинский словарь

Адам — (Adam) Роберт (1728-92) - английский архитектор, представительклассицизма. Строгие, рациональные по планировке усадебные дома(Кенвуд-хаус в Лондоне, 1767-69), общественные здания........
Большой энциклопедический словарь

Адам Бременский — (Adam von Bremen) (? - после 1081) - северогерманскийхронист. Сочинение "Деяния епископов Гамбургской церкви" - ценныйисточник, в т. ч. по истории славяногерманских отношений.
Большой энциклопедический словарь

Мак-адам — (McAdam) Джон Лаудон (1756-1836), шотландский инженер, которому приписывается изобретение дорожного покрытия макадам. Предложил поднять дороги над окружающей территорией,........
Научно-технический энциклопедический словарь

Смит — (Smith) Майкл (р. 1932), канадский биохимик, родившийся в Британии. Разработал метод локализованного мутагенеза, позволяющий изменять ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД путем направленного........
Научно-технический энциклопедический словарь

Ганс Адам — (Hans Adam) (р. 1945) - князь Лихтенштейна с 1990.
Большой энциклопедический словарь

Смит-петерсена Артродез — (M. N. Smith-Petersen, 1886-1953, амер. хирург) артродез крестцово-подвздошного сустава при его туберкулезном поражении, производимый путем удаления хрящевого покрытия суставной........
Большой медицинский словарь

Смит-петерсена Метод — (M. N. Smith-Petersen) метод остеосинтеза при переломах шейки бедренной кости, заключающийся в проведении через отломки трехлопастного гвоздя по направляющей спице, предварительно........
Большой медицинский словарь

Смит-петерсена Трехлопастный Гвоздь — (M. N. Smith-Petersen) стержень из антикоррозийного металла, имеющий по длине три выступающих плоских ребра; предназначен для остеосинтеза при переломах шейки бедренной кости.
Большой медицинский словарь

Смит — (Smith) Майкл (р. 1932) - канадский биохимик. Основные труды поразработке метода направленного (сайт-специфичного) мутагенеза и егоприменению для получения модифицированных........
Большой энциклопедический словарь

Смит-вессон — одна из систем револьвера. Калибры 11,56; 11,43 и 11,18 мм.В 70-90-х гг. 19 в. состоял на вооружении русской армии, сохранялся позжев полиции.
Большой энциклопедический словарь

Смит-фалькнер — Мария Натановна (1878-1968) - российский экономист,член-корреспондент АН СССР (1939). Основные труды по политэкономиикапитализма и социализма, теории статистики и положению........
Большой энциклопедический словарь

Сэр-томас-смит — о. см. Ян-Майен
Географический словарь

Адам — (земля или земной, может быть также красноватый)-а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь........
Исторический словарь

Адам (человек) — - в Библии первый человек и прародитель человеческого рода. По одному из вариантов мифа, Бог создал Адама из праха земного, вдохнул жизнь в его ноздри и отправил в рай,........
Исторический словарь

Адам, Вильгельм — (Adam), (1877-1949), генерал германской армии. Родился 15 сентября 1877 в Ансбахе, Бавария. Во время 1-й мировой войны был офицером Баварской армии. После войны служил в рейхсвере;........
Исторический словарь

Адамович Адам-фердинанд Осипович — Адамович, Адам-Фердинанд Осипович, 1802 - 1881, с 1834 года был профессором виленской медико-хирургической академии, где читал сравнительную анатомию и историю медицины. Известен........
Исторический словарь

Адам Аркудинский — игумен Далматовского мон. 1776—1781
Большая биографическая энциклопедия

Адам Зерникав — — православный богослов и монах Киево-Печерской лавры, писатель; род. в Кенигсберге 11 (21) сентября 1652 года, умер в лавре в 1693 или 1694 году. Отец его — голштинец, золотых........
Большая биографическая энциклопедия

Адам И Грос — (Adam et Gros) — гравировали акватинтой с рисунков Карнеева для книги: Rehberg, Les peuples de la Russie S. Pbg. 1812 т. II, №№ 1, 5, 6, 8, 15, 19, 25, 28, 30, 31, 44, 46. — Один Грос гравировал: в I т. № 5; во II т. №№........
Большая биографическая энциклопедия

Адам Селлий — (в православии и монаш. Никодим), историк и библиограф, монах Александро-Невской лавры; † 1748
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :