Экономический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ю Я #
A B C D E F G J I K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Клод Анри Сен-симон Де Рувруа

Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon 1760-1825

Во все времена были люди, мечтавшие о лучшей жизни для человечества и верившие в ее возможность на земле. К действительности своего времени эти люди относились обычно критически. Выступая против современного им общества, они анализировали и критиковали социально-экономический строй этого общества. Предлагая переустройство общества, эти люди пытались обрисовать и обосновать более справедливый и гуманный строй. Их идеи выходят за пределы политической экономии, но они играют важную роль и в этой науке.

Социалистические и коммунистические идеи развивались во многих произведениях XVI-XVIII вв. Но это была лишь предыстория утопического социализма. Свой классический период он переживает в первой половине XIX в.

Клод Анри Сен-Симон де Рувруа родился в Париже в 1760 г. и вырос в наследственном замке на севере Франции (ныне департамент Сомма). Он получил хорошее домашнее образование. Свободолюбие и твердость характера рано проявились в юном аристократе. В 13 лет он отказался от первого причастия, заявив, что не верит в таинства религии и не собирается лицемерить. Скоро в нем обнаружилась еще одна черта, немало удивлявшая родных: убеждение в своем высоком общественном призвании. Существует рассказ о том, что 15-летний Сен-Симон приказал своему слуге ежедневно будить его словами: Вставайте, граф, вас ждут великие дела.

Сен-Симон, как это принято в их роду, поступает на военную службу и около трех лет ведет скучную гарнизонную жизнь. Избавление от нее для молодого офицера приходит тогда, когда он отправляется в Америку добровольцем в составе французского экспедиционного корпуса, посланного в помощь восставшим американским колониям против Англии. Позже Сен-Симон с гордостью писал, что он служил под начальством Вашингтона. Он показал себя храбрецом и был награжден орденом только что возникших Соединенных Штатов. Во время морского путешествия Сен-Симон был захвачен англичанами в плен и отправлен на Ямайку, где пробыл до заключения мира в 1783 г. Во Францию он вернулся героем и скоро получил под командование полк. Блестящая карьера открывалась перед молодым графом. Но эта праздная жизнь скоро наскучила ему. Путешествие в Голландию, а затем в Испанию выявляет новое лицо Сен-Симона - лицо искателя приключений и прожектера. В Голландии он готовит военно-морскую экспедицию для отвоевания у англичан Индии. В Испании составляет проект большого канала для соединения Мадрида с морем и организует не без успеха кампанию почтово-пассажирских перевозок.

Воспитанный на идеях энциклопедистов и на опыте американской революции, Сен-Симон с энтузиазмом принял события 1789 г. Около двух лет Сен-Симон довольно активно участвует в революции, однако только на местном уровне: он живет в маленьком городке вблизи от бывшего родового поместья. О потере поместья он не сожалеет, а от графского титула и древнего имени официально отказывается и принимает имя гражданина Бонома (bonhomme - простак, мужик).

В 1791 г. в жизни гражданина Бонома поворот. Он уезжает в Париж и вступает на поприще земельных спекуляций, которые в этот период приняли огромные масштабы в связи с распродажей собственности, конфискованной государством у дворян и церкви. В партнеры себе он выбирает знакомого ему еще по Испании немецкого дипломата барона Редерна. Успех превосходит все ожидания. К 1794 г. Сен-Симон уже очень богат, но здесь на его голову опускается карающая десница якобинской революции. Контрреволюционный термидорианский переворот спасает узника от гильотины. Проведя около года в тюрьме, он выходит на свободу, и вновь пускается в спекуляции, теперь уже безопасные. В 1796 г. совместное богатство Сен-Симона и Редерна оценивается в 4 млн. франков. Но на этом карьера преуспевающего спекулянта обрывается. В Париж возвращается барон Редерн, благоразумно скрывшийся за границу во время террора, и предъявляет свои права на все их совместное состояние, поскольку операции велись от его имени. После долгих споров он вынужден удовлетвориться отступным в 150 тыс. франков, которые дает ему Редерн.

Сен-Симон, который успел побывать воином и авантюристом, патриотом и спекулянтом, превращается в усердного школяра. Увлеченный большими успехами естественных наук, он с обычным для него жаром и энергией берется за их изучение. Остаток своего богатства он использует на содержание гостеприимного дома, где принимает крупнейших ученых Парижа. В течение нескольких лет Сен-Симон путешествует по Европе. Примерно к 1805 г. окончательно выясняется, что от его денег ничего не осталось, и он оказывается на грани бедности.

Позже, обозревая свою жизнь, Сен-Симон был склонен изображать свои взлеты и падения как серию сознательных опытов, которые он проделал, готовясь к своей истинной деятельности социального реформатора.

Печать большой оригинальности лежит на первом печатном произведении Сен-Симона-Письмах женевского обитателя к современникам (1803 г.). Это уже утопический план переустройства общества, хотя изложенный в зачаточной, туманной форме. Стиль Сен-Симона - энергичный, патетический, порой экзальтированный. Со страниц его сочинений встает человек беспокойный, мятежный, болеющий за судьбы человечества.

Последние 20 лет жизни Сен-Симона наполнены лишениями, борьбой и интенсивным творчеством. Оказавшись без средств, он стал, искать любой заработок и одно время работал переписчиком бумаг в ломбарде. В 1805 г. он случайно встретил Диара, своего бывшего слугу, который в свое время, служа у Сен-Симона, сумел приобрести некоторое состояние. Два года Сен-Симон жил у Диара и до смерти последнего в 1810 г. пользовался его помощью. История Дон-Кихота и Санчо Пансы повторилась в этой своеобразной паре! На деньги Диара Сен-Симон выпустил в 1808 г. свою вторую работу - Введение к научным трудам XIX века. Это и несколько других сочинений он печатал малым тиражом и рассылал видным ученым и политическим деятелям, прося критики и помощи в дальнейшей работе.

В 1810-1812 гг. Сен-Симон дошел до предела нужды. Он писал, что продал все свое имущество, вплоть до одежды, что кормится он одним хлебом и водой и не имеет топлива и свечей. Однако, чем труднее ему приходилось, тем упорнее он работал. Именно в эти годы окончательно формируются его взгляды на общество, которые он изложил в ряде зрелых работ, опубликованных начиная с 1814 г. Живет он случайными подачками благотворителей, гордо заявляя, что, не краснея, может просить помощи у кого угодно, ибо эта помощь нужна ему для трудов, единственная цель которых - общественное благо.

Внимание публики было привлечено к Сен-Симону его брошюрой о послевоенном устройстве Европы. В этой брошюре Сен-Симон впервые говорит свою любимую и знаменитую фразу: Золотой век человечества не позади нас, а впереди. Обоснование этого тезиса, разработка путей к золотому веку - таково содержание дальнейшей деятельности Сен-Симона.

Удивительно, но жизнь Сен-Симона к 60 годам несколько налаживается. У него появляются ученики и продолжатели. С другой стороны, проповедь мирного преобразования общества, обращенная к его естественным просвещенным вождям - банкирам, промышленникам, купцам - привлекает внимание некоторых людей среди этого класса. Сен-Симон получает возможность печатать свои сочинения, и они приобретают довольно широкую известность. Богатые последователи обеспечивают ему возможность жить в достатке и напряженно работать. Устроена его личная жизнь: при нем верная мадам Жюлиан - ближайший друг, секретарь, экономка. Свои труды он теперь диктует ей или кому-либо из учеников.

Но и в жизни и в своих сочинениях Сен-Симон остается бунтарем, энтузиастом, человеком порыва и фантазии. Группа банкиров и богачей, давших деньги на издание одного из сочинений Сен-Симона, публично отмежевывается от его идей и заявляет, что он ввел их в заблуждение и обманул доверие. Вскоре после этого Сен-Симон попадает под суд по обвинению в оскорблении королевской фамилии: он напечатал Притчу, в которой заявляя, что Франция ничего не потеряет, если вдруг волшебным образом бесследно исчезнут члены королевской фамилии, а заодно все аристократы, высшие чиновники, священники и т. д., но очень много потеряет, если исчезнут лучшие ученые, художники, мастера, ремесленники. Суд присяжных оправдал его, найдя здесь лишь забавный парадокс.

Если это скорее трагикомический эпизод в жизни Сен-Симона, то попытка самоубийства в марте 1823 г.- подлинно трагический. Сен-Симон стрелял себе в голову из пистолета, остался жив, но лишился одного глаза (после чего художники были вынуждены изображать его в профиль). До конца объяснить любое самоубийство невозможно, и едва ли стоит гадать о причинах поступка Сен-Симона. В прощальном письме близкому другу (где он также просит позаботиться о мадам Жюлиан) Сен-Симон говорит о своем разочаровании в жизни, вызванном слабым интересом людей к его идеям. Однако, едва поправившись после ранения, он вновь с жаром берется за работу и в 1823-1824 гг. издает свой самый законченный и отделанный труд - Катехизис индустриалов. В течение 1824 г. Сен-Симон лихорадочно работает над своей последней книгой - Новое христианство, стремясь дать будущему обществу индустриалов новую религию, берущую от христианства лишь его исходный гуманизм. В мае 1825 г., через несколько недель после выхода в свет Нового христианства, Клод Анри Сен-Симон умер.

Можно сказать, что учение Сен-Симона прошело в своем развитии четыре стадии. Первая представлена трудами Сен-Симона до 1814-1815 гг. В этот период главные его черты - культ науки и ученых, довольно абстрактный гуманизм.

Вторая стадия воплощается в зрелых трудах Сен-Симона последних 10 лет его жизни. В них Сен-Симон решительно отказывается признавать капитализм естественным и вечным строем и выдвигает тезис о закономерной смене его новым общественным строем, где сотрудничество людей сменит антагонизм и конкуренцию. Эта смена произойдет путем мирного развития общества индустриалов, в котором будет ликвидирована экономическая и политическая власть феодалов и паразитических буржуа-собственников, хотя сохранится частная собственность. Сен-Симон считал, что современное ему общество состоит из двух основных классов - праздных собственников и трудящихся индустриалов. Первый класс у Сен-Симона включает крупных землевладельцев и капиталистов-рантье, не участвующих в экономическом процессе. К ним примыкает возвысившийся за годы революции и империи слой военной и судейской бюрократии. Индустриалы - все прочие, составляющие вместе с семьями, по мнению Сен-Симона, до 96% всего населения тогдашнего французского общества. Сюда входят все люди, занимающиеся любой общественно полезной деятельностью: крестьяне и наемные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, ученые и художники. Доходы собственников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриалов - трудовыми. Сен-Симон не выступал в принципе против частной собственности, а лишь, так сказать, против злоупотребления ею и не предвидел ее ликвидацию в будущем обществе, а считал возможным установить над ней лишь известный контроль со стороны общества.

Труды, пропаганда и практическая деятельность учеников в период от смерти Сен-Симона до 1831 г. представляют собой третью стадию сенсимонизма и, в сущности, его расцвет. Сенсимонизм становится подлинно социалистическим учением, поскольку он фактически требует ликвидации частной собственности на средства производства, распределения благ по труду и способностям, общественной организации и планирования производства. Наиболее полно и систематически эти идеи выражены в публичных лекциях, которые в 1828-1829 гг. читали в Париже ближайшие ученики Сен-Симона С. А. Базар, и Б. П. Анфантен. Эти лекции были впоследствии изданы под заглавием Изложение учения Сен-Симона. Социализм, по их представлениям, должен был возникнуть как закономерный результат развития производительных сил. Ученые и наиболее талантливые предприниматели должны были в будущем взять на себя политическое и экономическое руководство обществом. Политическое руководство постепенно сойдет на нет, поскольку при будущем строе надобность в управлении людьми отпадет, а останется только управление вещами, т. е. производством. Заметим также, что в трудах Сен-Симона и его учеников мы не находим специальной трактовки основных категорий политической экономии. Они не анализировали создание и распределение стоимости, закономерности заработной платы, прибыли, земельной ренты.

Период, начавшийся в 1831 г., представляет собой четвертую стадию и распад сенсимонизма. Не имея сколько-нибудь прочных позиций в среде рабочего класса, сенсимонисты оказались еще более отдалены от рабочего класса и даже от демократической учащейся молодежи религиозной сектантской окраска, которую принял сенсимонизм в эти годы. Анфантен стал верховным отцом сенсимонистской церкви, была основана своеобразная религиозная коммуна, введена специальная униформа (застегивающиеся сзади жилеты). Возникли резкие расхождения внутри движения между различными группами последователей Сен-Симона. В ноябре 1831 г. Базар с группой своих сторонников вышел из церкви. Вскоре орлеанистское правительство, пришедшее к власти после Июльской революции 1830 г., организовало против Анфантена и его группы судебный процесс, обвинив их в оскорблении нравственности и в проповеди опасных идей. Анфантен был осужден на один год тюрьмы. Движение распалось организационно, некоторые его члены продолжали разрозненно и безуспешно проповедовать сенсимонизм, некоторые примкнули к другим социалистическим течениям, а иные превратились в добропорядочных буржуа. На этом и прекратил свое достаточно долгое существование сенсимонизм.

Переведенные работы:

Сен-Симон А. К. Избранные сочинения, т. 1-2, М. - Л., 1948.


Смотреть значение Клод Анри Сен-симон Де Рувруа в других словарях

Сен-симонизм М. — 1. Учение французского социалиста-утописта XIX в. Сен-Симона и его последователей.
Толковый словарь Ефремовой

Сен-симонист М. — 1. Приверженец сен-симонизма. 2. Представитель сен-симонизма.
Толковый словарь Ефремовой

Сен-симонистский Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: сен-симонист, сен-симонизм, связанный с ними. 2. Свойственный сен-симонизму, характерный для него. 3. Принадлежащий сен-симонистам.
Толковый словарь Ефремовой

Бергсон Анри — (1859-1941) – французский философ, создатель теории «философии жизни», «витализма» (лат. «vita», «жизнь»). Резко критиковал современную цивилизацию за механицизм, утрату «жизненного........
Политический словарь

Берлин Симон Давидович — (1908, Минск - ?). Член Национально-трудового (правого) "Хе-Халуца" и Единой Всероссийской организации сионистской молодежи. Арестован 24.2.1926 в Минске. Приговорен к 3 годам........
Политический словарь

Бланшо Анри — (р. 1907) - французский писатель, мыслитель, эссеист, литературный критик крайне левого толка. Повлиял на структуралистскую философию. Романы «Аминадав» (1942), «Безумие дня»........
Политический словарь

Гинзбург Симон Гиршевич — (? - ?). Член Сионистского социалистического молодежного союза. Арестован 17.4.1928 в Москве. В 1928 в ссылке в с. Уил (Актюбинский район), в 1929 в Актюбинске. В октябре 1933 разрешено........
Политический словарь

Глозман Семен (симон) Анатольевич — (1887 - не ранее 1949). Социал-демократ. Член РСДРП с 1903. Рабочий. Образование среднее. В 1906 и 1907 подвергался арестам, был выслан в Архангельск, вновь арестован в 1912, выслан в........
Политический словарь

Гольбах Поль Анри — (1723–1789) – французский философ, материалист, атеист. Активно сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. ДАламбера. Систематизатор взглядов французских материалистов........
Политический словарь

Констан Бенжамси Анри Де Ребе — французский писатель, теоретик либерализма, политический деятель. Основой политической философии К. является его учение о свободе. Свобода, по его мнению, состоит в........
Политический словарь

Корбен Анри — (1903 – 1978) – французский философ, специалист по иранской и исламской философии.
Политический словарь

Леви-строс Клод — (род. 1908) – французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. В статье «Структурный анализ в лингвистике и антропологии» (1945) утверждал,........
Политический словарь

Масси Анри — (1886–1970) – французский крайне правый политический деятель, публицист.
Политический словарь

Петлюра Симон Васильевич — (10 мая 1879, Полтава, – 25 мая 1926, Париж). Родился в семье мещан, происходившей из казаков. В духовной семинарии (Полтава) участник политического кружка, ставшего позднее........
Политический словарь

Сен-мартен Жан Клод Де — (1743–1803) – французский мистик, писатель, «называемый «неизвестным философом», создатель собственного учения («мартинизм»), повлиявшего на современное масонство.
Политический словарь

Сен-симон Клод Анри Де Рувруа — (1760–1825) – граф, французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. Основные черты........
Политический словарь

Тер-петросян Симон Аршакович, "камо" — (1882 - 1923) – видный большевик. Для нужд партии совершал грабежи и торговал оружием. Неоднократно арестовывался, но сбегал или симулировал сумасшествие. Приговаривался........
Политический словарь

Ашара-сен-жирона Непрямая Гемоглобинурия — (Е. Ch. Achard, 1860-1944, франц. терапевт; Saint-Jiron) гемоглобинурия при отсутствии гемоглобинемии, наступающая вследствие деструкции эритроцитов в сосудистой системе почек.
Большой медицинский словарь

Гемоглобинурия Непрямая Ашара-сен-жирона — см. Ашара-Сен-Жирона непрямая гемоглобинурия.
Большой медицинский словарь

Бернарден Де Сен-пьер — (Bernardin de Saint-Pierre) Жак Анри (1737-1814) -французский писатель. Руссоистские идеи в романе "Поль и Виргиния" (1788),сатирико-философской повести "Индийская хижина" (1791), повести "Суратскаякофейня" (1791).
Большой энциклопедический словарь

Вивьен Де Сен-мартен — (Vivien de Saint-Martin) Луи (1802-97) - французскийгеограф. Автор "Истории географии и географических открытий" (1873),"Нового словаря всемирной географии" (т. 1-7). Труды по историческойгеографии........
Большой энциклопедический словарь

Гуго Сен-викторский — (Hugo de Sancto Victore) (ок. 1096 - 1141) -христианский богослов и философ августинианского направления, мистик,глава сен-викторской школы. Родом, вероятно, из Саксонии, ок. 1115переехал........
Большой энциклопедический словарь

Демаре Де Сен-сорлен — (Desmarets de Saint-Sorlin) Жан (1595-1676) -французский писатель. Один из первых членов Французской академии. В т. н."споре о древних и новых" - оппонент Н. Буало и союзник Ш. Перро. Авторлюбовных........
Большой энциклопедический словарь

Кан Сен Сан — (р. 1931) - премьер Административного совета КНДР в январе1984 - декабре 1986 и с декабря 1992. В 1977-82 заместитель премьераАдминистративного совета.
Большой энциклопедический словарь

Ким Ир Сен (1912-94) — генеральный секретарь ЦК Трудовой партии Кореи(ТПК) с 1966 (в 1949-66 председатель ЦК ТПК), президент КНДР с 1972. В1948-72 председатель Кабинета министров КНДР. В условиях однопартийногорежима........
Большой энциклопедический словарь

Клод — (Claude) Альбер (1899-1983) - бельгийский биохимик. В 1923-49 работалв США. Один из первых применил метод дифференцированного центрифугированиядля исследования субклеточных структур.........
Большой энциклопедический словарь

Ла-шапель-о-сен — (La Chapelle-aux-Saints) - позднепалеолитическая пещернаястоянка близ одноименной деревни во Франции (департамент Коррез).Погребение неандертальца.
Большой энциклопедический словарь

Лепелетье Де Сен-фаржо — (Le Peletier de Saint-Fargeau) Луи Мишель(1760-1793) - деятель Великой французской революции, якобинец. Авторпроекта (1793) введения единого всеобщего бесплатного образования детей (взначительной........
Большой энциклопедический словарь

Перс Сен-жон — см. Сен-Жон Перс.
Большой энциклопедический словарь

Пьер-сен-мартен — (Pierre-Saint-Martin) - карстовая пропасть в сопредельномрайоне Франции и Испании, в Зап. Пиренеях. Глубина 1350 м (одна из самыхглубоких в мире).
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :